Школа вне религии

None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Главным фактором религиозной терпимости в нашей стране является реальный светский статус государства. В Казахстане государственная система образования и воспитания также носит светский характер. Поэтому ношение в школе одежды, подчёркивающей религиозную принадлежность учеников, нежелательно.

В Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» четко прописано, что кроме организаций, дающих религиозное образование, система образования и воспитания отделена от религии и религиозных объединений.

Равенство путей к Богу

Как известно, законодательство светского государства направлено на защиту интересов гражданского общества. Да, в РК более 60% населения в той или иной степени исповедуют ислам, но никогда на государственном уровне не проводилось протекционистской политики в отношении ислама.

У нас в стране нет государственной религии. Даже на протокольных мероприятиях строго выдерживается, назовем ее так, межконфессиональная корректность. Если в торжественных мероприятиях участвуют духовные лица, то наряду с верховным муфтием мусульман РК главу государства сопровождают и лидеры основных конфессий республики - христианства и иудаизма.

Светскость в случае образования означает, что в школах, колледжах, ВУЗах запрещено формировать у молодежи определённое отношение к религии.

Причем, законодательные требования едины для представителей всех конфессий. То есть, принципы светскости в школах относятся не только к исламу, как это иногда пытаются представить безответственные деятели, но аналогичны и в отношении любой другой религии.

Напомним, что в пункте 15-1 статьи 47 Закона РК «Об образовании» было введено положение о том, что «в организациях среднего образования обязаны соблюдать требования к обязательной школьной форме».

В приказе МОН РК говорится, что «Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается». Таким образом, требования к школьной форме запрещают не только ношение хиджаба, но и использование других религиозных элементов.

Специалисты считают, что любая религиозная атрибутика подразумевает под собой явную или скрытую пропаганду определённой конфессии. Конечно, речь идет о религиозной символике и атрибутике, которая носится напоказ.

В этом контексте понятно, что запрет на ношение хиджаба в стенах школы введен лишь в целях сохранения внутреннего распорядка учебного заведения в соответствии с принципами светскости.

Вера и ритуалы

Понятие униформы означает запрет не только на ношение религиозной, но и любой другой атрибутики. К примеру, ученик не имеет права ходить на уроки в наряде хиппи с острова Гоа, с яркими и броскими украшениями.

Очевидно, что любая форменная одежда должна соответствовать целям и требованиям рода деятельности. Для школьника она должна

быть удобной, гигиеничной, деловой, чтобы настраивала на серьёзное отношение к учебе.

Кроме того, униформа предполагает социально-личностный аспект. Во-первых, она символизирует принадлежность к какой-либо корпорации (общности), соответственно, возлагает ответственность перед ней. Это также своего рода инструмент контроля, определяющий рамки поведения. Не зря студенты лучших университетов или школ любят щеголять в униформе и вне стен альма-матер.

Во-вторых, единая форма не допускает разделение детей школьного возраста по социальному признаку, способствует предупреждению и преодолению психологического давления.

Мировая практика - а в ведущих странах мира школьная униформа существует, как минимум, с 19 века, - убедительно доказывает ее преимущества как в социальном, так и гигиенических аспектах.

Таким образом, верующие граждане, поднимающие вопрос ношения религиозной одежды в школе, прежде всего это касается хиджаба, должны понимать, что Казахстан является светским государством. И соблюдение законодательства страны является гражданским долгом и обязанностью каждого. Верующие здесь не исключение.

Истинный мусульманин должен также осознавать, что вера должна быть в сердце, а внешние атрибуты дело второстепенное это больше вопрос традиций. Например, в Казахстане, придерживающемся просвещенного ислама, женщины никогда не носили хиджаба или паранджи.

Как сказал великий поэт Рабиндранат Тагор, когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией. Секулярное государство и светские законы - это неизбежный компромисс между последователями

различных конфессий, а также неверующими в одном обществе. И этот разумный принцип должен соблюдаться и в сфере образования.

Алия Темирова