Секреты древнего искусства ковроткачества раскрыла жительница Костанайской области

Фото: None
КОСТАНАЙ. КАЗИНФОРМ- В преддверии праздника Наурыз в Костанае прошёл мастер-класс по ковроткачеству. Об особенностях древнего ремесла по созданию «тықыр кілем» корреспонденту МИА «Казинформ» рассказала мастерица Жибек Жусупова. 

Жибек апай научилась искусству ковроткачеству от матери и ее подруг. По её словам, раньше было хорошей традицией собираться с подругами за интересной беседой и заниматься ковроткачеством.  Но Жибек апа, так уж повелось, все привыкла делать сама, в том числе и ткать ковры. В среднем, как рассказывает мастерица, одному человеку не спеша можно соткать ковёр размером 2*3 за один месяц. 

«Самостоятельно ткать ковры я уже могла в 14 лет. Ковров 12 за все время я соткала. Последний раз я ткала года четыре назад по просьбе знакомой. После этого не было необходимости. Потому что никто не заказывал, ведь в нынешнее время проще и дешевле купить готовый товар»,- говорит Жибек апай.   

Для того, чтобы ткать ковры, обязательным атрибутом является станок, раньше чаще был - деревянный, а сейчас, как говорит Жибек апай, легче пользоваться металлическим. Как оказалось, на станок необходимо натягивать основные нити, между ними уже вырисовываешь, продевая нити различных цветов, необходимый тебе узор.

 

«Вообще, вся работа начинается с подготовки шерсти. Шерсть для ковров мы использовали овечью. Тоже трудоемкий процесс, потому что нужно сперва обработать, вымыть и высушить шерсть. Потом ее взбивают деревянными палками, чтобы она стала пушистой. Затем красишь и прядёшь нити. И только потом - можно приступать к работе со станком, - рассказывает мастерица. - Особое место в этом процессе занимает создание орнамента. Нити, которые мы берем за основу ковра, должны быть прочные и чуть толще, чем пряжа. Затем, отсчитывая нити, нужно продевать через них пряжу других цветов. Здесь нужна усидчивость и внимательность. Но результат в виде красивого казахского орнамента на ковре просто завораживает. 

Что касается узоров, то их разновидностей тоже очень много. по словам Жибек апай,  бывают зооморфные - клювы, рога барана, следы животных. А также - растительные, в основном на них цветы. Еще - космогонические, геометрические фигуры. И все они несут смысловую нагрузку. 

Как отмечает Жибек апай, маленькие коврики можно соткать за неделю, а вот на большие ковры уходит значительно больше времени - от месяца и больше. Да и клубков шерсти на такой ковёр уйдёт порядка 25.  
 

В предверии Наурыз мейрамы у костанайцев была возможность на организованном историко-краеведческом музеем мастер -классе окунуться в процесс ковроткачества. Костанайские мастерицы, владеющие редким и древним ремеслом ковроткачества, продемонстрировали зрителям процесс создания ковра - тықыр кілем, начиная со взбивания шерсти специальными палочками и завершая изготовлением коврового полотна на старинном ткацком станке. Среди них была и наша героиня Жибек апа, а на начатом ею ковре была возможность попробовать себя в качестве мастера по ткачеству и у всех желающих. 

Жибек апай отмечает, что пока среди тех, кто хочет научиться древнему казахскому ремеслу ковроткачества, только дочки и внучки. А хотелось бы возродить эту традицию и вынести в широкие массы. 

«Сегодня не многие интересуются этим искусством, так как в магазине можно купить все, что угодно. В том числе и ковры. Однако те, кто ценит такие уникальные работы, понимают, что магазинные изделия не заменят работы ручной работы. Надеюсь, что это искусство в будущем вновь обретёт популярность среди населения»,- заключила Жибек Жусупова.
  

Фото предоставлено Костанайским областным историко-краеведческим музеем 

Сейчас читают