СДЕЛАНО В КАЗАХСТАНЕ: В нашей стране можно открыто, честно, без взяток заниматься бизнесом - И. Ильинский (ФОТО)
- Для начала, Игорь, расскажите, как Вы решили открыть швейный бизнес?
- Решение пришло после того, как в 2011 году образовался Таможенный союз. Постепенно стало вырисовываться понимание того, что теперь наши казахстанские компании могут конкурировать с китайскими и турецкими, и появилась какая-то надежда. Еще во времена СССР у меня был кооператив, я занимался швейным делом, но после распада страны все потерялось, надо было как то выживать, и мы ушли в торговлю - как и многие.
В 2011 году появилась мысль «А что, если вернуться к делу?». Думал долго - в течение не одного дня и даже не месяца. В итоге - мы открылись в 2013 году. Получилось так, что сначала думали, что именно будем шить. По джинсам, понятно, нужно особое - дорогое оборудование. Можно было начать с рабочей одежды, как часто все делают, но хотелось выпускать товар для народа, а не для тендеров. Постепенно мы остановились на трикотаже, так как он есть в гардеробе у каждого. В конечном счете сузились до женского белья. В плане конкуренции - в Казахстане этим никто не занимается. Собрали немного денег, помогли родственники, и мы закупили первые машинки... Так и начали выпускать продукцию.
- А сами Вы по профессии кто?
-У меня было очень много профессий, но хочу сказать, что в швейном деле я знаю все: от настройки оборудования до конструкции и дизайна одежды. Я сам до сих пор сажусь за машинку, если есть срочные заказы. И сам обучил наших молодых сотрудниц именно по нашему профилю
- Раз речь зашла о сотрудниках, какой у вас штат?
- На данный момент у нас работают 5 человек.
- Я слышала, что Вы недавно начали представляться в Carrefour, который открылся в феврале этого года. Где еще можно найти вашу продукцию?
-У нас в 2014 году народу было больше, потом из-за кризиса все начало сокращаться. Мы работали с сетью магазинов одежды. Потом сеть расформировалась, и начались затруднения. Зато мы теперь точно знаем, что самим нужно продвигаться. Сейчас мы представлены в Carrefour, в еще одном крупном магазине, и к нам приезжают закупаться небольшие оптовики. Планируем открыть свои магазины.
- Если говорить о производстве: каковы сейчас его объемы и вышли ли Вы уже на окупаемость?
- К сожалению, на окупаемость мы еще не вышли. Потому что последние потрясения на экономике на нас тоже очень отразились. Весь прошлый год мы уходили в минус. Но я не говорю, что это был потерянный год. Мы извлекли уроки. Стали думать над продвижением. Финансовые обязательства перед третьими лицами еще не отданы. Но сейчас все же ситуация гораздо лучше. После выравнивания курса тенге и рынок выравнивается. Я заметил, что многие наши компании начинают обращаться к отечественному производству. Потому что у нас стали конкурентными цены. Если в долларах раньше цена была дороже, то теперь намного конкурентнее по сравнению с импортом. Но с Китаем и Узбекистаном мы еще не выровнялись.
Я вообще не стремлюсь делать низкокачественную вещь. Во-первых, мне стыдно людям в глаза смотреть. У нас на упаковке везде написан адрес, в соцсетях спокойно можно найти нас по телефону. Даже Вы на нас вышли через соцсети, а значит - и любой другой может сделать то же самое. Как я буду человеку в глаза смотреть, если он в любой момент может мне сказать, что мы выпускаем некачественную вещь. Поэтому мы делаем только качественно. Как завоевать сердце покупателя? Надо все делать качественно. Цена не на первом месте в покупательском спросе. На первом - всегда качество.
Сейчас еще для покупателей важна локация. Важен вопрос «А где это сделано?» Жители других стран более патриотично относятся к отечественным производственникам. Это правильная позиция. Да, можно заплатить за иностранную вещь, которая будет стоить чуть дешевле и по качеству будет примерно такой же. Но не надо даже экономического образования, чтобы понимать, что когда ты платишь «100 тенге» за отечественный продукт, они остаются в стране, они не уходят за границу, а идут в налоги, а оттуда - в зарплаты и так далее.
- Все же если говорить об объемах производства, какова тенденция?
- В 2014 году нас было 14, сейчас - 5 человек. Сейчас у нас мощность 50-70 футболок, если нижнее белье, то около 120 штук в день. Мы наращиваем выход продукции параллельно спросу.
- Работаете по заказам?
- В тендерах не участвуем, но заказы от компаний принимаю, и они идут.
- Была ли помощь со стороны государства?
- Большую помощь от государства получили в консультативном плане. К примеру, фонд развития предпринимательства «ДАМУ» и Национальная палата предпринимателей оказывают очень хорошую поддержку в плане консультаций, разъяснений по законам и по бухгалтерии. Я сейчас слышу, что у Палаты предпринимателей, у акиматов есть собственные средства, которые выделяются для поддержки малого бизнеса.
- Уже прошло почти полгода, какие Вы можете сделать прогнозы по Вашему бизнесу за этот период?
-Да, уже можно что-то говорить. Если будет, как и сейчас, то есть более или менее стабильная обстановка, то в конце года мы планируем нанять еще 5 человек и выпускать порядка 300 единиц футболок, 500 единиц нижнего белья. И еще в планах - открыть собственный магазин.
-Кстати, где Вы закупаете такое качественное сырье?
- Сырье мы закупаем в Турции. К сожалению, именно такую ткань, которая мне нужна, я не нашел в нашей стране. Для белья нужно очень хорошее сырье. Но это дело поправимое. Потому что спрос рождает предложение. У нас сейчас образуются разные малые предприятия. Когда спрос, который дойдет до критической массы, найдется человек, который скажет «Ребята, у нас же хлопок есть! Я ведь могу пряжу выпускать, а потом и ткани». А спрос есть. У нас много людей, которые хотят шить. У нас уже есть СЭЗ «Онтүстік», там делают хорошего качества пряжу, но трикотаж я там не нашел. У нас все есть. У нас есть стада овец, от которых можно получать шерсть. У нас есть газ и нефть, из которых можно делать синтетику. Я думаю, все это будет у нас тоже.
- Ваши пожелания тем, кто хочет делать бизнес в Казахстане.
- Если говорить о тех, кто хочет начать бизнес в швейном деле. Я не боюсь конкуренции, пускай нас будет много. И, приоткрывая занавес, отмечу, что мы скоро запустим небольшие обучающие видеоролики. Например, «Как сшить футболку». На самом деле это просто. Кому-то, может, знаний не хватает, а кому-то денег. Я в этих видеороликах расскажу, как можно практически без денег начать такой бизнес.
И тем, кто хочет именно в швейном деле открыть цех или мастерскую, и всем другим говорю: «Ребята, не бойтесь!». В нашей стране можно открыто, честно, без взяток делать бизнес. Любая структура: начиная от фонда ДАМУ, НПП и заканчивая министерствами и акиматами, старается сейчас помочь малому и среднему бизнесу. Не верьте тем, кто говорит, что в нашей стране без взяток ничего не сделаешь. Сейчас даже регистрация ИП занимает считанные дни. Уверен: те, кто не хотят что-то делать, - ищут причины. И они их найдут - тысячи. А сели действительно захотел сделать бизнес, ты возьми и найди все, что необходимо.
Мне было больше 50-ти, когда я открыл бизнес. Если я в таком возрасте смог начать свое дело, то молодым надо только идти вперед. Помощь всегда найдется.
- Спасибо за интересную беседу и - удачи в Вашем деле!