Ровно 90 лет назад завершилось строительство легендарного Турксиба
«Серебряный» костыль был забит на 8 месяцев раньше запланированного срока.
«Вот подается последняя пара рельсов. Мгновение и последний удар! Есть! Смычка состоялась. Сотня рабочих северной и южной укладки бросились навстречу друг другу. Мощное «Ура!» рвалось из сотен грудей. Это были незабываемые минуты. Люди обнимались, поздравляли друг друга с победой. Ветераны строительства не могли сдержать слезы радости»,- писала железнодорожная газета «Гудок».
«Сегодня кажется невероятным, что тогда люди почти вручную сумели в кратчайший срок построить легендарный Турксиб. Это более 1,4 тыс. км рельсовой колеи через безводные степи и пустынные пески, горные реки и скалистые хребты. Дорогу можно считать продолжением Великого шелкового пути: вдоль нее выросли новые депо, мосты, была налажена система связи. Сейчас молодому поколению нужно знать историю Турксиба, знать о подвиге его создателей. Это был рекорд, достойный Книги Гиннесса. Славные традиции строителей Турксиба должны быть продолжены современной молодежью», - отметил Почетный железнодорожник, член Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ» Калтай Самбетов.
Тогда тысячи людей, пришедших на строительство дороги, обучились грамоте, приобрели технические специальности путейцев, машинистов, механиков, связистов. Многие в итоге стали родоначальниками целых династий железнодорожников.
По новой дороге в центрально-азиатские республики пошли поезда с углем, лесом, металлом и хлебом, в обратном направлении – фрукты, хлопок и шерсть. Железная дорога дала мощный толчок для развития региона, открыв новые перспективы для сельского хозяйства, горнодобывающей, металлургической, нефтяной промышленности и других отраслей. С каждым годом объемы перевозок по Турксибу значительно возрастали.
В пустынных и полупустынных местах появились новые станционные поселки и города: Жана-Семей, Чарская, Жангиз-Тобе, Жарма, Аягуз и другие.
В АО «НК «ҚТЖ» планируется проведение различных мероприятий в честь юбилея Турксиба. Большинство из них пройдут онлайн, дистанционно. Важно, чтобы последующие поколения чтили и помнили историю железной дороги.