Роль театра в жизни должно быть очень активным - Р.Андриасян
- Рубен Суренович, на каком этапе развития находится сейчас театральное искусство Казахстана?
- Ситуацию в Казахстане очень трудно назвать театральным бумом, потому что сейчас только начинается процесс осмысления места театра в современном обществе, и это очень сложный вопрос. Все мы констатируем факт понижения культурного уровня нашего общества, и все мы понимаем, насколько важно сейчас приложить максимум усилий, чтобы этот процесс остановился. Иначе нам придется очень сильно «догонять».
- В чем же причина такого отставания?
- Очень много прошло мимо нас, этот процесс начался еще в советские годы - мы упустили несколько поколений для воспитания отношения к серьезному театру, музыке, живописи, литературе. Чтобы обозначить эти проблемы и преодолеть их, наверное, и нужен такой форум, который проходит сегодня.
- Но все же, после определенного «застоя», люди опять начали ходить в театры, на спектаклях практически полные залы...
- В частности нашему театру грех жаловаться на нелюбовь зрителя. Даже в самые трудные времена, к примеру, в начале 90-х годов мы с удивлением обнаружили, что люди продолжают ходить в театр. Это были своего рода акт сопротивления времени, необходимость духовного начала в нашей жизни. Да и относительно недавно, когда в театре делали ремонт, не было своего помещения, и мы играли в разных концах города, зритель все равно продолжал приходить на наши постановки.
- Значит, Вы считаете, что перспективы развития у казахстанского театра все же есть?
- Я люблю говорить, что в театре работают непроходимые оптимисты, пессимистам там делать нечего. Что касается перспектив, хочу сказать, что они обязательно должны быть. Многие говорят, что театр «висит» на шее у государства, но ведь мы получили в наследство такую форму - не окупаемую. Это так называемый репертуарный театр - наследие советских времен. Театр требует определенных вложений и, думаю, что не только со стороны государства. Рано или поздно будет создан государственный механизм стимулирования спонсорства и меценатства. Именно тогда человек, который дает какие-то средства на постановку, не будет себя ощущать глупо. Тогда часть расходов с плеч государства ляжет на плечи общественности.
- Как дела обстоят с образованием в сфере театрального искусства, соответствуют ли наши выпускники требованиям современности?
- Мне очень трудно судить, потому что я сам занимаюсь подготовкой кадров. Девять человек из предыдущего курса, окончившие обучение год назад, работают у нас в театре. Они уже вошли в репертуар, востребованы, их знает зритель. Это, наверное, и есть показатель определенного уровня образования.
- Большое спасибо Вам за интервью!