Принятие итоговой декларации на саммите ОБСЕ в Астане необходимо для будущего организации - глава МИД Казахстана
Коснувшись содержательной основы декларации, он остановился «на некоторых обязательных компонентах итогового документа».
«Во-первых, - отметил министр, - необходимо придать четкий импульс общим усилиям по оживлению и укреплению режима контроля над вооружениями и мерам доверия в нашем регионе, в особенности, через модернизацию Венского документа 1999 года. Во-вторых, усилить деятельность ОБСЕ в борьбе с транснациональными вызовами и угрозами, в том числе исходящими из-за пределов нашего региона. В этой связи, ОБСЕ, в рамках своего мандата, наряду с другими международными акторами, сможет активизировать оказание необходимого содействия Афганистану. В-третьих, укрепить потенциал ОБСЕ в раннем предупреждении, предотвращении и разрешении конфликтов, управлении кризисными ситуациями и постконфликтной реабилитацией».
Далее казахский министр высказался за уделение повышенного внимания вопросам межэтнической и межрелигиозной толерантности «в целях снижения рисков конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ», а также за «подтверждение незыблемости верховенства закона, уважения прав человека и его основных свобод», за формирование и деятельность «живого, активного гражданского общества в наших странах».
«Экономические свободы, социальная справедливость и ответственность в вопросах охраны окружающей среды, - продолжал он, - также должны оставаться неотъемлемой частью нашей общей безопасности».
Кроме того, по его словам, «необходимо более четко определить роль ОБСЕ в системе международных и региональных структур безопасности, повысить уровень координации и сотрудничества с другими международными организациями на основе платформы кооперативной безопасности 1999 года».
В заключение действующий председатель подчеркнул важность усиления «оперативного и институционального потенциала ОБСЕ, подкрепление ее деятельности адекватной правовой основой». «Принятие Дополнительного документа к Парижской хартии, - пояснил он, - положило начало процессу создания постоянно действующих органов и институтов ОБСЕ. Мы настроены и далее всемерно поддерживать Верховного комиссара по делам нацменьшинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека /БДИПЧ/, Представителя по свободе СМИ. Однако трансформация ОБСЕ в полноценную организацию еще не завершена».
«Все вышеназванное, - подытожил Канат Саудабаев, - должно быть в той или иной форме закреплено в итоговой декларации Астанинского саммита, включая План действий, призванный определить основные направления, ориентиры и конкретные цели нашего сотрудничества».
В связи с этим он приветствовал тот факт, что к настоящему времени представителям государств-участников ОБСЕ в Вене «уже удалось выйти на первую обновленную версию итогового документа, которая признана хорошей основой для достижения консенсуса». «Считаю, что выбранный темп и модальности работы над проектом позволят к концу этой недели выйти на следующую версию документа, выводящую нас на «финишную прямую», - добавил он.