Отражение Турксиба в Шёлковом пути

Фото: None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - МИА «Казинформ» публикует конкурсную работу на тему «Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания». Подробности о конкурсе можно узнать по этой ссылке.      

Когда посреди казахской степи была протянута стальная магистраль, никто не ожидал, что Турксиб даст прорывной рост экономики и культуры Казахстана и Среднеазиатских республик. Вокруг него возникали промышленные и сельскохозяйственные предприятия, это позволило оторваться  от феодальных основ и влиться в ряды промышленных гигантов СССР.  

 Жизнь не стоит на месте, сегодня независимый Казахстан совместно с Китайской народной республикой всерьез взялся за быстрое возрождение Шелкового пути. Вложения в инфраструктуру в течение следующего десятилетия предвещают Казахстану статус мощного торгового центра в Центральной Азии. Это также означает развитие цифровой культуры в стране, способность приспосабливаться к новым вызовам и возможностям.

 Не менее значимые в советское время другие масштабные проекты стали двигателями роста промышленного потенциала и экономики Казахстана. Достаточно вспомнить эвакуацию заводов из оккупированных фашистами территорий и возобновление их деятельности в городах Казахстана, освоение целинных и залежных земель, строительство Экибастуза, которые шли под флагом комсомольско-молодёжных строек.

Из прорывных проектов независимого Казахстана на первом месте, безусловно, стоит перенос столицы из Алматы в Астану. Мультипликативный эффект от реализации идеи Президента страны Нурсултана Назарбаева превзошёл все самые смелые ожидания. Бурный рост в строительной индустрии, в столице появились новые крупные промышленные предприятия и резко возрос объём занятости в сфере услуг. Из ничем не выделяющегося областного города, Астана превратилась в современный политический и экономический центр страны с оригинальной архитектурой и населением более миллиона жителей.

Одновременно возведение Астаны подтолкнуло к развитию разветвленной транспортной сети. Современному уровню отвечают автомобильные и железнодорожные дороги, в разы увеличились авиационные пассажирские и грузоперевозки. Вслед за столицей развитие получили и другие города Казахстана. Новые улицы, микрорайоны в городах и посёлках стали визитной карточкой динамичного развития экономики страны и соответственно благосостояния граждан.

 В этот позитивный фон органично вплетается инициатива главы КНР Си Цзиньпиня по созданию единого «Экономического пояса Шёлкового пути». Это самый короткий путь транзита грузов из Китая в Европу через Казахстан и он стал мощным импульсом развития экономики нашей республики с участием иностранных инвесторов.

 Как известно, в настоящее время Китай является  крупнейшим торговым партнером Казахстана. В свою очередь наша страна уверенно занимает позиции одного из ведущих торговых партнеров КНР в Центральной Азии. В прошлом году  объем двусторонней торговли увеличился более чем на 30 процентов. По мере углубления стыковки инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» и новой экономической политики «Нурлы Жол», масштабы и формы сотрудничества между двумя странами расширяются, становятся более разнообразными. Естественно, что и экономические результаты от такого сотрудничества будут приносить еще больше социальной пользы народам Казахстана и Китая.  

В республике совместно с КНР реализуется 51 крупный проект в области индустриализации, общая стоимость которых превышает 10 миллиардов долларов США. Инвесторы из Поднебесной охотно сотрудничают с нашими компаниями в нефтегазовой отросли, энергетике, телекоммуникациях, пищевой промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве, химической промышленности, производстве строительных материалов и металлургии. Два миллиарда долларов США инвестировано КНР в создание фонда китайско-казахстанского индустриального сотрудничества для обеспечения финансовой поддержки важных проектов.

Самый крупный совместный проект, реализованный за последние годы, - строительство нефтегазового трубопровода. За год эксплуатации данный объект приносит в бюджет Казахстана более одного миллиарда долларов США в виде поступлений от налогов. Помимо этого решены вопросы занятости местного населения: на обслуживании трубопровода работает около четырёх тысяч казахстанцев.  Реализация нефтегазового проекта вкупе с экономической составляющей позволила решить и социальную задачу. А именно - бесперебойное снабжение газом  населения южных областей Казахстана в зимнее время. На эти цели уходит более 5 миллиардов кубометров газа.

Благодаря инициативе лидера КНР «Один пояс, один путь», успешно реализуется большое количество крупных проектов. Так, претворяется в жизнь уникальный проект в Восточном Казахстане на Актогайском ГОКе. В Алматы полным ходом идёт строительство завода по выпуску стальных труб большого диаметра. Успешно ведётся сотрудничество на Шымкентском НПЗ и Мойнакской ГЭС. С большой благодарностью откликнулись граждане нашей республики на завершение первого этапа работы по реконструкции автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай».

 Этот проект получил высокую оценку главы нашего государства Нурсултана Назарбаева. В своём Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» он отметил: «Важное значение имеет завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Это действительно народная стройка века. Где еще за три года было построено 2700 км качественной автомобильной дороги?».

В настоящее время по трассе, отвечающей всем мировым стандартам, можно без проблем пересечь весь Казахстан. Ускорилась доставка товаров, расширилась сервисная линейка, открылись новые производства. То есть налицо мультипликативный эффект, решивший проблемы логистики крупным предприятиям, развивший сферу малого и среднего бизнеса.   

Нельзя не отметить, что открытие китайско-казахстанского международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» позволило сформировать трехмерную структуру взаимных связей. Она состоит из более десяти маршрутов контейнерных перевозок по железной дороге Китай-Европа, и прямых авиарейсов между шестью городами двух стран. Только в 2016 году по новому «Шёлковому пути» в общей сложности прошли 1200 рейсов контейнерного поезда Китай - Европа транзитом через Казахстан. Количество перевезённых контейнеров увеличилось в три раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В результате общий объем перевозок достиг 8,2 млн. тонн.

Как ожидается после того, как автотрасса «Западная Европа - Западный Китай» заработает на полную мощность, объем автомобильных грузовых перевозок между Китаем и странами Западной Европы увеличится в 3,5 раза. В страны, расположенные на трассах программы «Один пояс и один путь», только от обслуживания транспорта ежегодно будут поступать доходы в размере около 300 миллионов долларов США. Такое финансовое подспорье от транзита далеко не лишнее в казне любого государства.

 В октябре прошлого года, в Пекине состоялся 19-й Съезд Коммунистической партии Китая, и в отчётном докладе Си Дзиньпина было отмечено: Успехи, достигнутые за истекшие пять лет, носят всеохватывающий и созидательный характер...  Средний темп экономического роста превысил 7%, ВВП увеличился с 54 трлн. юаней (около 8 трлн. долларов США) до 80 трлн. юаней (около 12 трлн. долларов США), прочно занимая второе место в мире, вклад в рост мировой экономики превысил 30%. Доход на душу населения превысил восемь тысяч долларов США, таким образом Китай успешно вошел в страны с высшим средним уровнем дохода. Помимо этого, на съезде было подчёркнуто:

- Идеи и убеждения Китая и Казахстана одинаковы, пути развития - схожи, будущие судьбы - взаимосвязаны. Китай будет продолжать рассматривать Казахстан как важного всестороннего стратегического партнера, как и прежде используя углубление стыковки совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути с новой экономической политикой «Нурлы Жол», Китай будет ускоренно продвигать сотрудничество и обмен между двумя странами во всех сферах, включая индустриальное сотрудничество, а также будет прикладывать все силы для осуществления «Китайской мечты» и «Казахстанской мечты» на благо народам наших стран.

Учитывая последовательные действия КНР во внешней политике, такой посыл, направленный в будущее, даёт уверенность в торжестве взаимовыгодных отношений между нашими странами.  



Автор: Николай ЖОРОВ,

заместитель редактора газеты «Вечерний Алматы»

Сейчас читают