Отмена и задержка авиарейсов: в каких случаях казахстанцы могут рассчитывать на компенсацию

Фото: Freepik

Задержка авиарейсов – неприятная, но, к сожалению, нередкая ситуация, в которую хотя бы раз в жизни попадал любой пассажир. Особенно часто такие ситуации возникают зимой. В Министерстве транспорта РК, отвечая на официальный запрос агентства Kazinform, рассказали о том, на что может рассчитывать пассажир в случае задержки и отмены авиарейса.

Причины задержек могут быть разные – от плохих погодных условий, технических неполадок в самолете до большой загрузки воздушного пространства аэропорта и внутренних проблем авиакомпании. И если небольшие отклонения от времени вылета не причиняют особых неудобств, то длительные задержки, а еще хуже – отмена рейса, могут ввергнуть пассажира в серьезный стресс.

В каких ситуациях авиарейс может быть задержан или отменен?

Отвечая на этот вопрос, в Минтранспорта подчеркнули, что основным приоритетом в работе авиакомпаний является безопасность полетов.

- В связи со снятием карантинно-санитарных и других ограничений на воздушном транспорте, начиная с 2022 года, наблюдается резкий рост спроса на воздушные перевозки, что в свою очередь отразилось на регулярности полетов, а также своевременности поставок запасных частей и новых самолетов. Авиакомпании не заинтересованы в задержках/отменах рейсов, так как это влечет за собой дополнительные расходы (услуги пассажирам, регламент экипажа и аэропорта (штраф) и т.д.), - пояснили в ведомстве.

Основными причинами задержек названы технические причины, обслуживание пассажиров, долгая выгрузка багажа и грузов, сложные погодные условия, человеческий фактор – нехватка экипажа, ограничения службы органов воздушного движения, пограничный и таможенный контроль и другие.

- Данные причины оказывают мультипликативный эффект на позднее прибытие воздушного судна, - добавили в Минтранспорта.

На что могут рассчитывать пассажиры при задержке авиарейса? 

Согласно статье 86 Закона РК «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (далее Закон), при изменении статуса рейса по вине перевозчика или вследствие позднего прибытия воздушного судна, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставить (при наличии) комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • организовать возможность двух телефонных звонков, в том числе по международным линиям связи, продолжительностью не более пяти минут, или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее: через каждые шесть часов - в дневное время; через каждые восемь часов - в ночное время;
  • разместить в гостинице, предоставляемой перевозчиком, при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время, более шести часов - в ночное время;
  • обеспечить доставку транспортом, предоставляемым перевозчиком, от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

Важно знать, что все, вышеуказанные услуги, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Когда можно рассчитывать на компенсацию при отмене или задержке авиарейса?

- Согласно пунктам 3 и 4 статьи 86 Закона, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере трех процентов от стоимости тарифа (тарифа полетного участка, на котором произошла просрочка) за каждый час просрочки, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, помимо возмещения убытков, понесенных пассажиром, если последние имели место в связи с такой просрочкой. Сумма штрафа не может превышать стоимости приобретенного тарифа (тарифа полетного участка, на котором произошла просрочка), - пояснили в Министерстве.

Выплата штрафа за просрочку доставки пассажира в пункт назначения производится перевозчиком по заявлению пассажира через интернет-ресурс и пункты продажи билетов перевозчика. При этом размер компенсации будет напрямую зависеть от стоимости авиабилета и длительности задержки.

В каких случаях авиакомпании обязаны возвращать полную стоимость билетов?

По информации ведомства, при изменении статуса рейса по вине перевозчика на срок свыше пяти часов перевозчик обязан по выбору пассажира обеспечить перевозку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в билете, с предоставлением вышеперечисленных услуг либо возвратить пассажиру полную стоимость билета.

Что делать, если авиакомпания отказывается выплачивать компенсацию за задержанный или отмененный авиарейс?

- В случае если пассажирам было отказано в выплате компенсации, необходимо обратиться в Комитет гражданской авиации Министерства транспорта РК. При выявлении факта нарушения прав пассажира, будет рассмотрен вопрос привлечения авиаперевозчиков к административной ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение перевозчиком обязанностей, предусмотренных законодательством РК об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации. Вместе с тем, учитывая, что у пассажира заключен договор воздушной перевозки с авиакомпанией в рамках Гражданского Кодекса РК, пассажир имеет право в соответствии со статьей 9 обратиться в судебные органы для взыскания морального и материально ущерба, - добавили в ведомстве.

Совет напоследок

О переносе времени вылета рейса или его отмене авиакомпания, как правило, сообщает пассажирам по электронной почте, sms или по телефону. Но так происходит не всегда. Зачастую путешественникам самим приходится связываться с перевозчиком и службами аэропорта, чтобы выяснить актуальный статус рейса. Не поленитесь зайти на сайт аэропорта и посмотреть электронное табло с расписанием вылетов, либо свяжитесь со справочной.