От школьной тропинки до дорог мира: как павлодарские учителя прививают любовь к географии
Я учился в павлодарской школе-лицее №16. Окончил её в 2003 году. Часто вспоминаю что-нибудь из юности, что повлияло на судьбу, сыграло сколько-нибудь существенную роль. И, знаете, вспоминаю учителей. В первую очередь, тех, кто вёл себя с нами неформально, искренне, говорил свободно, просто и мог после урока поговорить по душам. Такими, например, были преподаватели географии. Именно эта наука стала сопровождать меня, превратившись в дело жизни, хотя профессия журналиста весьма от неё далека.
Вспоминается, например, Валерий Филиппович Мереха. Он был уже не мальчик, но от того с ним было может только интереснее. За плечами этого человека были десятки километров экспедиций как по горизонтали, так и по вертикали, походов по равнинам и горам Восточного Казахстана, Бурятии, Северного Тянь-Шаня, Кавказа и ещё Бог знает каких регионов. Он рассказывал о том, как красивы Маркаколь и Байкал, как хорошо странствовать по своей великой стране, встречать немыслимо красивые места, преодолевать трудности в компании интересных и надёжных людей, да, собственно, планировать путешествия, готовиться к ним, изучая карты, покупая провизию, покупая билеты.
До сих пор перед глазами стоит его фигура с прямой спиной, плечо – одно чуть ниже другого, серый костюм, добрый взгляд. Рассказывая тему урока, которую следовало раскрыть нам по учебному плану, он часто делал лирические отступления и задавал вопросы, которые ему позволяли понять, насколько широк наш кругозор и что-то интересное ещё рассказать, если мы этого не знали. «Кто совершил первое в истории кругосветное путешествие?», «Как называется наука о жизни?», «Сколько существует часовых поясов?», - спрашивал он во время занятия и, конечно, ждал ответ, надеялся на наши заинтересованные реплики. За три правильных ответа мог поставить «пять».
Казалось, этот человек знает лично легендарных и известных путешественников: Юрия Сенкевича, Фёдора Конюхова, Дмитрия Шпаро. И тогда учитель становился для тебя настоящим кумиром, которого хотелось слушать, потому что уже к этому времени, а дело было не то в девятом, не то в десятом классе, я мечтал стать путешественником. В.Ф. Мереха превратился в человека, который стал олицетворять Её Величество Географию, интересную, необычную науку, безоговорочно полезную.
Однажды я подошёл к нему, рассказал о своей мечте стать путешественником и попросил познакомить с кем-нибудь из нашего города, кто странствует по Казахстану, по миру и мог бы помочь этим юношеским грёзам стать явью. Он написал на маленьком листочке имя своего друга: «Володя Батуев». «Володей» оказался мужчина зрелого возраста Владимир Иванович из областного департамента туризма и спорта, куда я и отправился с другом через весь город, кажется, в тот же день. Хотелось как можно скорее познакомиться с кругом настоящих путешественников, на которых хотел быть похожим, и вот тогда география стала самой настоящей страстью.
Собирал книги о разных странах и городах, о народах и племенах, об океанах и морях, о горах и вулканах, о животных и растениях, о путешественниках и жизни географов, покупал книги о Шокане Уалиханове и Григории Потанине, отыскивал и смотрел фильмы о Марате Жыланбаеве и Анатолии Букрееве. Стал делать вырезки из журналов и газет о том же, сортируя их по странам, регионам, отраслям географической науки, по отдельным темам и даже по хронологии этих публикаций.
…Прошли годы. Мы с друзьями основали общественное объединение «Павлодарский Дом географии» - организацию, к созданию которой шли долго и о которой мечтали. Уже здесь мою симпатию к этой науке укрепили ребята-ровесники, работающие в школах и преподающие этот предмет. Фанатом своего дела, наверное, можно назвать учителя географии павлодарской школы-лицея № 8 Виталия Кожокара (на снимках) – 33-летнего Виталия Александровича, ведь в школе к нему обращаются именно так. Так вот Виталя – парень очень увлечённый, и, скорее всего, на него сейчас многие дети смотрят примерно так же, как когда-то я смотрел на Валерия Филипповича. Этот подтянутый кудрявый, высокий парень прекрасно знает физическую, экономическую географию мира и Казахстана, свободно рассказывает детям о столицах, перебирая главные города государств на память, легко узнавая флаги, владея данными о последних изменениях в политическом статусе новых государственных образований и так далее. Детям своим, ученикам он может дать прозвища, проверяя очередную контрольную работу, не позволив превратить отношения между ним и воспитанниками в панибратские. Среди коллег и у руководства пользуется большим уважением, нормально выносит большое количество академических часов, классное руководство, успевая готовить с детьми научные проекты, доклады, статьи и прочее-прочее-прочее…
…Я постоянно вспоминаю нашего преподавателя этого предмета Айгуль Хайруллаевну Жапаргазинову, иногда встречаю в городе, в родной школе, куда приезжаю по работе, или на мероприятиях. Часто думаю о том, что, может, нет заслуги учителей в том, что так полюбилась эта наука, и что страсть к ней возникла после первого в жизни дальнего путешествия – пятидневной поездки из Казахстана в Германию к брату на автобусе с месячным пребыванием там и столь же продолжительной дорогой назад через Россию, Беларусь, Польшу и через всю ФРГ, с посещениями Нидерландов. Но всё-таки понимание ключевой роли учителей уже костенеет в голове. Убеждённость в том, что это они людей направляют в самом правильном смысле этого слова пришла с годами. Если бы не они, бывшие и нынешние учителя географии, быть мне и многим другим людям, которые влюбились в эту науку, а также в само познание мира, людьми без интересов, целей, без любимого дела, без перспектив и будущего. Низкий поклон всем учителям географии – науки, без которой, как говорится, мы – нигде.
Фото из соцсети