Омбудсмен РК: Необходим недискриминационный подход в работе Национального превентивного механизма против пыток
Как «должностное лицо, ответственное за координацию деятельности участников НПМ и обеспечение их необходимого потенциала и профессиональных знаний», он обратил внимание на необходимость недискриминационного подхода в их работе.
По информации пресс-службы аппарата Уполномоченного по правам человека в РК, омбудсмен информировал о прошедшем с участием представителей государственных органов 3 сентября 2015 года заседании Координационного совета НПМ. Не нем обсуждались итоги ряда специальных посещений в рамках НПМ в отношении отдельных лиц, не приведших к подтверждению фактов пыток. Автор обращения указал на то, что участники заседания «пришли к единодушному выводу о том, что содержащиеся в прессе и жалобах сообщения о имевших место пытках в отношении Козлова В.И. не подтвердились, в том числе на основе его же показаний». Данная тенденция с аналогичным результатом впоследствии подтвердилась и по итогам мониторинга в отношении Е. Нарымбаева - «сообщения в средствах массовой информации и поступившие жалобы вновь не нашли своего подтверждения». Члены Координационного совета - известные правозащитники, были едины в мнении о том, что в деятельности НПМ, отвечающей требованиям международного права, должна обеспечиваться открытость по отношению к обществу, но с его целями и задачами несовместимы какая-либо политизация. «Миссия НПМ заложена в самом его названии и носит превентивный характер», - констатировал А. Шакиров. То есть НПМ направлен на определение системных проблем и предупреждение нарушений прав человека, а не «создание дублирующего механизма расследования предполагаемых фактов пыток», что прямо отражено в позиции Подкомитета ООН по предупреждению пыток и зарубежной практике. Поэтому к специальным посещениям НПМ предъявляются самые высокие требования - они проводятся «исключительно на основании поступивших сообщений» о имевших место пытках. Омбудсмен высоко оценил существующую практику: «Специальные посещения действительно помогли в целом ряде случаев оперативно отреагировать на сообщения о жестоком обращении, выявить факты, принять экстренные меры по защите прав граждан. Безусловно, данная практика целесообразна, необходима и будет применяться впредь». Вместе с тем, Омбудсмен предостерег участников НПМ от использования данной возможности «в контрпродуктивных целях», что негативно влияет на эффективность взаимодействия НПМ с госорганами и «становится основанием для необъективной его критики со стороны отдельных публичных лиц, в первую очередь в среде самих правозащитников». «В работе НПМ недопустимо необоснованное выделение определенной группы лиц, на положение которых обращается приоритетное внимание в ущерб другим. Деструктивные попытки втянуть НПМ в различного рода несвойственную ему деятельность могут иметь далеко идущие негативные последствия, в том числе для тех лиц, которые злоупотребляют возложенным на них общественным доверием. Диспропорциональное внимание к отдельным заключенным уже вызывает негативную реакцию у большинства лиц, содержащихся в учреждениях», - указал А. Шакиров в направленном документе. В этой связи казахстанский Омбудсмен сообщил о том, что в целях обеспечения эффективности работы будут пресекаться любые попытки исказить сущность НПМ. Необходимо добавить, что именно реализация рекомендаций НПМ госорганами является ключевым показателем его эффективности на сегодняшнем этапе. Например, в ходе уже упомянутого заседания Координационного совета удалось достичь согласия представителей государственных органов на пересмотр ряда подзаконных актов в целях улучшения условий содержания осужденных.