Омбудсмен предложил главе МОН обсудить прием шестилеток в школу

Фото: None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров направил в адрес министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова обращение в связи с введением в Казахстане с 1 января 2019 года порядка приема детей с шестилетнего возраста в общеобразовательные школы, который вызвал оживленную дискуссию в обществе. Об этом передает МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу аппарата Уполномоченного по правам человека в РК.

В обращении отмечается международный опыт, согласнокоторому в большинстве стран мира получение детьми начального общегообразования начинается с шести лет, чтоподтверждает закономерность перехода к такой системе.

Вместе с тем, по мнению Омбудсмена, практическаяреализация данного новшества требует серьезного осмысления в том числе потому,что его невыполнение, согласно статье 127 Кодекса Республики Казахстан обадминистративных правонарушениях, влечет за собой наказание – от штрафа доадминистративного ареста.

Анализ обращений показывает, что введение новой нормыявилось для многих граждан форсмажорным обстоятельством, так как вступлению ее всилу не предшествовало необходимое информационно-подготовительное ипрактическое сопровождение, несмотря на то, что она была законодательнопредусмотрена еще в апреле 2016 года.

Немалая частьродителей вышеупомянутых детей обоснованно считают, что шестилетний ребенок психологически и физиологически не готов к учебнойнагрузке без соответствующей подготовки.

Статья 30 Закона РК «Об образовании» устанавливает для детей дошкольное обучение спятилетнего возраста в виде обязательной предшкольной подготовки, котораядолжна осуществляться в семье, дошкольных организациях, предшкольных классахобщеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Предшкольная подготовка вуказанных государственных организациях образования обеспечивается бесплатно.

По заверению предыдущих руководителей Министерстваобразования и науки РК проблем с организацией предшкольной подготовки вобщеобразовательных школах и дошкольныхорганизациях не предвидится. Однако практика показывает, что в большинстве школстраны данная подготовка детей с пяти лет не была должным образом организованасо всеми вытекающими из этого последствиями. Наблюдаются повсеместные фактывынужденного выпуска детей из детских садов ввиду достижения ими 6-летнего возраста безпредоставления предшкольного образования.

В этой связи, заявление 20 июня т.г. руководства МОН отом, что «в случае отсутствия условий для предшкольной подготовки в дошкольнойорганизации или в предшкольных классах школ, ребенок должен пройти дошкольноеобучение в виде предшкольной подготовки в условиях семьи», оставляет такиесемьи один на один с возникшей проблемой.

В данном контексте прежде всего обращают на себя вниманиедети из малоимущих семей и сельской местности, где по известным причинамобеспечить вышеуказанную подготовку представляется весьма сложным.

Другой важной проблемой в обращении названапереполненность общеобразовательных школ.

Данные Комитета по статистике Министерства национальнойэкономики РК свидетельствуют о ежегодном неуклонном росте числа учащихся первыхклассов. Так, в2017-2018 и 2018-2019 учебных годах в первый класс было принято 358571 и 389897учеников, соответственно. В предстоящем учебном году, в связи с нововведением,число потенциальных первоклассников может значительно увеличиться, так как количествородившихся в 2012 и 2013 гг. детей составляет 768 409.

В прошедшем учебном году практически повсеместно, внарушение нормативных санитарно-эпидемиологических требований к объектамобразования, наполняемость классов превышала 25 учеников.

25 апреля т.г. Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым перед руководством профильного ведомствабыла поставлена задача завершить работу по ликвидации трехсменного обучения.Однако очевидно то, что в связи с намечающимсяувеличением числа учащихся в первых классах, количество школ с трехсменнымобучением может возрасти.

В резюме своего обращения Омбудсмен предложилуполномоченному органу всесторонне проанализировать складывающуюся ситуацию, сцелью принятия адекватных мер, которые помогли бы избежать возможные негативныепоследствия при реализации в целом позитивной инициативы. Данный вопрос мог быбыть предметом обсуждения в рамках Общественного совета МОН для выработкиоптимального решения по нему.