ОБЗОР: Реализация 5 институциональных реформ в ВКО в июне 2016 года

None
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. КАЗИНФОРМ - Первое полугодие со дня старта в Казахстане реализации Плана нации «100 шагов в будущее» прошло, а ряд июньских событий в Восточно-Казахстанской области уже свидетельствует о своеобразной «кристаллизации» приоритетных направлений экономического и социального секторов экономики - дороги, строительство, интеграционные вопросы, машиностроение, новые технологии и производство в сельском хозяйстве, туризм и археология, образование и здравоохранение.

Уникальность текущего момента развития Казахстана ещё заключается и в том, что именно сейчас подводятся первые промежуточные итоги выполнения важной государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол».  Со дня её утверждения Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым прошел год и очевидным становится факт, что именно её воплощение лежит в основе успеха реализации 5 институциональных реформ. В свою очередь госпрограмма «Нурлы жол» базируется на фундаменте ранее принятых отраслевых государственных программ,  демонстрируя четкую и продуманную последовательность шагов по развитию нашей страны, создавая современное и конкурентное государство с высоким уровнем качества жизни собственного народа.   

Конечно, июньские события природного свойства, такие как «Большая вода» на востоке страны и последующие визиты в регион руководителей МЧС внесли коррективы в общую событийную ленту региона, но анализируя информационные материалы июня 2016 года на первом месте актуальными темами остаются:  дороги и их ремонт, строительство и проблемные объекты, туризм и машиностроение.

Дороги - это очень важный показатель качества жизни в любой стране. О ключевом их значении еще раз подчеркивается и в 58 шаге Плана Нации «100 шагов в будущее». В текущем году регион переориентировал расходы с капитального на средний ремонт, что позволит привести в порядок 387 км дорог на 10, 6 млрд. тенге (республиканского и областного значения). Будут отремонтированы дороги по направлениям к местам массового отдыха на Сибинских озерах, озеро Алаколь, Бухтарминском водохранилище в районе Голубого залива, а также между Усть-Каменогорском и Семеем, Аягозом и Аксуатом. С учетом внешних займов на дорожно-строительные работы в этом году планируется освоить 17, 2 млрд. тенге. С какими проблемами сталкивается регион при решении этих важных инфраструктурных задач?

«В этом году 97 км дорог республиканского значения и 228 км местного значения ждут средний ремонт, отмечается в материале «Без пыли и шума» за 1 июня в областной газете «Рудный Алтай», где речь шла об итогах запланированных дорожно-строительных работ в регионе. Главный вывод: подрядчики не должны допустить отставания от графика. Акцент этого года сделан на среднем ремонте автодорог с высокой интенсивностью движения. 
К концу августа текущего года должен завершиться средний ремонт от города Аягоз до села Аксуат, протяженностью 70 км республиканской трассы «Караганда-Аягоз-Богаз». Этот «дорожный отрезок» значительно сократит путь от Тарбагатайского и Зайсанского районов до Алматинской трассы. 

Средний ремонт ведется на 3 участках трассы «Усть-Каменогорск - Семей», общей протяжённостью 27 км. 

Что касается автодорог областного значения, то для приведения в порядок намеченных 228 км из местного бюджета выделено 3,7 млрд. тенге. В рамках этих средств средний ремонт ведется на 7 участках.

Это: 80 км дороги «Усть-Каменогорск-Таргын-Самарское», 54 км, ведущих к Сибинским озёрам, 42 км - «Маканчи - Жаланашколь», 16 км - «Курчум-Калжыр», 20 км - «Дмитриевка-Бородулиха-Шемонаиха». Такие же работы «среднего ремонта» проходят у подъезда к городу Серебрянск и на дороге «Усть-Каменогорск-Бобровка». Практически на всех участках ремонт начат и ведется в соответствии с графиком. Для того чтобы увеличить пропускную способность, капитальный ремонт проведут на пунктах «Ауыл» и «Уба», на границе с Российской Федерацией. Наряду со средним ремонтом продолжаются работы методом ямочного ремонта. Более 325 тысяч квадратных метров республиканских и местных дорог должны обновить до конца июня».

Еще один материал, с говорящим названием как «КазАвтоЖол» над дорогой колдовал» в областной газете «РА», повествует о ремонте республиканской трассы Усть-Каменогорск - Рахмановские ключи, где вновь ведутся ремонтные работы на участке, хотя только в прошлом году был положен асфальт. 
«Радовались ремонту автолюбители недолго: уже весной дорожное полотно порвало и вспучило в нескольких местах, и водителям вновь пришлось вспоминать навыки экстремального вождения. Участок дороги возле села Васильевка (110-114 километры) долгие годы был одним из самых разбитых на трассе. Местами асфальта здесь и вовсе нет. Каждая машина тянет за собой длиннющий шлейф пыли. В прошлом году на этом отрезке пути наконец-то провели средний ремонт. Но уже весной вместе со снегом сошла и часть новенького асфальтового покрытия. По информации директора Восточно-Казахстанского областного филиала АО «НК «Каз-АвтоЖол» Серика Актанова, в мае было проведено комиссионное обследование данного участка, который находится на гарантийном обслуживании. В результате подрядчику («Строительно-дорожное управление № 14») дано задание на устранение выявленных дефектов в кратчайшие сроки. 

В чем причина столь быстрого разрушения дороги, «в КазАвтоЖоле» не ответили. Директор филиала указал лишь, что на участке провели ремонт с использованием технологии холодного ресайклирования.

Как удалось выяснить, способ подразумевает «фрезерование старого дорожного покрытия с последующим смешением переработанного асфальтобетона с вяжущим материалом и уплотнением получившейся смеси...». Проще говоря, старое асфальтовое покрытие и гравийное основание должны были снять, измельчить, смешать с цементом и вернуть на дорогу. Для ВКО - метод инновационный, хотя за рубежом давно используется. Его преимущество - в снижении стоимости ремонта и увеличении прочности полученного дорожного полотна. Автолюбители предполагают, что именно для данного участка инновационная технология не совсем уместна, потому что местами там не осталось даже гравийного основания, не то, что асфальта. Поэтому, возможно, вместе со старым дорожным покрытием зачерпнули и изрядную порцию земли, что и повлияло на качество ремонта. Исправляет недостатки и ТОО «ГУКАС-А», которое в 2013-2014 годах занималось средним ремонтом двух участков этой же трассы (88-110 км и 114-131км). Гарантийный срок (два года) еще не вышел, поэтому подрядчику придется устранить все выявленные дефекты за свой счет. 
Факт-лист: В Казахстане более 23 000 километров дорог республиканского значения. В ВКО их протяженность составляет 3414 километров. На этот год запланирован ремонт 105 из них - отмечает газета.

За решение двух самых застарелых проблемах рабочего поселка Зубовска - реконструкцию водопровода и ремонт дороги из поселка на Зыряновск взялись в этом году также благодаря госпрограмме «Нурлы жол». Выделено 50 млн. тенге на первый этап ремонта дороги и 50 млн. тенге - водопровода. На ремонт водопровода необходимо 200 млн. тенге, которые здесь вскоре ожидаются.

Реконструкции инфраструктуры ЖКХ и систем водо и теплоснабжения, а также строительству и его проблемам посвящены в июне сразу несколько материалов регионального медиа-холдинга. Обозначенные темы относятся к ключевым задачам госпрограммы «Нурлы жол», которая предусматривает уже в 2019 году повышение рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры до 57 места в мире.

Существует тысяча и один способ сорвать сроки ввода в эксплуатацию какого-либо объекта, будь то стройка, работы по благоустройству или подведение инженерной инфраструктуры. Одну из причин подобных срывов назвали на расширенном аппаратном совещании - это неэффективная работа руководителей, отмечает автор материала «Где ваша совесть?».

Глава региона Даниал Ахметов посоветовал акимам городов и районов, руководителям управлений следить за личной дисциплиной и не заниматься профанацией. Хорошую оценку своей деятельности заслужил региональный филиал центра государственно-частного партнерства. На сегодняшний день в области планируется реализовать 19 концессионных проектов. Среди них строительство двух крупных больниц, нескольких детских садов, реконструкция теплоисточника в Зыряновске и другие.- Если говорить об инвестиционных проектах по линии Европейского банка реконструкции и развития, то стоит отметить, что уже заключено три кредитных договора, - рассказал руководитель АО «РЦ ГЧП ВКО» Шакарым Буктугутов. Это проекты по реконструкции систем водоснабжения в Усть-Каменогорске и Семее и теплоснабжения в Семее. В третьем квартале ожидается подписание соглашения на модернизацию уличного освещения в этих городах. Всего же к реализации планируется 23 проекта на 155 миллиардов тенге.
Между тем глава региона акцентировал внимание на том, что на следующем совещании руководству центра ГЧП будет необходимо представить отчет о выполнении тех кредитных договоров, которые подписаны с указанием сроков реализации. 

Менее лестную оценку получило управление строительства, архитектуры и градостроительства. Несмотря на оптимистичные цифры, в отчете остаются проблемы, которые требуют, если не немедленного решения, то вмешательства компетентных органов. По словам руководителя управления Мади Отарбаева, на сегодняшний день в области ведется строительство 99 жилых домов и 24 социально-культурных объектов. Часть из них будет завершена в этом году, часть перейдет на следующий. - По итогам года планируется сдать 39 многоквартирных домов и 1355 ИЖС. По ряду проектов наблюдается дефицит средств, это, в первую очередь, касается арендного жилья. Если говорить о социальных объектах, то в этом году планируется ввести в эксплуатацию семь школ, один детский сад, Радиологический центр и семейно-врачебную амбулаторию в Семее.
Так вот историю Радиологического центра в области знают все: вот уже несколько лет уникальное медицинское учреждение не может полноценно начать свою работу. Это вызывает огромное недовольство и у населения, и у власти.

«Уже практически год я жду от своего заместителя Димитрия Гарикова и от управления строительства документального подтверждения полного перечня технологического оборудования в Радиологическом центре. Я уже не спрашиваю о том, где ваш профессионализм, я хочу узнать, где ваша гражданская и человеческая совесть? Я оцениваю эту работу как крайне неудовлетворительную. Предоставление неполной, неконкретной и недостоверной информации - одна из причин срыва сроков ввода в эксплуатацию такого необходимого людям центра», - возмутился глава региона Д.Ахметов.

Глава региона поручил акимам городов и районов следить не только за ходом строительства жилья, но и за наличием всей необходимой социальной инфраструктуры в новых районах, а также за соблюдением норм ширины проезжей части и парковочных мест из расчета полтора автомобиля на семью. 

О ходе реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» доложил заместитель акима области Димитрий Гариков. Он рассказал о двух направлениях программы, первым занимается управление строительства, вторым - управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Также в докладе прозвучали данные об освоении бюджета. И здесь у главы региона появился ряд вопросов.

«Зачем вы говорите мне о стопроцентном освоении, если я доподлинно знаю, что на строительстве инфраструктуры к автозаводу полного цикла наблюдается значительное недоосвоение бюджетных средств, - отметил Д.Ахметов. - Не нужно строить потемкинские деревни и пытаться показать ситуацию лучше, чем она есть на самом деле».

Он также предупредил, что в ближайшее время хочет получить предельно четкую и конкретную информацию о реализации государственных программ «Нурлы жол» и «Дорожная карта бизнеса-2020» на местах, отмечает региональное издание.

Кстати, вопросам ремонта дорог, инфраструктурного строительства в июне региональные СМИ уделяли достаточно пристальное внимание. Актуальность вполне объяснима.

Во-первых, для «туристически богатого востока» - это вопрос создания комфортного транспортного сообщения и сервисного обслуживания по международным стандартам в живописные природные заповедники и многочисленные места отдыха казахстанцев и зарубежных гостей. Во-вторых, регион планирует привлечь как можно больше инвесторов в развитие всех аспектов туристической отрасли, как отечественных, так и зарубежных. В третьих, в этом году в ВКО приступили к реализации комплексной региональной программы археологического исследования исторических памятников древнего Казахстана с участием известных мировых «светил археологии», что, несомненно, станет «изюминкой» интересной выездной площадкой «многообразного» Казахстана для участников выставки «ЭКСПО-2017». Сегодня раскопки идут на знаменитых курганах урочища Берель и Шиликтинской долины. Продолжаются археологические исследования на территории ламаистского монастыря Аблайкит.

В материале «С ветерком на Сибины» сообщается, что в Уланском районе приступили к среднему ремонту 50 километров автодороги областного значения от Самарской трассы до Сибинских озер. Проект позволит качественно улучшить транспортное сообщение не только с прекрасной, а главное, перспективной туристической зоной, но и двумя крупными селами - Бозанбаем и Алгабасом (окрестности монастыря). В компании ТОО «Восток-Асфальт» уверены, что с успехом выполнят и ремонт своего участка дороги на Сибины. Для этого есть все: опытный персонал, техника и даже собственный асфальтобетонный завод, производительностью более 100 тонн в час.

«Сложности в чем? Ширина дороги, и «нырков» много, - говорит начальник дорожно-строительного участка Асхат Алканов. - Весной, когда делалась дефектовка, объемы работ были несколько меньше, сейчас просадка полотна выросла. Что касается ширины дороги, то в некоторых местах она имеет значительные несовпадения. Где-то - допустимые семь метров, где-то - шесть с половиной, но попадаются участки полотна пятиметровой ширины. Несмотря на это, мы укладываем асфальт на проектные семь метров».

Толщина нового покрытия - минимум пять сантиметров, в некоторых местах, где имеется большая «просадка» или «сетки трещин», высота укладываемого полотна достигает 10-12 сантиметров. Сейчас стоит очень подходящая для асфальтоукладочных работ погода, однако дорожники обещают использовать по полной программе и дождливые дни. В первую очередь потому, что сроки поджимают - объект должен быть полностью готов до 20 августа. И речь вовсе не идет о нарушении технологии. Подготовительные работы, в частности фрезерование или съем старого полотна, можно вести и в дождь. - Ну а укладка асфальтобетона - исключительно в сухую погоду, - заверяет А. Алканов.

Гарантия на средний ремонт дороги обычно составляет три года. В ТОО «Восток-Асфальт» заявляют, что их работа выстоит не только этот, но и больший срок. Ежедневно дорожные строители ремонтируют от 500 до 1000 метров полотна. Над их работой ведется постоянный контроль со стороны органов технического надзора, заказчика в лице областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, заезжают на объект районные и поселковые власти. Но главный контролер, конечно, народ. Проезжающие с удовлетворением отмечают работу строителей, местные жители говорят, что такого ремонта на дороге не делали последние лет тридцать, отмечает газета «РА».

В современных реалиях туризм является одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Правительство Казахстана придает особое значение улучшению туризма, о чем свидетельствуют утвержденная Концепция развития отрасли до 2020 года, а также проведение масштабных международных событий формата EXPO, рассказывается в другом материале издания «Рудный Алтай» от 25 июня, по озвученной выше тематике.

«Красоту своего края восточноказахстанцы ценят и любят. И не прочь поделиться этими природными красотами со всем остальным миром. На летний туристический сезон этого года усть-каменогорская туристическая фирма «Вояж» совместно с Западно-Алтайским заповедником, на основе государственно-частного партнерства, разработали ряд эколого-просветительных маршрутов, приоритетным направлением которых стал въездной и внутренний туризм. Внутреннему туризму зеленый свет.

Как говорит директор турфирмы, президент Казахстанской федерации по спортивному ориентированию Ирина Щеглова, взяв за основу маршруты заповедника, их несколько преобразовали, учитывая нюансы туристического бизнеса. Чтобы не было путаницы, сменили названия, добавили несколько туристических троп.

«Нашим регионом давно интересуются российские туристы, - высказывает она свою точку зрения. - Но их пыл сдерживают именно вопросы дорожной инфраструктуры. Добраться до нас по-прежнему нелегко. Я имею в виду плохие дороги, дорогие билеты на самолеты и поезда, неудобное расписание движения транспорта. Вот если бы удалось снять все эти проблемы, то поток туристов в наш регион увеличился бы намного. Тем не менее, Ирина Щеглова отмечает, что продвижение в улучшении транспортной логистики все-таки есть: сменился и «помолодел» автобусный парк, регулярно проводится ремонт дороги до Риддера. Чтобы привлечь туристов в наш регион, представители турагентства побывали этой весной на XI международной выставке «Интурмаркет» в Москве, на которой присутствовали ведущие туроператоры со всего мира, в том числе из российских регионов - Дальнего Востока, Камчатки, Алтайского края. Затем, на международной туристской выставке «KITF-2016» в Алматы, представилась возможность пообщаться с операторами турагентств, провести с ними переговоры, заключить контракты и договоры на предстоящий сезон. Полезны эти форумы были еще и тем, что на них проводились семинары и мастер-классы по технологиям продаж турпродукта, правильному менеджменту, маркетингу и логистике в сфере туризма. То есть, здесь многому можно было научиться.

«В этом году в нашей стране впервые внутренний туризм был отмечен как одно из наиболее многообещающих направлений на ближайшие годы, - отметила Ирина Щеглова. - Многие жители республики, кто нынче не может позволить себе отдых за границей, находят не менее перспективные варианты внутри Казахстана. И операторы туристического рынка переключились на внутренний продукт. То есть спрос на внутренний туризм растет из года в год. Чтобы не разочаровать туристов, пожелавших приехать в Восточный Казахстан (маршруты Западно-Алтайского заповедника, Катон-Карагая, Курчума и Маркаколя, Зайсана), им предлагается в этом году несколько новинок. Так, в мае запущен фототур по маршруту «Озерный край» в Катон-Карагайском районе, «Знакомство с Киин-Керишем» в Курчумском. Среди маршрутов, полюбившихся туристам, - «Город каменных духов» в Западно-Алтайском заповеднике. Относится он к научно-познавательным и берет начало с кордона Коксинский. Издавна сюда устремлялись паломники-буддисты, чтобы поклониться каменным исполинам.

Для желающих совершить пешие, автомобильные и конные экскурсии предусмотрены иные маршруты. Например, один из них проходит по дороге Риддер - граница Российской Федерации, протяженностью 116 километров в обе стороны. За время путешествия можно полюбоваться красотами местной природы, открыть для себя новые прекрасные места. Есть маршруты, в которых могут участвовать как взрослые, так и дети в возрасте от семи лет и старше. Конные и веломаршруты предусмотрены только для людей старше 18 лет. Более того, по ним могут путешествовать даже люди с ограниченными возможностями, все тропы в этом плане адаптированы. В заповеднике, кстати, уже проведены экскурсии для инвалидов-колясочников. Передвигаться по этому маршруту возможно как на микроавтобусе, так и в инвалидных колясках.

В этом году сотрудники турфирмы планируют также запустить в работу проект альпийского лагеря. Речь идет о палаточном городке в предгорьях Ивановского хребта, где установлены юрта и баня. Лагерь будет являться спортивно-учебно-тренировочной и оздоровительной базой этнического направления. Как известно, в этом регионе проживали староверы и старообрядцы. В то же время эта местность когда-то была заселена найманами (группой племен тюркского происхождения). Организаторы отдыха хотят собрать все эти исторические факты воедино и окунуть в эту атмосферу туристов. На базе будет также работать полигон по летнему и зимнему ориентированию на местности. На данный момент уже нашлись инвесторы проекта, говорит Ирина Щеглова. Также они планируют создать и оборудовать двухуровневый скалодром для детей и взрослых. Он позволит спортсменам, находясь в Синегорье, укрепить свое здоровье. Маршруты по Ивановскому белку будут запущены во второй половине июня, когда сойдет снег в горах».

Большой блок материалов, посвященных государственным программам «Нурлы жол», «Дорожная карта занятости-2020», «Производительность труда-2020», был подготовлен местными СМИ по вопросам развития сельского хозяйства, землепользования, занятости на селе, в том числе новым производствам и новым технологиям в сельском хозяйстве.

В частности, руководитель Бородулихинского хозяйства «Раушан» Талгат Оразаев в материале «Космические технологии для поля» за 25 июня делится, как повысил производитель труда на 30 процентов. 
«На «Кировец» поставили импортный двигатель Renault в 400 лошадиных сил, оснастили тягач колесами низкого давления шириной 122 сантиметра и получили высокотехнологичную сельхозмашину шестого тяглового класса, производительность при этом повысилась на 30 процентов, а удельное давление на почву снизили в два раза. Модернизацию тракторного парка продолжаем дальше. Резон в этом есть. Не случайно пять тысяч гектаров земли здесь обслуживают всего 14 тружеников. К тому же в хозяйстве используют прогрессивные технологии обработки земли, откуда исключена отвальная вспашка. Применяются плуги чизельные (безотвальные), плоскорезы, культиваторы лапчатые и дисковые.

Не так давно мы наблюдали, как проводил сев пшеницы на закрепленном комплексе John Deer молодой механизатор Руслан Мержуев. Широкозахватная дисковая сеялка прекрасно шла по культивированному зачерненному полю. «Смотрите, руль вращается сам, корректируя движение агрегата по линии засеянной части поля. Монитор показывает, что сейчас расходуется 187 килограммов семян на гектар, при скорости девять километров в час агрегат засеет за 60 минут 12 гектаров. Комплекс сам разворачивается на краю поля по оптимальной траектории. Может оставить проход на потом, если разворачиваться нерационально. Конечно, работать на такой умной машине одно удовольствие. Вот на мониторе побежали цифры: 1, 2, 3. Это значит, что на эти сантиметры приборы зафиксировали отклонение от линии засеянного поля. Видите, руль тут же начинает вращаться, корректируя движение.

Интересно, что этот механизатор приехал в Бородулиху из Алматы. Сначала в гости, потом встретил девушку, женился, устроился на работу. И жизнь подтверждает, что выбор был сделан правильно. 
Мы часто говорим, что у нас в аграрном цехе есть крепкая обойма: Тумабаев, Акулов, Зайтенов, Воропай, Абитаев, но есть все основания говорить, что число одаренных хозяйственников растет. Талгат Оразаев - из этого числа. Его преимущество - в современных подходах.

Кроме автоматизированного управления агрегатами при помощи GPS, к примеру, осваивается скоростной сев пропашных, во время которого агрегат движется со скоростью 10-15 километров в час. Конечно, для этого нужны современные, очень четко работающие сеялки.

«И такие сеялки у нас есть, - говорит Талгат. - Но стоит одна 2,5 миллиона тенге. Это сопоставимо по цене с автомобилем «Нива». Стоимость культиватора вообще «тянет» на хорошую иномарку. Почему такие цены? Очевидно, что стоимость сельскохозяйственной техники сильно завышена. Ответа на этот вопрос нет. Крестьяне имеют то, что имеют. И стараются за счет повышения отдачи гектара жить и развиваться дальше. Вот и в «Раушан» на 2,5 тысячи гектаров разместились посевы пшеницы «омская-18». Тысяча гектаров подсолнечника представлена и гибридами, и сортами. «Гибридный» гектар должен дать минимум на пять центнеров больше, чем сортовой. Неплохие всходы показала гречиха. 100 гектаров льна масличного также радуют. Но сколько еще нужно приложить земледельцу сил, чтобы урожай дошел до складов.

«Да, все зависит от урожая, - делится мастер возделывания пропашных культур Владимир Дятлов. - Поэтому и стараемся трудиться, как положено. Наш коллектив - наша опора. 30 тюков сена, к примеру, бесплатно дают. За счет этого моя семья держит две дойные коровы. Помогают нам завезти уголь, дрова. Будем и дальше трудиться. Хороший вклад в общее дело вносят Андрей Фролов, Николай Юртаев, Владимир Есипов и другие. Скажем, тот же «рено-двигатель» приспособил к «Кировцу» Максим Калюжный. Сергазы Рахимов приехал из Семея поработать временно. Но так и остался в дружной команде. Тем более что выходные здесь дают, обеспечивают работой и в зимние месяцы. Кстати, коллектив входит в число лучших социальных партнеров исполнительной власти Бородулихинского района. Так, в селе Переменовка раушановцы построили медицинский пункт, спонсируют спортивные команды, перечисляет автор материала Владимир Никифоров.

Героиня очерка «Афрокуры на подворье» за 20 июня в газете «Рудный Алтай» Надежда Обухова, жительница села Выдрихи Бородулихинского района, её муж и трое сыновей, с 1993 года имеют семейное крестьянское (фермерское) хозяйство «Обухов», которое специализируется на полеводстве. В их распоряжении 55 гектаров пашни. 
«Нынче посеяли 50 гектаров гороха, да 5 гектаров озимой пшеницы. Горох восстанавливает почву, обогащает ее азотом, - говорит глава хозяйства, - на следующий год там хорошо бы посеять яровую пшеницу, потом можно и подсолнечник. Необходимо соблюдать севооборот, чтобы урожайность была выше. Реализовывать горох будем не только в нашем районе, но и в Глубоком, Новой Шульбе, Усть-Каменогорске. На горох спрос есть всегда! Очень облегчает работу то, что вся техника в хозяйстве своя. Один гусеничный и три колесных трактора, зерноуборочный комбайн, ЗИЛ, УАЗик, сеялки, плуги и другое - есть всё.
Пару лет назад Обуховы решили более масштабно заняться животноводством. Хотя скотину они и раньше держали, всегда были с молоком, мясом, яйцами и другими натуральными продуктами.
В 2014 году сын Роман взял кредит по программе «Дорожная карта занятости-2020» на подсобное хозяйство. На три миллиона тенге купил коров и телят. Несмотря на условия госпрограммы, которые позволяют выплачивать кредит только через полтора года и растянуть срок выплат на несколько лет, Роман уже погасил займ, средства позволили.
По признанию Александра, младшие сыновья Максим и Станислав заняты растениеводством, самоотверженно работают на полях. А вот отец и старший сын Роман предпочитают животноводство. В 2015 году Максим, Станислав и отец взяли кредиты, каждый по три миллиона тенге, вновь по той же государственной программе. Из этих денег более шести миллионов ушло на приобретение нового трактора МТЗ-12 21. Он многофункционален и просто незаменим в хозяйстве, поэтому Обуховы денег не пожалели. На оставшиеся средства купили восемь дойных коров. К слову, сено приходится закупать, так как сенокосов своих нет, а вот корма в основном собственного производства. 
«Мы благодарны программе «Дорожная карта занятости-2020», - говорит Александр Обухов, - кредит всего под семь процентов - очень выгодно. И возможность начать выплачивать его только через полтора года - удобно. Ведь за это время можно крепко встать на ноги. Могу сказать, что благодаря госпрограмме наши сыновья однозначно решили остаться жить и работать в селе. Ведь здесь есть все условия и возможности для развития своего дела и заработка».
Надежда много лет проработала фельдшером на станции скорой помощи, недавно вышла на пенсию, но отдыхать некогда. Сейчас Обуховы налаживают производство этого молочного продукта. Недавно купили в Бийске специальное оборудование - мини-сыроварню на 29 литров молока, обошлась в 75 тысяч тенге, теперь сыр сулугуни делают своими рукам. Из 29 кг молока получается примерно 3 кг сыра. Сырные круги Надежда Петровна делает граммов по 300-400. И в таком виде этот молочный продукт уже идет на угощение или продажу. Килограмм сыра Обуховы продают всего за 1200 тенге. Женщина придумала собственное клеймо для своего сулугуни. Надежда умеет делать моцареллу и простой твердый сыр, но сулугуни все равно остается самым любимым. Сегодня сыр Обуховых едят в Выдрихе, Шемонаихе и даже Усть-Каменогорске. Супруги говорят, что если в будущем приобретут специальное холодильное оборудование, то объем производства сыра увеличат.

После разговоров о полеводстве, животноводстве и сыроварении супруги Обуховы повели на экскурсию по своему подворью - поросята, куры, утки, индюки и даже перепела. По словам женщины, только на Новый 2016 год она продала несколько десятков гусей в Шемонаихе. Ведь многие любят эту птицу на праздничном столе. Казалось бы, чем могут удивить куры? Несут яйца, да и всё. Ан нет. Настоящим украшением двора служат декоративные куры породы Брама, они считаются хорошими несушками. Есть и чернокожие куры, мясо у которых тоже черного цвета. Перепела у Обуховых двух пород: фараончики и техасские бройлеры. В будущем хотим увеличить поголовье этой птицы и реализовывать перепелиные яйца, они очень полезные, - рассказывает шемонаихинский автор издания Наталья Малюкевич.

Завершающим аккордом активной экономической июньской жизни региона стал визит в область Главы государства Нурcултана Назарбаева и его посещение промышленной площадки строящего автозавода полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан». МИА «Казинформ» представило в этот день подробную хронику событий всего визита, в том числе встречу Нурcултана Абишевича с военнослужащими-донорами в новом Центре крови.

Символично, что тема развития отечественного машиностроения стала в июне главной темой информационных материалов как региональных, так и республиканских СМИ. Знакомство Главы государства с ходом строительства отечественного автомобильного кластера «АЗИЯ АВТО Казахстан» в Усть-Каменогорске, который Нурсултан Абишевич назвал родиной отечественного автомобилестроения, демонстрирует правильный вектор выбора - создание новой отрасли экономики Казахстана, далекой от сырьевой направленности. Именно в этом амбициозном проекте программы ФИИР, при активной государственной поддержке по программе «Дорожная карта бизнеса», и который реализуется в рамках ЕАЭС, сосредоточены ключевые идеи госпрограммы «Нурлы жол». К примеру, «создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры» - компания уже создала собственный транспортно-логистической центр. Задача - «создание экспортного предприятия» - предприятие вышло на рынки стран СНГ и зарубежья (Кыргызстана, Таджикистана, Монголии, первые партии автомобилей «Азия Авто» отправлены в Саудовскую Аравию, готовятся соглашения с Грузией и Азербайджаном), повышая экспортный потенциал страны.  В рамках развития образовательных программ по подготовке технических кадров (по программе дуального образования) предприятие совместно с техническими вузом и колледжами занимается подготовкой специалистов для будущих цехов автомобильного завода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. С открытием автокластера будет создано свыше 4 тысяч рабочих мест. По объемам налоговых платежей автопредприятие уже догоняет горно-металлургическую отрасль, традиционную, базовую и градообразующую для востока страны отрасль экономики.