ОБЗОР: К свободной торговле без изъятий и ограничений движутся ЕАЭС и ШОС

None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Инициированное и много лет продвигаемое Президентом РК создание Евразийского экономического союза сегодня уже реальность. Действующий Таможенный союз, условия создаваемым на общем экономическом пространстве выгодны всем странам - есть уже реальные успехи и достижения. Но сегодня Казахстан выступает с новой инициативой, чтобы идти дальше, писали информационные агентства России и Беларуси весной и летом 2016 года. МИА «Казинформ» предлагает обзор наиболее интересных материалов, опубликованных на сайтах Интерфакса, РИА Новости и Белты.

«Будучи в Брюсселе, я говорил о необходимости созвать совместный форум- ЕАЭС - ЕС, чтобы собрать экспертов, ученых и бизнесменов и разъяснить им суть, что за объединение мы создали»,- сказал Н.Назарбаев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также отметил, что ЕАЭС должен избегать повторения ошибок других интеграционных объединений.

«Многие интеграционные межгосударственные надстройки за бюрократизировались настолько, что стали барьерами для национальных экономик. Именно этот бюрократизм усиливает скептический антиинтеграционизм в Европе, Америке и Азии. Нашему Евразийскому экономическому союзу, как самому молодому межгосударственному объединению, надо учитывать этот риск», - сказал Назарбаев на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.

При этом он подчеркнул, что «дезинтеграция и экономический изоляционизм не решат ни одной внутренней проблемы».

«Евразийский экономический союз заинтересован в эффективном, стабильном Европейском Союзе, с которым желает тесно сотрудничать. Точно так же объединенной Европе выгодно конструктивное сотрудничество с нашим интеграционным объединением», - отметил Президент Казахстана».

Для укрепления и развития ЕАЭС еще многое предстоит сделать, этот касается и валютных взаимоотношение между странами экономического союза.

Согласно опубликованному на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) документу, Коллегия указанной международной организации одобрила проект соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации.

Соглашение определяет подходы к регулированию валютных правоотношений и меры либерализации в государствах-членах Евразийского экономического союза ЕАЭС.

Проект предполагает, что покупка и продажа (конверсия) иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков) на территориях государств-членов производится в порядке, установленном валютным законодательством государства, на территории которого проводится соответствующая операция.

Одновременно с этим, резиденты одного государства-члена могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте и в национальной валюте в уполномоченных организациях другого государства-члена и осуществлять по ним операции в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого открыты указанные счета (вклады). Резиденты третьих стран имеют право открывать счета (вклады) в иностранной валюте и в национальной валюте в уполномоченных организациях и осуществлять по ним операции в порядке, установленном законодательством государства-члена.

Кроме того, в государствах-членах не применяется требование о получении разрешений в отношении валютных операций между резидентами, а также не применяется требование об обязательной продаже иностранной валюты в отношении резидентов своего государства.

Отмечается также, что государства-члены обеспечивают гармонизацию своего законодательства в части, касающейся ответственности за нарушение валютного законодательства.

Кроме того, Коллегия ЕЭК одобрила проект решения Совета ЕЭК об установлении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов соков, изделий из полиуретанов, холодильников и моторных транспортных средств, следует из распоряжения коллегии комиссии. Предполагается, что пошлины будут действовать с 1 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года.

«Совет ЕЭК решил установить ставки ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕАЭС) согласно приложению»,- говорится в проекте.

Проект предлагает установить, в частности, ставки в размере 10% от стоимости в отношении концентрированных соков (стоимость, превышающая 30 евро за 100 килограммов нетто-массы, в бочках, цистернах, флекси-танках, вместимостью не более 40 килограммов).

Пошлину в размере 6,5% предполагается установить для гибких пластмассовых изделий из полиуретанов, 12% - холодильников в виде стола, а также 10% - в отношении ранее эксплуатировавшихся автобусов, предназначенных для перевозки более 120 человек и с момента выпуска которых прошло не менее 5, но не более 7 лет. Ввоз на территорию ЕАЭС грузовых транспортных средств с полной массой более 20 тонн, бывших в эксплуатации, момента выпуска которых прошло не менее 5 лет, но и не более 7, будет облагаться 10% пошлиной от стоимости».

В рамках стран ЕАЭС можно не только продвигать свои товары, но и интегрировать усилия всех входящих экономический союз стран в создании конкурентоспособного продукта для экспорта на внешние рынки. Об этом, выступая на ПМЭФ, министр торговли ЕЭК Вероника Никишина, сообщила, что страны ЕАЭС способны создать единый наукоемкий информационный продукт для экспорта на внешние рынки.

«Это действительно конкурентоспособный экспортный продукт, сейчас он востребован на многих рынках, и здесь у нас объективно хорошие перспективы», - считает она. По ее словам сейчас такие национальные продукты стран ЕАЭС конкурируют друг с другом, тогда как предпочтительней было бы создать единый конкурентный продукт в рамках союза для завоевания доли на внешних рынках.

Также пояснила, что «у нас есть идея создать на евразийской платформе, используя компетенции стран ЕАЭС, такой экспортный продукт, который будет наиболее конкурентным, прибыльным на внешних рынках».

Кроме того, в Казахстане впервые обсудили цифровую повестку ЕАЭС. Обсуждение прошло в рамках круглого стола «О формировании цифрового пространства Евразийского экономического союза» с участием Члена Коллегии (министра) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян и заместителя Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан Сакена Сарсенова, обсуждены барьеры на общем рынке ЕАЭС в сфере цифровых технологий.

В ходе встречи участники дискуссии ознакомились с проектом национальной программы «Цифровой Казахстан 2020», сервисной моделью государственных услуг в электронном виде и моделью работы офисов трансформации.

Представители ЕЭК рассказали о планах деятельности рабочей группы по проработке предложений по формированию цифрового пространства ЕАЭС, а также о создании интегрированной информационной системы Союза, в рамках которой уже разработано около 50 общих процессов. Кроме того, предметом обсуждения стал вопрос текущего состояния дел по внедрению безбумажного документооборота между ведомствами стран ЕАЭС с использованием сервисов доверенной третьей стороны.

Также участники круглого стола обсудили постановление правительства РФ, которое касается введения запрета на допуск программного обеспечения (ПО), происходящего из третьих стран, в том числе из государств ЕАЭС, к закупкам государственными и муниципальными учреждениями. «В соответствии с нормативными актами Союза создан единый рынок услуг в сфере разработки ПО, также отсутствуют какие-либо ограничения на торговлю коробочными решениями», - отметила Карине Минасян.

В связи с этим введение Россией ограничений на доступ к государственным и муниципальным закупкам ПО, разработанного в других странах Союза, является ограничительной мерой во взаимной торговле. Появление подобных ограничений и барьеров еще раз подтверждает необходимость совместного обсуждения вопросов цифровой повестки ЕАЭС на площадке ЕЭК.

Тем временем, в ЕАЭС создается общий трудовой рынок, назрел вопрос о создании единого профсоюза ЕАЭС для защиты прав трудовых мигрантов. С этим предложением выступил Кыргызстан.

По словам заместителя председателя миграционной службы КР Алмаза Асанбаева, профсоюзные организации совершенно отстранились от проблем трудовой миграции. Ситуация может быть исправлена, если будет создан мощный профсоюз Евразийского экономического союза. «Эта инициатива поднимается Кыргызстаном. Свои предложения по этому поводу мы направили в комиссию ЕАЭС», - сказал Асанбаев.

По его мнению, зачастую работники, приехавшие из других стран, остаются без защиты в стране пребывания, а профсоюзные организации иногда даже высказываются против пребывания в стране трудовых мигрантов.

Свыше 41 тысячи трудовых мигрантов из Кыргызстана были выведены из «черного списка» Федеральной миграционной службы (ФМС) и вновь получили право на въезд в РФ. Договоренность о послаблениях миграционного режима для граждан Киргизии, нарушивших правила пребывания в России, была достигнута между главами Кыргызстана и РФ Алмазбеком Атамбаевым и Владимиром Путиным.

Под послабления попали граждане Кыргызстана, совершившие незначительные нарушения миграционного режима по истечении не менее половины трехлетнего запрета на их въезд. На тот момент в «черном списке» лиц, въезд которым на российскую территорию закрыт, в основном, из-за нарушений миграционного законодательства, находились около 80 тысяч кыргызстанцев, еще 194 тысячи входили в список потенциальных нарушителей».

Деятельность ЕАЭС, предлагаемые союзом равноправные условия сотрудничества вызывают интерес многих стран мира. Сближения интересов начинается с создания зон свободной торговли. Целый ряд сообщений  на эту тему можно найти на сайтах мировых информационных агентств.

Между тем, ЕАЭС приобретает авторитет на мировой арене. Этому может свидетельствовать намерения некоторых стран из дальнего зарубежья начать переговоры по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ). В частности, Россия и Израиль начнут переговоры по ЗСТ между ЕАЭС и Израилем.

Президент РФ В.Путин отметил: «Мы говорили о том, какие резервы можно задействовать для стимулирования экономического сотрудничества. Уверен, что стимулом для развития деловых связей могло бы стать и создание зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Израилем. Недавно в Астане мы с коллегами по Евразийскому экономическому союзу мы говорили об этом, и в этом году будут запущены предметные переговоры».

«Хорошие перспективы открываются в сельском хозяйстве. Израильские производители существенно могут нарастить свое присутствие на российском рынке», - сказал Путин. По словам Путина, Россия также изучает возможность сотрудничества с Израилем в сфере энергетики по ряду проектов.

Нетаньяху, в свою очередь, после встречи с Путиным сообщил, что Россия и Израиль подписали соглашения по соцобеспечению, таможенному урегулированию и сотрудничеству в энергетике.

Стоит напомнить, что у Израиля действует также ЗСТ с Евросоюзом.

Также между ЕАЭС и Южной Кореей может быть создана ЗСТ. Стороны продолжат контакты поэтому вопросу, заявил глава МИД России Сергей Лавров на встрече со своим корейским коллегой Юн Бен Се.

По словам С.Лаврова, с обеих сторон прозвучала поддержка контактам, которые установлены между Евразийской экономической комиссией и Республикой Корея по рассмотрению вопросов о возможной Зоне свободной торговли».

Напомним, вступил в силу договор о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. Заключенное соглашение подразумевает снижение или отмену пошлин на некоторые виды товаров.

Также в ЕАЭС считают хорошими перспективы для создания ЗСТ с Индонезией, Таиландом, Сингапуром и Камбоджей. Россия поддерживает интерес, проявленный Палестиной к сотрудничеству с ЕАЭС.

«Мы подробно говорили по актуальным вопросам нашей двусторонней повестки дня, обсудили реализацию договоренностей, которые были достигнуты на первом заседании межправительственной российско-палестинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которая состоялась в марте в Москве», - сказал глава МИД РФ.

«Среди перспективных направлений мы обсуждали сегодня возможность налаживания отношений и сотрудничества между Палестиной и ЕАЭС, наши палестинские друзья проявляют к этому интерес, будем их в этом поддерживать», - отметил он.

По словам заместителя министра экономического развития РФ Алексея Лихачева, страны ЕАЭС планируют обсуждать возможность создания партнерства с другими торговыми объединениями по типу подписанного недавно с Вьетнамом соглашения о ЗСТ.

Также он отметил, важным приоритетом для стран ЕАЭС является «возможность внедрения евразийского пространства в большую торговую карту мира», которая переживает период изменений. «Она (карта мира) действительно меняется. Речь идет о межрегиональной интеграции крупнейших торговых блоков, не принимать участие в создании которых наши страны не могут».

Одним из первых прорывных для ЕАЭС «соглашений нового типа» стало соглашение о СТ с Вьетнамом, отметил замглавы Минэкономразвития РФ. «Эту модель мы собираемся продвигать и дальше вместе с нашими партнерами по ЕАЭС с целым рядом торговых объединений»

Страны ЕАЭС проведут переговоры на уровне экспертов о создании ЗСТ и с Ираном. «У нас запланированы переговоры. Это будут консультации на уровне специалистов стран ЕАЭС», - сказал Лихачев.

В ходе переговоров будут обсуждаться подходы к формированию ЗСТ с Ираном. «Поскольку Иран не входит в ВТО и там действуют специфические национальные меры регулирования торговли, надо понять, как мы сможем наши интересы адаптировать к этим правилам», - заявил Лихачев.

Неформальные консультации по временной зоне свободной торговли ЕАЭС и Ирана уже начались. Также страны этого объединения договариваются о создании ЗСТ с Израилем, Индией, Египтом.

Официальные переговоры о создании ЗСТ между Египтом и странами ЕАЭС могут пройти до конца нынешнего года, сообщил министр промышленности и торговли Египта Тарик Кабиль.

Такое заявление Кабиль сделал по итогам встречи с главой Минэкомразвития РФ Алексеем Улюкаевым.

Китай и Евразийский экономический союз могут начать переговоры по соглашению о сотрудничестве уже в ближайшее время, сообщил посол РФ в КНР Андрей Денисов.

В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, лидеры России и Китая подписали соглашение о сопряжении ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

«Не исключено, что в ближайшее время с согласия всех стран-членов ЕАЭС старт таким переговорам может быть дан», - сказал Денисов.

По его словам, взаимодействие в этой области выстраивается на двух этажах. Первый - коллективный этаж - взаимодействие ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии с Китаем.

«Начата работа по установлению взаимодействия между Евразийским экономическим союзом и африканскими интеграционными объединениями, такими какАфриканский союз, Сообщество развития юга Африки, Восточно-африканское сообщество, Южно-африканский таможенный союз», - сказал Богданов, выступая на сессии в рамках ПМЭФ «Россия-Африка: расширение границ».

Если со странами Юго-Восточной Азии, с Китаем, Африкой ЕАЭС находит точки соприкосновения, то для сотрудничества с ЕС предстоит преодолеть многие препятствия.

По мнению директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгения Винокурова, уже сейчас необходимо задуматься о будущем - о сотрудничестве ЕАЭС и ЕС вне санкционной борьбы.

Решение Армении о присоединении к ЕАЭС не навредило ее отношениям с Евросоюзом, заявила посол Швеции в Армении Мартина Куик.

Госсекретарь союзного государства России и Беларуси Григорий Рапота констатирует, что отношения ЕАЭС с Евросоюзом пока не складываются.

«Особого желания Европы сотрудничать с ЕАЭС не было, и сейчас не наблюдается. Я два года добивался встречи с главой Еврокомиссии, потом там сменилось руководство, но позиция не поменялась», - отмечает Рапота.

Он заметил, что «когда нет понимания, нет и доверия». «Признавать интеграционное объединение на постсоветском пространстве Европа не торопится», - резюмировал госсекретарь.

Посол Беларуси в России Игорь Петришенко считает необходимым расширить полномочия ЕЭК, чтобы она могла более оперативно защищать интересы национальных производителей.

«Нужно расширить полномочия Евразийской комиссии. Только сильный наднациональный орган сможет хорошо и быстро защищать интересы наших производителей, национальных производителей, наш общий рынок от товаров из третьих стран», - сказал Петришенко.

Он также подчеркнул, что будущее ЕАЭС зависит от того, насколько странам - его членам удастся найти баланс между страховыми и наднациональными интересами. Кроме того, он отметил, что следует развивать крупные инфраструктурные проекты и постепенно двигаться к созданию общих рынков не только товаров, но и услуг, рабочей силы и капитала».

В то же время широкое поле для экономического сотрудничества с ЕАЭС могла бы предоставить ШОС.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и ЕАЭС не должны превратиться в «аморфные» организации.

«Наша задача заключается в том, чтобы ШОС не стал аморфной, бумажной, бюрократической такой организацией, которой является теперь АСЕАН или есть сотрудничество Южно-Азиатских государств... Не превратиться в такую организацию, как в свое время превратилось СНГ... », - заявил Глава государства.

Он отметил, что «ШОС в евразийском пространстве очень важная организация».

«Когда я о Евразийском экономическом союзе говорю, я тоже очень переживаю за это», - добавил Нурсултан Назарбаев.

Напомним, в ШОС входят Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей имеют Беларусь, Монголия, Индия, Иран, Пакистан и Афганистан. Председательство в организации на саммите ШОС в Уфе перешло от России к Узбекистану.

Кроме того, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Ташкенте, заявил о возможном создании в перспективе зоны свободной торговли в рамках организации.

«Углубление торгово-экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества обеспечит необходимые условия для создания в перспективе зоны свободной торговли в рамках ШОС», - цитирует слова президента Казахстана его пресс-служба.

По мнению Назарбаева, вступление Индии и Пакистана в ШОС знаменует качественно новый этап развития организации, отражая рост ее авторитета и роли на международной арене. «Возможное принятие в будущем вряды ШОС Ирана расширяет возможности нашего взаимодействия. С учетом вступления новых стран-членов ШОС объединит более 60% территории Евразии, 45% населения планеты, свыше 19% мирового ВВП», - подчеркнул он.

Президент напомнил, что более года назад он выступил с инициативой создания Объединенного Евразийского экономического пространства. «Ключевым элементом здесь является инфраструктурное объединение узловых центров Евразии путем возрождения исторических маршрутов Шелкового пути», - сказал Назарбаев.

В этой связи президент Казахстана предложил сконцентрировать усилия государств-членов ШОС на ряде направлений, включая сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути».

«Предлагаю сформировать Евразийский транзитно-транспортный хаб, который объединит государства-члены и страны-наблюдатели ШОС. Со своей стороны, Казахстан уже приступил к реализации программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол», которая гармонично дополняет «Экономический пояс Шелкового пути». Представляется своевременным активно задействовать потенциал созданного нами Международного финансового центра «Астана», - отметил Назарбаев, подчеркнув важность использования возможностей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций для стимулирования макроэкономического развития региона.

В свою очередь Президент России В.Путин считает необходимым создание большого евразийского партнерства между ЕАЭС и другими странами, включая Индию, Иран, Пакистан и партнеров по СНГ. Об этом он заявил, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.

«Предлагаем подумать о создании большого евразийского партнерства с участием ЕАЭС, а также стран, с которыми у нас уже сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран и, конечно - имея в виду наших партнеров по СНГ - другие государства и объединения», - сказал Путин.

По словам российского лидера, «начать можно было бы с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого сотрудничества и инвестиций, мер технического, санитарного урегулирования, таможенного регистрирования, защиты прав интеллектуальной собственности».

Россия заинтересована в налаживании сотрудничества между Евросоюзом и ЕЭАС, и первым шагом в этом направлении мог бы стать экспертный диалог между представителями ЕС и ЕАЭС по ряду вопросов, включая торговлю и инвестиции, заявил президент России Владимир Путин.

«В качестве первого встречного шага (к сотрудничеству Евросоюза и ЕАЭС - ред.) можно было бы возобновить диалог на техническом уровне между экспертами по широкому кругу вопросов. Это торговля, инвестиции, техрегулирование, таможенное администрирование», - сказал Путин.

«Таким образом, мы сможем наработать базу для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия», - добавил В.Путин.

Основу сопряжения китайского экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС могут составить конкретные сделки, обсуждаемые в рамках совместной инвестиционной межправкомиссии (МПК), заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

«Мы действительно проводим с вами третье заседание межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству в канун официального визита президента России Владимира Путина в КНР», - сказал он, открывая заседание комиссии в Пекине.

«В рамках нашей с вами МПК мы рассматриваем конкретные проекты, для того чтобы предприниматели из России и Китая могли быть уверены, что правительства обоих государств поддержат эти проекты и там, где возникают сложности при реализации этих проектов, они будут при помощи правительств разрешаться», - продолжил он, обращаясь к вице-премьеру Госсовета КНР Чжан Гаоли.

Когда председатель Си Цзиньпин посещал Россию во время празднования Великой Победы России над фашизмом, была подписана декларация о сопряжении экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС, напомнил он. Россия придает большое значение развитию этого проекта.

«Мы также считаем, что конкретные сделки между нашими предпринимателями и те проекты, которые мы обсуждаем в рамках нашей инвестиционной МПК, могут составлять основу вот этого сопряжения», - заключил Шувалов.

У каждой из стран ЕАЭС свои задачи и свои проблемы. Для Кыргызстана - это «потребность в проведении активной и долгосрочной политики в сфере промышленности возникла в Кыргызстане после вступления республики в ЕАЭС, отметил глава кыргызского правительства Сооронбай  Жээнбеков.

«С помощью развития промышленности мы сможем освоить рынок Евразийского пространства. Это политика не краткосрочная, а стратегическое направление развития страны», - подчеркнул Жээнбеков. По его мнению, «стратегически приоритетным» направлением в этом плане является энергетика.

Поэтому, полагает он, функции по разработке стратегии энергетического сектора страны должны «определяться» в Кыргызстане отдельным органом, который будет иметь «соответствующий статус и ресурсы, включая проведение международных переговоров на высоком политическом уровне».

Как считает премьер-министр, после вступления в ЕАЭС для Кыргызстана «открылся большой рынок». «Сократился импорт из Китая, Турции и других стран, тем самым появилась возможность снижения реэкспорта. После вхождения в ЕАЭС появилась возможность увеличения производства отечественной продукции, теперь остается реализовать ее на рынке данного экономического пространства», - отметил он.

Однако в настоящее время, имея огромный экспортный потенциал, республика «экспортирует сельхозпродукцию, но не товары». «Необходимо создание конкурентоспособной экспортно-ориентированной отрасли путем привлечения новых технологий и знаний, а также развитие собственных направлений пищевой промышленности, таких как молочная, мясная, плодоовощная и другие», - подчеркнул он.

Премьер Кыргызстана предложил изменить структуру кабмина в связи с членством в ЕАЭС. Преобразования в структуре правительства Кыргызстана вызваны изменениями и трудностями в пространстве ЕАЭС, а также влиянием мирового кризиса, заявил премьер страны Сооронбай Жээнбеков во вторник во время заседания профильного комитета Жогорку Кенеша.

Тем временем, Россия и Беларусь совместно работают над углублением интеграционных процессов на евразийском пространстве, и хотя в условиях наблюдаемой на мировых рынках нестабильности в экономиках стран-участниц ЕАЭС наблюдаются спады, но если бы интеграции не было, со сложностями справиться было бы гораздо труднее, заявил президент РФ Владимир Путин.

«Сообща Россия и Беларусь работают над углублением интеграционных процессов на евразийском пространстве. В рамках Союзного государства мы реализуем около 40 программ, совместно разрабатываются передовые технологические программы, прежде всего, для нужд космической промышленности, спутниковой навигации, геологоразведки, в сельском хозяйстве тоже», - сказал Путин.

По линии ЕАЭС формируется единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, добавил он.

«Тем самым обеспечиваются условия для устойчивого экономического роста стран-участниц, повышения конкурентоспособности наших производителей на внутреннем и внешнем рынке. Конечно, в условиях той нестабильности, которая наблюдается на мировых ранках, в наших экономиках мы наблюдаем и спады, о которых я говорил. Но если бы не было интеграции нашей, если бы не было возможности свободно капиталам передвигаться и товарам без ограничений таможенных, было бы гораздо сложнее справиться с теми сложностями, с которыми мы сейчас справляемся все-таки», - подчеркнул президент России.

Он отметил, что и на двустороннем, и на многостороннем уровне вместе с белорусскими коллегами и у России «выстроена добротная инфраструктура сотрудничества, и ее неотъемлемой составной частью, безусловно, является тесное взаимодействие по линии регионов России и Беларуси».

Экономические барьеры для развития сотрудничества ЕАЭС с Китаем в рамках проекта «Экономический пояс Шелковый путь» будут постепенно сниматься, хотя на первом этапе без изъятий не обойтись, считает президент РФ Владимир Путин.

«Мы ведём переговоры по двум направлениям: на двусторонней основе - Россия и Китай, и по направлению Китай и Евразийский экономический союз», - сказал Путин.

Он заметил, что на встрече в Астане главы государств-членов ЕАЭС высказались за развитие сотрудничества с Китаем в рамках инициативы «Экономический пояс Шёлковый путь».

«Конечно, это вопросы, требующие экспертного изучения. Мы, конечно, думаем об интересах своих национальных товаропроизводителей. Но общее мнение заключается в том, что генеральный путь развития в мировой экономике, нашего взаимодействия с Китаем должен заключаться в постепенном снятии всяческих барьеров для открытой совместной работы», - сказал президент РФ.

На первом этапе, добавил он, это может привести к созданию зоны свободной торговли. «Мы реалисты и понимаем, что это не может быть на первом этапе без каких-то изъятий, исключений. Но тем не менее мы должны показать направление движения», - считает Путин.

При этом он отметил, что «добиваясь этой цели, мы создадим предпосылки для того, что я сегодня назвал сотрудничеством в Евразии, с учётом того что интерес к нашему взаимодействию проявляет всё большее и большее количество государств региона. При этом будем стремиться к тому, чтобы не создавать замкнутых торгово-экономических группировок».

По словам президента РФ, инициатива председателя КНР Си Цзиньпина о возрождении идеи Большого Шёлкового пути «является очень своевременной, интересной и перспективной», направленной на расширение сотрудничества со всеми странами мира, и, «конечно, прежде всего, с соседями, потому что куда бы путь ни шёл, он всегда, прежде всего, идёт через соседей».

Президент России Владимир Путин считает, что участие стран ШОС и стран СНГ в интеграции ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути могло бы стать прологом к формированию большого евразийского партнерства.

«Хорошие перспективы открываются с началом переговоров о сопряжении Евразийского союза и китайского экономического пояса Шелкового пути. Убежден, что подключение к этому интеграционными процессу всех участников ШОС, а также государств СНГ стало бы прологом к формированию большого евразийского партнерства», - сказал Путин.

Российский лидер отметил, что заинтересованность в сотрудничестве с ШОС по экономическим вопросам высказывают страны Юго-Восточной Азии, о чем недавно шла речь в Сочи на саммите АСЕАН. По мнению Путина, успешной реализации экономических проектов в рамках ШОС могли бы способствовать такие финансовые институты развития, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и банк БРИКС.

Беларусь готова активно включиться в работу ШОС по всем измерениям организации.

Говоря о том, какой вклад Беларусь может внести в работу ШОС, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей подчеркнул, что белорусская сторона не будет пассивным «статистом». «Мы готовы активно включиться в работу ШОС по всем измерениям организации, стать участниками и, где возможно, инициаторами проектов по развитию экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества», - заявил министр.

По его словам, Беларуси есть, что предложить в сфере обеспечения безопасности, противодействия терроризму, экстремизму, наркотрафику и организованной преступности. Ряд белорусских наработок в этой сфере уже получил признание международного сообщества, и Беларусь готова стать надежным западным звеном ШОС в целях дальнейшего комплексного противодействия современным вызовам и угрозам.

Беларусь также заинтересована в сотрудничестве по линии Региональной антитеррористической структуры ШОС, регулярном взаимодействии и координации по линии секретариатов советов безопасности, участии в согласовании развития транспортных коридоров, в механизмах развития сотрудничества в сферах науки и техники, финансов, образования, туризма, интернет-платформ, стимулирующих развитие обменов и торговли, а также по ряду других направлений.

«Мы стремимся к активному участию в экономическом измерении ШОС. Республика Беларусь располагает развитым потенциалом в области промышленности, АПК, информационно-коммуникационных технологий, в сфере образования, здравоохранения, инвестиционного и инновационного сотрудничества», - заявил глава белорусского внешнеполитического ведомства.

Для белорусской стороны представляет интерес задействование деловых площадок ШОС для привлечения заинтересованных партнеров к проекту индустриального парка «Великий камень», который должен стать одной из опорных точек экономического пояса Шелкового пути.

Беларусь также видит перспективы для расширения взаимодействия по линии ШОС-ЕАЭС и заинтересована в подключении к данным процессам партнеров из АСЕАН.

Владимир Макей считает, что новые возможности для стран «шанхайской семьи» могут открыться после присоединения белорусской стороны к Соглашению между правительствами государств - членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. «Взаимовыгодным может быть эффект в случае включения автомобильных маршрутов, проходящих по территории Беларуси, в проект Программы развития дорог ШОС», - сказал он.

«В целом наши возможности и как стабильной, успешно развивающейся страны на стыке ШОС-ЕС, и как участницы Евразийского экономического союза очевидны. Уверены, что они могут быть интересны нашим партнерам, как на Востоке, так и на Западе», - добавил он.

Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко заявила, что со временем страны ЕАЭС придут к свободной торговле без изъятий и ограничений, но для этого необходимо поступательное и спокойное движение вперед.

«Поскольку все решения в ЕАЭС принимаются консенсусом, нужно терпеливо, спокойно продолжать работу в рамках Евразийской экономической комиссии, куда передана часть компетенции, полномочий государств. Постепенно мы будем приходить к более углубленной схеме интеграционного объединения. Для этого нужно время, терпение, возможность слышать и слушать друг друга, подтягивание экономик к определенному одинаковому, не ниже, уровню. Это придет не завтра, но обязательно придет», - убеждена Матвиенко.

Матвиенко также выступила за объединение потенциалов всех стран, входящих в ЕАЭС. «Когда мы объединим свои потенциалы, мы можем, как союз быть конкурентоспособными и эффективно развивать свои экономики в общих рамках», - считает Матвиенко.

«Не нужно реагировать ни на какие скептические заявления, идеи подрывного характера - нужно спокойно двигаться вперед. У нас все получится. Для этого есть главное - воля лидеров государств», - заключила она...

Критика в адрес ЕАЭС не имеет под собой оснований, заявил посол России в Армении Иван Волынкин.

По его словам, результаты работы ЕАЭС налицо. «Зафиксирован рост товарооборота между Арменией и Россией, это совершенно объективно. Сняты таможенные и иные ограничения. Несмотря на сложные экономические общемировые проблемы, товарооборот есть. Вчера в Санкт-Петербурге в ходе беседы президенты откровенно заявили, что в первые месяцы текущего года зафиксирован рост товарооборота», - сказал Волынкин в интервью радио «Азатутюн» (армянская служба радио «Свобода»).

Он подчеркнул, что по объемам экспорта армянской сельскохозяйственной продукции в РФ зарегистрирован огромный рост. «Армения не такая большая страна, чтобы заполнить весь российский рынок, но рост очевиден. Не в денежном, но товарном виде», - сказал Волынкин.

Вместе с тем, посол отметил, что в ЕАЭС не все механизмы еще отрегулированы, на это требуется время. «Другие экономические объединения проходили процесс становления в течение десятилетий. Нашей организации всего полтора года», - сказал он.

Отвечая на вопрос о частых длинных очередях автомобилей на российско-грузинской границе (КПП «Верхний Ларс»), Волынкин отметил, что достигнута договоренность о выделении для армянских перевозчиков отдельной линии.

Говоря о перспективах открытия Абхазской железной дороги, российский дипломат сказал: «Думаю, что перспективы, конечно, есть, это вопрос времени». По его словам, заинтересована в этом не только Россия, «все думают, все заинтересованы». «Одного Верхнего Ларса мало», - отметил посол.

Взаимодействие с ЕАЭС должно стать одним из важнейших ориентиров в экономической политике ШОС, заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на саммите ШОС.

«В число важных ориентиров формирования экономической политики Шанхайской организации сотрудничества должно войти взаимодействие с Евразийским экономическим союзом. Пока эта тема не очень обозначена в рамках ШОС», - сказал он.

По его словам, у сторон есть немало точек соприкосновения. В частности, напомнил президент, Минск поддержал инициативу председателя КНР Си Цзиньпина о создании «Экономического пояса Шелкового пути».

Лукашенко также заявил, что Беларусь занимает лидирующие позиции в области обеспечения продовольственной безопасности, и согласна «поделиться своими наработками и в этом направлении». Кроме того, Минск готов стать для государств организации «западными воротами» на пути в Европу.

«Надеемся, что весь этот потенциал будет востребован при разработке перспективных планов и проектов в формате ШОС», - сказал белорусский лидер. «Не исключено, что в перспективе Беларусь будет претендовать на членство в ШОС», - заявил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей.

Государства - члены ШОС будут расширять торгово-экономическое взаимодействие внутри организации, говорится в Ташкентской декларации ШОС, принятой по итогам саммита организации. Лидеры ШОС констатировали, что мировая экономика испытывает последствия глобального финансово-экономического кризиса, который привел к сокращению совокупного спроса, резким колебаниям цен на основных товарных и сырьевых рынках, замедлению экономического роста в мире и другим негативным последствиям. «Государства-члены отмечают, что значительный потенциал торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества в ШОС, обеспечивает положительные тенденции в развитии регионального экономического взаимодействия и содействует совершенствованию механизмов сотрудничества. Они считают, что гармоничное развитие на пространстве ШОС отвечает интересам сбалансированного экономического роста в регионе в целом. В этой связи будут приниматься согласованные меры, направленные на дальнейшее расширение взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия в организации, в том числе путем формирования благоприятных условий для торговли, взаимных инвестиций и сотрудничества между деловыми кругами", - говорится в документе.

ШОС поддержала инициативы КНР о создании экономического пояса Шелкового пути. В этих целях продолжена работа по реализации данного проекта как одного из инструментов формирования благоприятных условий для развития регионального экономического сотрудничества. Страны ШОС отметили важность продолжения взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики, в том числе в области использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, продвижении сотрудничества в сфере транспорта и формировании международных транспортных коридоров, которые должны стать связующим звеном между Азией и Европой, осуществлении совместных инфраструктурных проектов, обеспечивающих расширение экономически обоснованных транспортно-коммуникационных возможностей и реализацию транзитного потенциала региона.

«В этом контексте государства-члены отмечают важность скорейшего вступления в силу и реализации Соглашения между правительствами государств - членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок», - подчеркивается в декларации. В целях обеспечения финансового сопровождения проектной деятельности члены организации продолжат рассмотрение вопроса о создании Банка развития и Фонда развития ШОС. Страны - члены организации пообещали «уделять особое внимание развитию в двустороннем и многостороннем форматах сотрудничества в области культуры, здравоохранения, науки и техники, образования, охраны окружающей среды, спорта, туризма, изучения и сохранения культурного и природного наследия региона ШОС, в том числе вдоль Великого Шелкового пути. Лидеры стран ШОС также приветствовали подписание меморандумов об обязательствах Индии и Пакистана для членства в организации. "Государства-члены будут углублять диалог и взаимодействие с международными и региональными организациями, с которыми ШОС установила официальные отношения, а также поощрять внешние контакты с целью дальнейшего формирования партнерской сети многосторонних объединений», - подчеркивается в Ташкентской декларации.
Решения Ташкентского саммита дали новый импульс развитию ШОС, дальнейшему движению этой организации вперед, заявил генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов. «Юбилейный Ташкентский саммит ШОС вошел в историю, убедительно подтвердив, что эта организация будет последовательно и решительно идти по пути реализации Стратегии развития ШОС», - сказал Рашид Алимов, говоря об итогах прошедшего в столице Узбекистана юбилейного заседания Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества.

Главы государств - членов ШОС согласовали обязательства Индии и Пакистана для получения ими статуса членов организации. Соответствующие меморандумы были подписаны по итогам прошедшего в Ташкенте саммита ШОС.

Участие стран ШОС и стран СНГ в интеграции ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути могло бы стать прологом к формированию большого евразийского партнерства.

Хорошие перспективы открываются с началом переговоров о сопряжении Евразийского союза и китайского экономического пояса Шелкового пути.  Подключение к этому интеграционному процессу всех участников ШОС, а также государств СНГ стало бы прологом к формированию большого евразийского партнерства.

В перспективе возможно создание зоны свободной торговли в ШОС. Такое мнение высказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании глав государств - членов ШОС в расширенном составе.

По словам Нурсултана Назарбаева, углубление торгово-экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества обеспечат необходимые условия для создания в перспективе зоны свободной торговли в ШОС. «Представляется своевременным активно задействовать потенциал созданного нами международного финансового центра «Астана». Он призван стать региональным финансово-инвестиционным хабом с независимой юридической системой и льготным налоговым режимом. Важно использовать возможности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций для стимулирования макроэкономического развития региона», - сказал Нурсултан Назарбаев.

В свою очередь Президент России В.Путин призвал устранить барьеры в торговле и движении капитала в ШОС.

«Важной составляющей деятельности ШОС видится развитие тесного экономического взаимодействия. Нужно и далее снимать барьеры на пути торговли, движения капиталов и рабочей силы, углублять промышленную и технологическую кооперации», - сказал Путин. Российский лидер также считает важным выстраивать на территории ШОС «производственные цепочки» и развивать общую транспортную инфраструктуру.

Необходимо создать Евразийский транспортный хаб, который объединит государства - члены ШОС и государства-наблюдатели. Такое предложение внес Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на заседании глав государств ШОС в расширенном составе, прошедшем в Ташкенте. «Широкие перспективы сотрудничества открывает сопряжение ЕАЭС и китайского проекта "Экономический пояс Шелкового пути". Предлагаю сформировать Евразийский транзитно-транспортный хаб, который объединит государства-члены и страны-наблюдатели ШОС", - сказал Президент Казахстана.

Говоря о присоединении Индии и Пакистана к ШОС, Назарбаев подчеркнул, что вступление этих стран в организацию отражает ее авторитет и роль на международной арене. «Вступление Индии и Пакистана в нашу организацию знаменует собой качественно новый этап развития ШОС, отражает рост ее авторитета и роли на международной арене. Принятие, возможно, в будущем году в ряды ШОС Ирана расширяет возможности нашего взаимодействия. С учетом вступления новых стран-членов ШОС объединит более 65% территории Евразии, 45% населения планеты, свыше 19% мирового ВВП», - сказал Назарбаев.

Основным направлением деятельности данной международной организации  это обеспечение безопасности на всей территории государств-членов организации. В этой связи следует и в дальнейшем наращивать потенциал региональной антитеррористической структуры».

 

Анализ публикаций, касающихся нарастающих интеграционных связей, на сайтах информационных агентств достаточно убедительно свидетельствует, что, несмотря на некоторые противоречия и проблемы, на большом евразийском пространстве идет процесс становления ЕАЭС, смыкающегося с ШОС. Идет расширение экономического пространства и за счет создания ЗСТ, подключения к поясу Шелкового пути. Нельзя не заметить и объединяющей роли лидеров Казахстана и России, их усилий в укрепление интеграционных связей.

По публикациям можно также заметить и плоды этих усилий - рост товарооборота между странами ЕАЭС, постепенное снятие барьеров на пути следования товаров и создание совместных конкурентоспособных проектов.