Нурлан Магзумов: Моя история о траектории взаимовыгодного роста и процветания
В сентябре этого года будет 20 лет, как я живу в Китае, за 20 лет жизнь в Китае изменилась кардинально: уровень бедности сократился, грамотность повысилась, китайцы пересели с велосипедов на автомобили сейчас идет обратная тенденция (примечание автора - с внедрением uber bike, мобайке, офо), обзавелись мобильными телефонами. Однако неустойчивая экономика и вызовы автоматизации не позволяют им в полной мере наслаждаться благами экономического роста. Это я к чему? Дело в том, что, живя в Китае, ты не замечаешь, что время бежит, за это время при мне сменились три председателя, и я видел эпоху всех их реформ, начиная с Цзян Цзэминя (1993-2003 гг.), Ху Цзиньтао (2003-2013 гг.) и заканчивая Си Цзиньпином (2013 г. по сегодняшний день).
Помню, как сейчас, что в декабре 2000 года было пленарное заседание Центральной Комиссии КПК по проверке дисциплины, на котором повесткой дня стал вопрос о продолжении строительства партийного стиля и неподкупности аппарата, борьбы против разложения. В это время я находился в университете народов в Пекине и когда проходила эта реформа все ждали чего-то большого и глобального, что повлияет на Китай и внешние страны мира. И это состояние повлияло на меня, что именно мы, студенты, после 10 лет будем связующим мостом между нашими странами.
По образованию я металлург, и как многие, в 17 лет не совсем осознавал, какую профессию выбираю - сейчас, возможно, пошел бы учиться куда-то в другое место. Тем не менее, отучившись два года на языковых курсах в Пекине и четыре года на бакалавриате в Шанхае, понял, что не рожден для этой специальности, и решил не мучить себя и не занимать чье-то место. В поисках своего предназначения я пробовал себя и в торговле, и в бизнесе, в роли переводчика, представителя компании КНР и в других сферах деятельности - лишь бы быть полезным для двух стран. Именно эти годы становления личностного я, юношества и отрочества, закаляли и готовили меня к профессиональному самоопределению.
7 сентября 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выступил в Назарбаев университете с речью «Развитие дружбы народов ради прекрасного будущего». Председатель КНР призвал стороны объединить усилия и, опираясь на инновационную модель взаимодействия, ради повышения благосостояния народов региона создать «Экономический пояс Шелкового пути».
Именно сам проект «Один пояс, один путь» - сотрудничество в сферах инфраструктурного строительства, укрепления торговых, инвестиционных и промышленных связей, а также сотрудничество в сферах культуры и социальной деятельности, повлиял на меня, дал отличную возможность внести свой вклад и навыки в проект. В последующем устроился в структуру АО «НК КТЖ», далее поступил в MBA по направлению «Управление логистикой». Суть моей работы заключается в содействии реализации проекта «Один пояс, один путь» между двумя странами.
Еще в 1999 году впервые представитель АО «НК КТЖ» в КНР и Юго-Восточной Азии господин И.А.Изтолеу-улы для презентации о транспортном потенциале Казахстана в Шанхае использовал поиск транспортных компаний и организаций через желтые страницы (англ. Yellow Pages). В то время не было сотовых телефонов, электронная почта только входила на рынок, а такой крупнейшей континентально-морской державе Азии в сфере морских перевозок, как Китай, не был интересен сухопутный транспорт.
Справка: Морской транспорт Китая по итогам 2001 г. осуществил перевозку 1,5 млрд. т., из них 600 млн. т. (40%) - внешнеторговых. При этом было оказано (экспортировано) коммерческих услуг морского транспорта на сумму 2,0 млрд. долл. США, что составляет 6,1% от экспорта услуг Китая, а импортировано услуг морского транспорта на сумму 6,9 млрд. долл. Но сейчас с 2011 года и на конец июня этого года были запущены в общей сложности более 9000 составов экспресса Китай-Европа в 48 китайских городов и 42 города 14 европейских стран. В результате сеть перевозок охватила все главные регионы евразийского континента. Развитие магистрали и перевозок по ней также позволило Китаю и Казахстану колоссально увеличить товарооборот со странами вдоль магистрали.
За первые пять лет посредством своих инвестиций за рубежом китайские предприятия центрального подчинения восполнили дефицит средств в странах вдоль «Одного пояса, одного пути» и способствовали развитию местной экономики.
Отличительной чертой проводимых в Китае реформ является их длительность, поэтапность. Причины столь осторожного и постепенного подхода объяснялись, прежде всего, возможными последствиями политического и социально-экономического характера в условиях огромного людского ресурса страны.
Все принципы реформ социализма Си Цзиньпин не утерял во время правления. Таким образом, особенностью китайского пути к социализму является уважительное отношение к национальным традициям и духовному наследию. Новые руководители Китая не собираются разрывать своих связей с древними мыслителями. В условиях, когда страну настигают кризисные явления, как нельзя лучше имеют место ссылки на великую китайскую «Книгу перемен», в которой сказано, что, достигнув предела своего благополучия, Поднебесная вновь должна вступить в полосу временных бедствий. Но новые правители КНР, учитывая диалектическую цикличность развития Китая, не собираются переживать полосу кризисных явлений и принимают попытки к дальнейшим реформам и преобразованиям в целях обеспечения поступательного развития китайской экономики.
Казахстан, как страна, расположенная на маршруте Великого Шелкового пути, осуществляет государственную программу «Нурлы жол», сопряженную с инициативой «Один пояс, один путь», что является главным связывающим континентальным мостом между странами Европы с КНР. Казахстан, как и Китай, уделяет особое внимание развитию транспортно-логистической системы и транзитного потенциала страны.
Возрождение Великого Шелкового пути является одной из главных задач нашей эпохи, особенно в части транспортировки грузов в составе международных контейнерных поездов - как железных караванов современности. Безусловно, прокладка новых сухопутных магистралей, необходимой логистической инфраструктуры и создания современных производственных мощностей обеспечит более короткие пути транспортировки грузопотоков между центрами мировой экономики, и придаст мощный дополнительный импульс развитию прилежащих к ним стран и регионов.
Нурлан Магзумов, Генеральный представитель АО «KTZ Express» в КНР г.Пекин