Новый транспортный коридор позволит Казахстану занять важное место в мировой торговле
Ожидается, что осуществление проекта будет проходить по двум направлениям - через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу. И второй пут будет пролегать через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию к европейскому потребителю. Создание Евразийского трансконтинентального коридора является важным шагом на пути к интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки. Выступая на VIII Астанинском экономическом форуме «Инфраструктура: драйвер устойчивого роста экономики» в мае текущего года, Глава государства отметил важность этой инициативы. «Я предлагаю создать новый высокоскоростной мультимодальный транспортный маршрут - Евразийский трансконтинентальный коридор. Он будет пролегать через всю территорию нашей страны и позволит осуществлять беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу и обратно. Это намного короче пути через океан, сближает наши народы и дает безопасность, потому что нам всем выгодна стабильность тех государств, через которые проходят эти трассы. Транспортная артерия даст импульс развитию производства во всех странах», - сказал президент. Таким образом, созданный транспортный коридор даст стране неоспоримое конкурентное преимущество в виде транзитного потенциала. Понятно, что для реализации планов, необходима довольно серьезная инфраструктурная база, которая у Казахстана, в принципе, уже имеется. Более того в ближайшей перспективе станут доступны новые объекты. На данный момент главным изменением стало усиление мощности порта Актау, общий объем перевозок которого по результатам прошлого составил 10,3 млн тонн. Завершается строительство Актауского морского северного терминала, что увеличит мощность порта на 3 млн тонн. Также успешно реализуется программа развития международного пограничного перехода Достык - Алашанькоу, пропускная способность которого возрастает с каждым годом, и к прошлому году грузопоток достиг 23 млн тонн в год. Вместе с тем введен в эксплуатацию участок Жезказган - Бейнеу, что который открыл прямое железнодорожное сообщение по маршруту Достык - Актау. Тогда же введена в эксплуатацию железная дорога из Актау в Иран. Планируется строительство узкоколейной скоростной магистрали Хоргос - порт Актау. В финальной стадии казахстанский участок автострады Западная Европа - Западный Китай, который очень важен как транзитное связующее звено уже трех стран. Его завершение ожидается до конца этого года. Важно отметить, что реализация Плана Нации тесно завязана с рядом других немаловажных действующих государственных программам и стратегических документов. Так стратегией «Казахстан-2050» определены конкретные показатели, которых необходимо достичь к назначенному сроку по части транзита товаров через республику до 2050 года. А именно увеличение транзитных потоков в 10 раз. Так если в 2012 году транзит через Казахстан составлял порядка 18 млн тонн, то к 2050 году эта цифра достигнет 180 млн тонн. Но здесь необходимо четко понимать, что при росте транзитной нагрузки, возникнет необходимость использования наиболее дешевых его вариантов. Как известно, самым дешевым путем считается путь по морю. Однако эта дорога, как правило отнимает значительное время, которое, как известно на вес золота в современных условия мировой финансовой и геополитической нестабильности. В этой связи, Казахстан может и должен стать важнейшим транзитным центром Евразии. К слову об этом говорил, и казахстанский лидер в рамках VIII Астанинского экономического форума. «Существующие морские торговые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли. Уже сегодня объем торговли между КНР и ЕС составляет почти 600 миллиардов долларов, и, по прогнозам, к 2020 году он увеличится до 800 миллиардов долларов. Поэтому большое значение для растущей Азии играет развитие сухопутного маршрута в Европу. И в этом мы видим для себя новые возможности», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. По его словам, если сегодня товары из Китая в страны ЕС доставляются морским путем, огибая Азию, через Суэцкий канал за 45 дней, то время их комбинированного сухопутного и водного транзита через территорию Казахстана по трассе Хоргос - порт Актау - канал «Евразия» и далее через Черное море составит всего 10-14 дней. При строительстве узкоколейной скоростной магистрали Хоргос - порт Актау этот срок сократится еще на 2-3 дня. Таким образом, имея все возможности для реализации этих высоких целей, Казахстану удастся занять достойное место в мировой торговле. Ведь исторически сложилось так, что находясь между Востоком и Западом наша страна выполняет важную функцию связи двух частей одного континента. Важно в этом не упустить своих возможностей, поскольку в этом и многом другом - наше большое конкурентное преимущество. Борис МИХАЙЛОВ