Не потребуется больших вложений: назван скрытый потенциал для развития туризма в Казахстане

Фото: акимат области Жетысу

Озвучивая Послание народу Казахстана 8 сентября 2025 года, Президент Касым-Жомарт Токаев уделил внимание проблемным вопросам сферы туризма. Корреспондент Kazinform выяснил у экспертов, как успешно реализовать задачи, озвученные Главой государства по данному направлению.

Выступая с Посланием народу Казахстана, Президент подчеркнул, что держит на контроле работу по приведению всех туристических объектов страны в надлежащее состояние. Кроме того, Глава государства поставил ряд новых задач по развитию сферы туризма — разграничение задач между акиматами и профильным министерством, создание инфраструктуры для горного и горнолыжного туризма в Алматы и Алматинской области.

Исполнительный директор ОЮЛ «Центр развития городского туризма», член Общественного совета Министерства туризма и спорта РК Татьяна Верницкая полагает, что в своем Послании Президент неслучайно отмечает роль туризма в развитии страны и акцентирует внимание на его проблемах.

Фото: Маслихат Астаны

— Эти проблемы необходимо решать. Но здесь важен механизм. Мы считаем, что для развития законодательной базы, образования в сфере туризма нужна научная составляющая, поэтому нелишним было бы создать научно-исследовательский институт по туризму. Также мы ожидаем, что Министерство туризма и спорта заключит договор с UN WTO о сотрудничестве. Именно договор, а не меморандум. Комитет туризма делает немало, однако имеются вопросы по финансированию. В целом, развитие и улучшение инфраструктуры туризма каждого региона будет зависеть от продуманности программы развития туризма в акиматах. А для создания продуманной программы требуется наличие отдельного управления туризма, что наблюдается не во всех регионах, — полагает Татьяна Верницкая.

Говоря о наиболее острых вопросах, которые возглавляемое ей объединение рекомендовало бы решить по инфраструктуре туризма, Татьяна Верницкая констатировала, что они на поверхности.

— Как бы банально ни звучало, необходимо создать общестрановую программу повсеместного открытия туалетов вдоль дорог, в туристских местах. Также необходимо субсидирование ремонта и модернизации гостиниц в регионах. Также мы бы посоветовали обратить внимание на вопросы туристической инфраструктуры на Байконуре, — считает Татьяна Верницкая.

Основатель и директор исследовательской компании по туризму Inside Travel, член общественного совета национальной компании KazakhTourism Еркин Тикенов полагает, что в условиях текущей финансовой ситуации регионам необходимо использовать существующий потенциал: либо расширять уже развитые туристические зоны, либо присоединяться к крупным транспортным потокам, таким как «Западная Европа — Западный Китай» или «Север — Юг.» Это позволит создавать туристические продукты вокруг уже имеющихся ресурсов и потоков.

Фото: из личного архива Еркина Тикенова

— Основной вопрос заключается в том, откуда акимы возьмут ресурсы для развития туризма, если внимание сосредоточено на крупных проектах. Им придется изыскивать средства, просить финансирование на дороги и базовую инфраструктуру. Некоторые регионы уже получают инвестиции в аэропорты и другие объекты, что создает потенциал для роста. Пока не определена точная модель развития туризма. Крупные игроки, похоже, продвигают анклавный курортный туризм, где объект самодостаточен и требует лишь базовой инфраструктуры. Передача ответственности за инфраструктуру акиматам может положительно сказаться на развитии, так как они всегда отвечали за эти вопросы, но теперь это акцентируется, — отметил Еркин Тикенов.

По его словам, есть достаточно простой способ увеличить долю туризма в экономике, не затрачивая больших средств. Это спортивные и культурные мероприятия, такие как юбилеи или фестивали.

— По сути, они являются чистым туристическим продуктом. Хотя они часто используются для пропаганды, их можно доупаковать и продвигать как экспортный продукт для туристов. Крупные спортивные объекты и мероприятия могут стать драйверами экономики региона, привлекая гостей и инвестиции. За примерами далеко ходить не надо — озвучивались цифры, сколько иностранцев ожидают на матче «Кайрат» — «Реал-Мадрид», вспомним поток иностранных гостей на концерт Димаша Кудайбергена и так далее. Это «мягкая» инфраструктура, которая гораздо дешевле дорог и может быть реализована даже в «голом поле, — уверен Еркин Тикенов.

Эксперт отмечает, что в целом президентское Послание придает новый импульс развитию туризма, акцентируя внимание на его роли как индустрии и части промышленной политики.

— Это подчеркивает необходимость развития инфраструктуры, особенно в горных регионах, и призывает акимов к активному участию. Я прогнозирую, что в каждом областном центре туризм может составлять до 10% экономики, даже без значительных усилий. Базовые туристические услуги, такие как банно-ресторанные комплексы и культурно-природное наследие, уже существуют повсеместно. Вопрос в том, как использовать этот потенциал. Хотя модель развития еще не до конца определена, а вопросы финансирования остаются открытыми, сам факт такого внимания со стороны высшего руководства является позитивным сигналом. Это открывает возможности для межотраслевой координации, использования существующего потенциала регионов и развития спортивного и культурного туризма, что в конечном итоге должно привести к росту экономики и привлечению инвестиций, — заключил эксперт