НАРОД В ПОТОКЕ ИСТОРИИ: Дунганские этнообъединения являются одними из самых активных и деятельных в Ассамблее народа Казахстана Жамбылской области

None
ТАРАЗ. 18 сентября. КАЗИНФОРМ - Дунганское село Масанчи в Кордайском районе Жамбылской области в минувшее воскресенье, 15 сентября, отметило 135-летие со дня своего основания. На торжества прибыли делегации дунган из всех областей Казахстана, из Кырызстана и Китая.

Посол Китайской Народной Республики в Республике Казахстан Чжоу Ли открыл митинг у поставленного в этот день памятника, надпись на котором гласит: «Великому казахскому народу и всем тем людям, которые протянули руку помощи в трудные дни дунганского народа - искренняя благодарность».

По словам профессора Таразского государственного университета имени М.-Х.Дулати, академика Национальной академии естественных наук РК Рашида Бакирова, первым поселением дунган, бежавших в ХIХ веке от притеснений китайской маньчжурской династии Цин, на территории Казахстана стало именно село Масанчи. В 1877 году пять тысяч шеньсийских переселенцев остановились сначала в Токмаке - пограничной зоне между Казахстаном и Кыргызстаном, а затем обосновались в селах Сортобе и Масанчи на территории Казахстана.

«В Центральной Азии сегодня проживает около 130 тысяч дунган, большинство из которых компактно размещены в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. На территории Казахстана живут около 50-60 тыс. дунган, предки большинства которых были выходцами из китайских провинций Шэньси и Ганьсу, - рассказал Р. Бакиров. - В Центральную Азию дунгане перебрались зимой через суровые горные перевалы Тянь-Шаня. Их упорство и трудолюбие родились в этих тяжелых испытаниях. Дунгане осваивали новую землю, сеяли ранее не известные в этих местах овощи, семена которых принесли с собой (помидоры, огурцы, чеснок, лук), и очень скоро земледелие и товарное огородничество стали основными видами их хозяйственной деятельности. По статистике, когда-то более половины всего объема овощей, выращиваемых в Казахстане, производили дунгане».

Расселившись в Центральной Азии, дунгане старались сохранить старые обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Современные дунгане общаются на русском и казахском (киргизском, узбекском - в зависимости от места проживания) языках, однако дома между собой они говорят на «дунганском» китайском с сильным шэньсиским акцентом.

«У дунган существует поверье, что чем больше детей, тем счастливее семья, и потому почти в каждой дунганской семье воспитывают от четырех и более детей. В селах Масанчи и Сортобе насчитывается более 600 матерей-героинь», - рассказал Р. Бакиров.

Он отметил, что среди ярких представителей дунганской диаспоры Кордайского района Жамбылской области, в частности сел Сортобе и Масанчи, есть известные деятели культуры. «Это композиторы, певцы, фыфуди (сказители), исполнители на различных инструментах. Среди них - М. Сушанло, Я. Искаков, Л. Биянху, С. Сулеева».

Сегодня в селе Масанчи проживает более 16 тысяч человек, из них 97 процентов являются представителями дунганской диаспоры.

В Доме культуры села Масанчи организована постоянно действующая уникальная экспозиция старинных предметов утвари и сельскохозяйственных орудий дунганской народности. Здесь демонстрируются древние музыкальные инструменты (цимбалы, китайская скрипка «эрху»), а также традиционная одежда времен династии Цин. Организатором сборов материалов о культуре и истории дунган стал житель Масанчи Муса Лочь, отметил Р. Бакиров.

В Жамбылской области сегодня проживает большая часть представителей дунганской диаспоры - более 30 тысяч. За десятилетия проживания на территории Казахстана казахстанские дунгане, обретя здесь вторую родину, восприняли традиции казахские и русские, сохранили свои традиции.

Современные дунгане - активные участники общественной жизни страны. В Жамбылской области дунганский национально-культурный центр «Вынхуа» и дунганские молодежные объединения являются одними из самых активных и деятельных среди этнообъединений Ассамблеи народа Казахстана региона.