Мужество жить своим умом

None
АСТАНА. 19 ноября. КАЗИНФОРМ - «Все мы народ, и все лучшее, что мы делаем, есть дело народное», - сказал великий русский писатель Антон Чехов. Лучшее из достижений НДП «Нур Отан» за минувшее десятилетие - это то, что она стала поистине народной партией. Партия «Нур Отан» в обозримом будущем останется единственной политической силой, которой придется нести всю ответственность за судьбу Казахстана. Такова объективная реальность.

Лидер нации и председатель партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев в 2002 году сказал: «Мы не будем экспериментировать на собственном народе только ради того, чтобы нам аплодировали за демократический опыт другие страны».

Их пример - нам наука

Рассматривая оптимальные варианты партийно-политической модели, нам кажется, что наиболее органично подходит для нашей страны так называемая «полуторапартийная система». Почему? Да потому что во многом благодаря именно ей «азиатские драконы» Япония, Сингапур, Южная Корея, Гонконг совершили за короткий период экономическое чудо.

В деталях, в том числе и сроках, экономический успех этих стран заметно разнится, но общие признаки налицо - в основе их рывка стоит приоритет экономических реформ, высокая степень государственного регулирования жизни, при одновременном ограничении демократических прав и свобод.

Эти ограничения - не прихоть «жестоких диктаторов», а суровая необходимость: история показала на примере очень многих государств, что необъятная свобода при низком уровне развития экономики и незрелости политической системы неизбежно приводит к хаосу, перманентным переворотам. Как это имеет место в Южной Америке, Африке, или, скажем в соседнем Кыргызстане.

Особенность этой системы заключается в преобладании или доминировании одной партии. На наш взгляд, другие модели, партийные системы либо не соответствуют нынешнему состоянию казахстанского общества (например, однопартийные - и двухпартийные системы), либо не обеспечивают его устойчивого развития.

Напомним, что в этой модели создаются равные условия для всех партий, но одна по своему влиянию и авторитету значительно превосходит все остальные. Важно отметить, что доминирующее положение обеспечивается вовсе не путем запрета всех остальных партий, как было в СССР, а ее реальными делами. Если она проводит курс, отражающий интересы максимальной части общества. Именно это и придает устойчивость политической системы страны.

Обратимся к мировому опыту, чтобы понять, насколько полуторапартийная система может быть успешной в принципе. На самом деле в настоящее время она популярна в целом ряде стран и что интересно - как с демократическим, так и с авторитарным режимом правления! Она успешно действует в Швеции, Японии, Китае, Индии, Малайзии, Сингапуре, Тайване, Южной Корее, Мексике и ряде других стран.

По мнению эксперта Е.Сейлеханова ( «Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы», КИСИ, 2008), при этом в каждой из этих стран она имеет свои специфические черты, обусловленные как особенностями исторического развития, социально-экономического уклада, так и национальными традициями и ментальностью.

Классическим примером этой модели «многопартийности при преобладании одной партии» является Япония, где в течение сорока лет доминировала Либерально-демократическая партия (ЛДПЯ). Все экономические успехи страны были достигнуты при этой правящей партии. Да и сам термин появился здесь.

Отличительной чертой Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ), правящей страной до недавнего времени, с небольшим перерывом, с 1955 г., является ярко выраженная фракционность. По данным Е.Сейлеханова, она возникла как результат компромисса между объединившимися в ЛДПЯ партиями и со временем превратившаяся в эффективный инструмент своеобразной внутрипартийной демократии. В результате внутри этой партии неизменно существует несколько влиятельных фракций, в конкурентной борьбе между которыми и происходит выработка программы партии, определение основных направлений курса развития страны, распределение важнейших министерских портфелей.

Так в чем же заключается ее преимущество? Обеспечивая устойчивое развитие страны, полуторапартийная система способна производить коррекцию правительственного курса в том случае, если этот курс начинает расходиться со взглядами большинства граждан. Потому что кроме доминирующей партии есть и другие политические силы.

Свежий пример - на последних парламентских выборах в Японии, общество не поддержало курс премьер-министра Синдзо Абэ на восстановление имперских амбиций страны. И хотя ЛДПЯ сохранила большинство в палате представителей и провела на пост премьер-министра члена своей партии, в целом правящему блоку ЛДПЯ и партии «Комэйто» пришлось уступить оппозиции во главе с Демократической партией Японии.

Или взять Швецию - социал-демократическая рабочая партия (СДРП) управляла Швецией 65 из последних 74-х лет! За это время их конкурентам лишь трижды удавалось брать власть в свои руки, но каждый раз по окончанию их срока правления на властный Олимп возвращалась СДРП.

Каковы же плоды ее правления? Это стабильная страна с высокоразвитой экономикой и одним из наиболее высоких в мире уровней жизни населения. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция, имеющая «смешанную» форму экономики, занимает одно из первых мест в Европе. А по степени выравнивания доходов она опережает все страны мира. Уровень безработицы в последние годы был не более 5%, инфляция - меньше 2%.

Ну, а преобладающей партией является самая многочисленная политическая партия - Социал-демократическая рабочая партия. Партия ориентирована на профсоюзы, политкорректность, социальные программы. Она совместно с профсоюзными экономистами и идеологами сумела разработать и претворить в жизнь свой проект государства всеобщего благосостояния. Не зря Швецию часто приводят в пример как страну реального социализма - «шведская модель социализма». Отметим, что внутри этой партии также существуют фракции.

По мнению многих экспертов, «полуторапартийная» система в целом свойственна для стран, где преобладает так называемый традиционалистский характер, с его склонностью к сильной и стабильной власти центра. Именно поэтому она популярна в Азии и Африке. Кроме того, в ряде случаев важную роль в становлении этой системы нередко играли геополитические и геоэкономические факторы, требовавшие долговременной общенациональной мобилизации. То есть когда надо было сплотиться вокруг одной политической силы или лидера - борьба за суверенитет, вызовы глобализации и т. д.

Таким примером является Сингапур - город-государство площадью всего 640 квадратных километров, не имеющий природных ресурсов и ввозящий даже воду. Зато он ежегодно экспортирует почти вдвое больше товаров, чем Россия!

Там население объединилось вокруг своего лидера - бессменного премьер-министра Ли Куан Ю (с 1965 по 1990 годы). За сорок лет независимости Сингапура его ВВП на душу населения увеличился в пятьдесят раз и перевалил за 25 тысяч долларов. Страна совершила невероятный прыжок из «третьего мира» в «первый» в течение жизни одного поколения! В этом государстве также эффективно работает полуторапартийная система, где Партия народного действия неизменно доминирует в политической жизни.

Наш опыт

Если взглянуть с этих позиций на современный Казахстан, то он вполне укалывается в данную партийно-политическую модель. Ментальность практически всех этносов, составляющих единый народ Казахстана, являются традиционалистской. Значительная доля граждан славянского происхождения нисколько не меняет картину, потому что Россия в этом аспекте нам очень близка, да и сама фактически уже выбрала ту же модель.

В доминировании НДП «Нур Отан» на политическом поле нет злого умысла власти, как это пытаются представить иные доморощенные безответственные политики и ортодоксы либеральной демократии на Западе. Причина проста: за всю историю независимости оппозиции не удалось создать серьезные концепции, которые были бы поддержаны большинством населения. Основные идеи оппонентов правящей партии всех мастей неизменно сводились к шариковским обещаниям в случае прихода к власти поделить на всех нефтяные деньги, повысить в несколько раз зарплаты и пенсии.

Словом, в нашей стране, может сложиться ситуация, при которой у ведущей политической партии в лице «Нур Отана» долгое время не будет конкурента одной «весовой» категории. И дело не столько в административном ресурсе правящей партии, как мы помним, эта партия вобрала в себя несколько других серьезных партий, близких ей по духу - Гражданская партия, Асар, Аграрная и т.д. Очевидно, что иные провластные партии вынуждены будут сражаться за влияние на избирателей с НДП «Нур Отан» на ее идеологическом поле, а значит, их будут воспринимать как подражателей, и здесь проигрыш практически неизбежен.

В нашей стране, в отличие от той же России, левая идеология давно уже не имеет сколько-нибудь заметного электората, как, впрочем, и правая, следовательно классического противостояния «правых» и «левых» тоже нет.

«Центр» прочно занят НДП «Нур Отан». Остаются нишевые партии, а они по своей природе всегда являются малочисленными, то есть не могут быть влиятельными.

С другой стороны перед правящей партией поставлена цель консолидировать казахстанский народ вокруг Лидера нации для того, чтобы решить грандиозные задачи развития, в частности форсированное индустриально-инновационное развитие, чтобы успешно пройти тот же путь, что и, к примеру, Сингапур. А для этого партии власти просто необходимо вести сотрудничество со всеми вменяемыми конструктивными политическими силами, а вовсе не подавлять оппонентов.

Таким образом, в нашей стране есть все предпосылки для функционирования полуторапартийной модели при доминировании НДП «Нур Отан». Более того, в обозримом будущем вряд ли нынешнее положение дел изменится. В данный момент НДП «Нур Отан» фактически имеет политическую монополию, что показали результаты последних выборов на всех уровнях.

С одной стороны это является гарантом стабильности политической жизни. Но именно в силу монополии, ее, как и все подобные доминирующие партии, подстерегают и опасности своей монополии. Например, рост социальной апатии, иждивенческих настроений, инерционность работы партии власти, келейность принятия решений, внутренние конфликты могущие привести к расколу и остальной набор «застойных явлений».

В НДП «Нур Отан», в силу природы своего образования - с самого начала она строилась по принципу всенародности, то есть, она должна выражать коренные интересы всего народа, - в принципе возможно появление внутрипартийных фракций, формальных или неформальных. В этом смысле ведущая партия, в чем-то напоминает и саму страну - многонациональную и поликонфессиональную. Но такова диалектика единства и борьбы противоположностей - в многообразии партии кроются не только сложности, но и ее сила.

Таким образом, главная партия страны и само общество при полуторапартийной модели должна выработать механизмы, которые не позволяют проявиться «застойным явлениям». Фигурально выражаясь, не стать КПСС.

Задача это вполне под силу, что подтверждается опытом развития уже названных стран. В конце концов, наша страна на голову превосходит по человеческому капиталу «азиатских драконов», когда они только начинали свой путь к успеху.

Такое завершение строительства партийно-политической системы, на наш взгляд, отвечает стратегическим целям страны, основным традициям казахстанского народа, обеспечит стабильное и устойчивое развитие в условиях новых вызовов глобализации.

Жизнь показала, что Лидер нации Нурсултан Назарбаев, опираясь на успешный опыт, всегда следует собственным путем, основанном на здравом смысле и отсутствии политических предрассудков. Он разделяет жизненное кредо Иммануила Канта призывавшего: «Имейте мужество жить своим умом!»

Бек Аргынов