Минэнерго РК опасается увеличения разницы цен на дизтопливо в Казахстане и России
«По дизельному топливу. Во втором полугодии этого года мы наблюдаем рост цен на дизельное топливо. Он связан с рядом объективных и субъективных причин. Именно повышение сезонного потребления дизельного топлива для уборочных работ и рост спроса дизельного топлива транзитными авто ввиду с низкой ценой по сравнению с ценой в сопредельных странах. Разница с РФ на заправочных станциях составляет 55-60 тенге за литр и есть риски, что после нового года разница может увеличиться», - сказал Канат Бозумбаев.
Кроме того, министр отметил, что за весенне-летний период для дизельного топлива характеризовался повышением ставок акцизов на вырабатываемое топливо на наших НПЗ с 540 тенге за тонну до 9 300 за тонну, а также сохраняющуюся импортозависимость по дизельному топливу.
«В первую очередь это будет касаться зимнего дизельного топлива. Вместе с тем министерством и мной лично отмечалось об ожидаемом снижении цены на дизельное топливо в ноябре этого года, так как с 1 ноября этого года вышеуказанная акцизная ставка снижена с 9 300 тенге за тонну до 540 тенге за тонну. Мы отчетливо понимаем, что в первой половине ноября у реализаторов продается дизель, выработанный в октябре. То есть с акцизом, но во второй половине ноября нефтепродукты должны будут реализовываться уже внутри, включая в себя низкую ставку. Таким образом, составляющая акциза во второй половине ноября должна из цены продукта выйти», - пояснил Канат Бозумбаев.
Глава Минэнерго добавил, что Казмунайгаз проводил работу по аналитике о том, что на приграничных рынках РФ резко возросло потребление дизельного топлива и бензина.
«Сегодня если сравнивать потребление Туркестанской области и Шымкента, ЗКО и Костанайской областей, то потребление в двух последних в несколько раз больше. Это означает, что дизельное топливо и бензин утекает на сопредельные рынки РФ. Понятно, что у нас большая граница, нет таможни сейчас, но об этих всех фактах я сообщил Премьер-Министру. Он дал поручение Досаеву. Либо мы должны поддерживать тот паритет, который сложился в РК. Но если в РФ вырастут цены, то у нас может возникнуть дефицит. Поэтому мы должны контролировать свои границы. Также мы с вами сформулируем свои предложения и в пятницу будем докладывать Правительству о вариантах по защите рынка. Второй путь - это нарастить цены, но делать цены 250 за дизель и 240 за бензин - это из области фантастики. В этом случае правительству придется предпринимать меры по субсидированию потребителей. Скорее всего, будем двигаться по первому пути», - резюмировал Канат Бозумбаев.