Межконфессиональные отношения
Поэтому отношения между конфессиями - межконфессиональные отношения - приобретают первостепенное значение: характер и содержание межконфессиональных отношений во многом определяют стабильность полиэтнических и многоконфессиональных обществ. Казахстанское общество относится именно к таким. Поэтому межконфессиональное согласие не просто желательно для Казахстана, но крайне необходимо. Согласие между конфессиями выступает условием самого существования множества конфессий, так как в отсутствие согласия возникает конфронтация между конфессиями, и как результат - при позитивном, без социальных потрясений, исходе - доминирование одной конфессии из множества их, чему сопутствует протекционализм государства именно этой конфессии и заметное отступление государственной политики, от принципов светского государства. Это нежелательный и опасный для казахстанского общества сценарий. Поэтому межконфессиональное согласие, которое, к счастью, сегодня существует в Казахстане, надо сохранять и укреплять.
Для осуществления такой задачи необходимо хорошо понимать, чем является межконфессиональное согласие по существу. Согласие между конфессиями - каково его содержание и возможно ли это согласие в принципе? Надо сразу акцентировать внимание на том обстоятельстве, что межконфессиональное согласие может пониматься двояко: во-первых, как собственно согласие между конфессиями в их внутреннем вероисповедальном смысле и, во-вторых, как согласие больших социальных групп, относящих себя к верующим той или иной конфессии. В первом случае межконфессиональное согласие есть согласное сосуществование различных конфессий, а во-втором - социальная, общественная проекция этих отношений, т.е. уже как бы вторичный, пропущенный через общественную призму согласованный способ функционирования конфессий.
Строго говоря, впрямую конфессии не взаимодействуют. Они существуют каждая в среде своей паствы и достаточно автономны. К примеру, для того, чтобы существовать и делать главное свое дело - спасать души для вечной жизни, христианство не нуждается в исламе, оно самодостаточно. Также и ислам, после своего возникновения уже не нуждается в христианстве; мусульмане, опираясь на Коран и хадисы, способны следовать пути Мухаммада. Иными словами, с точки зрения догматики и норм веры ислам и христианство автономны, независимы и никак не взаимодействуют. Поэтому говорить об их согласии или отсутствии такового неправомерно.
Совсем другое дело межконфессиональное согласие, обозначенное нами в его втором значении: общественное содержание, общественный статус этого согласия. Именно в этом значении межконфессиональное согласие чрезвычайно важно для стабильности любого многоконфессионального общества и казахстанского общества, в частности. Правда, и здесь есть проблемы, к рассмотрению которых мы и перейдем.