Мэр вашему дому

None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В переходный период сильная центральная власть является главным условием выживания и развития государства. Однако внутренняя потребность развития страны требует повышения роли местного самоуправления. Стоит отметить, что в Казахстане сегодня свыше 91% акимов являются избранными.

Это как раз акимы нижних уровней, на которых возложена основная часть функций по заботе об интересах населения. Однако их деятельность пока далека от международных стандартов. Три уровня управления Важно отметить, что развитие самоуправления снимает с центральной власти груз местных проблем и позволяет повысить ей свой имидж, поскольку самые сложные вопросы бытового, жилищно-коммунального характера возникают на уровне муниципальных образований. Именно их решением должна заниматься выборная местная власть. Как известно, в 2012 году глава государства подписал Концепцию развития местного самоуправления в РК. В настоящее время за основу взят польский опыт трехуровневого управления - гмины (поселок/село), повят (район), воеводство (область). В Казахстане - это аул, село, аульный (сельский) округ, поселок, город районного значения, район в городе. В национальном плане "100 конкретных шагов" ставится задача развития саморегулирования и местного самоуправления. Главная цель - расширение участия граждан в процессе принятия решений. Напомним, летом в мажилисе РК состоялось заседание Совета по региональной политике и работе с маслихатами, главной темой которого было развитие местного самоуправления (МС). В том числе, обсуждалось внесение изменений в законодательство для реализации Концепции. По мнению министерства национальной экономики (МНЭ), целесообразно ввести процедуру обязательного согласования с маслихатом района вопроса освобождения акима от занимаемой должности. Как выяснилось, в течение года после выборов акимов нижних уровней 30 % из них были освобождены решением акимов районов без согласования с маслихатами. Вместе с тем, по стране в 2013 году открыты 2457 специальных внебюджетных счетов местного самоуправления. Однако, по информации МНЭ, эти источники дохода МС недостаточны - по состоянию на 1 мая 2015 года поступили всего лишь около 600 млн тенге или 73 тенге на одного сельчанина. Поэтому органам МС тогда были переданы еще четыре вида налогов - индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов, не облагаемых у источников выплаты (индивидуальных предпринимателей), налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физлиц и земельный налог с физлиц на территории населенных пунктов. Прогноз поступлений за год 26 млрд. тенге, это примерно в 20 раз больше чем весь годовой бюджет МС. Право на самостоятельность В минувшую среду Мажилис РК одобрил во втором чтении законопроект по вопросам развития местного самоуправления, предусмотренных Концепцией в рамках второго этапа ее реализации и рекомендаций 97 и 98 шагов Нацплана. Во-первых, это расширение финансовой самостоятельности органов МС, за счет передачи им дополнительно двух налогов - налога на транспорт и земельного налога с юридических лиц. Во-вторых, расширение экономической самостоятельности МС, которое предполагает внедрение механизма отчуждения коммунальной собственности акиматом района только по согласованию с собранием местного сообщества. А также передача акимам нижних уровней права контроля за целевым использованием и недопущением незаконного занятия земельных участков на территории населенных пунктов. В-третьих, это внедрение механизмов участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов, а также создание общественных структур для взаимодействия акима города с населением. В-четвертых, поэтапное расширение полномочий МС, в частности, сельских акимов в сфере инвентаризации жилищного фонда, сноса аварийного жилья, управления земельными ресурсами, оказания содействия в микрокредитовании сельского населения и других вопросов местного значения. Важный момент - собрание местного сообщества получает право по согласованию кандидатур акима на назначение, инициированию его освобождения, внесение предложений по назначению руководителей госучреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующих территориях, а также на обсуждение бюджетных программ и др. Как видно из законопроекта, четвертый пункт серьезно расширяет права населения не только на выборность своих акимов и контроль за их действиями, но и открывает возможность местным жителям добиваться рационального и прозрачного использования финансовых ресурсов.