Меньше студий – больше смысла: как меняется киноиндустрия в Казахстане

Коллаж: Kazinform/ Canva

Как меняется качество и форма казахстанского кино и через какие испытания проходит киноиндустрия Казахстана, – в аналитическом материале корреспондента Kazinform.

Кинотеатры в Казахстане продолжают привлекать всё больше зрителей. По данным Бюро национальной статистики, в 2024 году их посетили свыше 23 миллионов человек – на 11% больше, чем годом ранее. Этот год стал рекордным и по объёму кинопроизводства: выпущено 514 отечественных фильмов – на 127 больше, чем в предыдущем году. Среди них по количеству лидируют документальные ленты, за ними следуют игровые, анимационные и хроникальные.

Право на уязвимость, женский взгляд и переосмысление традиций

С 2020 года казахстанский кинематограф переживает заметную трансформацию – меняются подходы продюсеров, этапы производства и сам взгляд авторов на то, что и как снимать. О тенденциях рассказывает кандидат искусствоведения, киновед, член Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и профессор Инна Смаилова.

Инна Смаилова. Фото из личного архива

– Произошёл окончательный разрыв с советской традицией и реализмом, где акцент делался на внешней реальности героя. Вместо этого в казахстанском кино появилось новое направление – эмоционально заряженные картины в экспрессивной форме. Такие фильмы исследуют окружающую действительность через личное, внутреннее состояние авторов и передают это ощущение своим героям, – отметила киновед.

По словам Инны Смаиловой, меняется и авторская оптика – сам герой и его позиция. И всё чаще это не сильный, а, напротив, уязвимый персонаж, оказавшийся за гранью привычной нормы существования. Это уже не история о том, как герой становится сильнее, а рассказ о ранимости, отчуждении, беззащитности, добавила киновед. Об этом фильмы «Мадина» Айжан Касымбек, «Свет» Фархата Шарипова, «Она купила чайник» Наримана Туребаева.

– Уязвимость – не признак поражения, а эмоциональная, индивидуальная реакция на внешние события. Казахский кинематограф находится на пути новой искренности. Впервые в кинематографе люди начинают понимать, что они не штампы и клише, а такие, какие есть – со своим характером, эмоциями, историей, правильными и неправильными чертами. Режиссёры показывают путь, который герой проходит к самому себе, к переоценке и осмыслению себя. Когда человек обретает себя, понимает свой смысл и определяет свой путь – в этом и есть надежда сегодняшнего дня и будущего, – считает киновед.

В отечественном кино всё громче заявляет о себе молодое поколение уже в дебютных полнометражных проектах. Как один из примеров она привела творчество Дархана Тулегенова, Фархата Шарипова, в котором всё большую роль играет тема молодости. Другим не менее важным явлением стало развитие женского кино.

– Прошлый год можно назвать годом женского кино, потому что лучшие картины наиболее точно отражают дух времени, саму реальность и её изменения, а главное – препарируют удивительные женские образы, создавая мозаику портретов. Это женщины с их реакциями, беспрекрасной жизнью и сомнениями, – добавила Смаилова.

Среди ярких примеров Инна Смаилова выделила «Тұл» Шарипы Уразбаевой, «Велошах» Аселя Аушакимовой, «Ласточку» Малики Мухамеджан, документальную ленту «Пряники для её отца, моего прадеда, её деда» Алины Мустафиной, а также фильм «Победителей видно на старте» Жаннат Алшановой, который в этом году будет представлен в Локарно.

Кадр из фильма "Победителей видно на старте". Фото: ГЦПНК

Одной из основных тенденций последних лет также стало личностное переосмысление режиссёрами своего прошлого, наследия предков, а также интерес к настоящему. Это отражается на изменении исторического и социального контекста, формирует ментальное поле, в котором поднимаются темы боли и травмы героя, оказавшегося в изменённом, сломанном мире. Яркими примерами таких работ стали «Баурына салу» Асхата Кучинчерекова и «Талак» Данияра Саламата.

– «Баурына салу» – традиция, когда маленького ребёнка, чаще внука, отдают на воспитание бабушке и дедушке. Для меня это история об отцах и детях: я сам вырос в этой традиции и рассказал свою личную историю. Зрители по всему миру узнают в ней себя, ведь тема универсальна – сегодня многие эмигрируют и оставляют детей. Такое случается в любых странах, независимо от социального уровня, – поделился опытом создания кино режиссер Асхат Кучинчереков.

Кадр из фильма "Баурына салу". Фото: Асхат Кучинчереков

Отметим, что фильм «Баурына салу» в 2024 году был отобран на «Оскар», однако не получил номинацию. Несмотря на это картина участвовала в различных кинофестивалях за пределами республики и завоевала 23 международных наград.

«Тревожные звоночки» коммерческого кино

Если цель авторского кино – оставить культурный след и передать уникальный взгляд автора, то коммерческое создается прежде всего для развлечения зрителя, заработка в прокате и привлечения максимально широкой аудитории.

В коммерческом сегменте казахстанского кино, по наблюдению Инны Смаиловой, сегодня выделяются два направления – консервативное и экспериментальное. Первое связано с комедийным жанром, набравшим популярность в 2010-х годах. В таких фильмах, как отмечает киновед, при неплохой актёрской игре часто встречаются ситкомовские шутки, устоявшиеся типажи и клишированные сюжетные повороты.

– В кинокартинах не хватает выразительного киноязыка и изобразительной кинокультуры, а моральные установки оказываются подменёнными. Шутки направлены не на осмысление проблем общества и определение идентичности, а на высмеивание героев, оказавшихся за рамками общественного порядка. Героями таких картин часто движет желание лёгкого заработка и стремление к показной роскоши – купить дорогую одежду, машину, завоевать самую красивую девушку и устроить пышный той, – размышляет Инна Смаилова.

Второе направление, по её словам, связано со стремлением режиссеров создавать авторское кино в рамках жанрового формата. Их цель – формировать оригинальную изобразительную культуру, выстраивая кадр и пространство по-новому. В этом контексте появляются свежие жанровые формы, в частности и мюзикл. Яркими примерами могут послужить картины: «Дос Мукасан» Айдына Сахамана, мюзикл Фархата Шарипова «Стоп, ночь» и другие.

Кадр из фильма "Стоп ночь". Фото: ГЦПНК

– Если говорить о тревожных тенденциях, в кинематографе усиливаются направления, эксплуатирующие внутреннюю боль и реакцию на несправедливость, а также эстетизирующие тему насилия через эмоционально насыщенную форму. Это заметно, например, в фильмах «Приговор» и «Степной волк», где решения конфликта ответным насилием становится всё более отчетливым, – поделилась мнением киновед.

Кадр из фильма "Степной волк". Фото: ГЦПНК

Что хотят видеть казахстанцы на экранах сегодня

Основной зритель казахстанского кинематографа сегодня заметно помолодел, отмечают кинокритики. Кассу в основном делают зрители в возрасте от 15 до 35 лет. Инна Смаилова считает, что этот сдвиг – отражение времени, когда общество в целом несёт в себе энергию и заряд молодой среды.

Киновед сравнивает нынешнее положение отечественного кино с французской новой волной конца 1950-х и начала 1960-х годов, когда решающим в кинематографе стал голос молодёжи. В тот период режиссёры отказывались от традиционных норм кинопроизводства, прибегая к новаторским подходам выражения авторского взгляда. По её словам, в современном Казахстане происходит схожий процесс: тренды формируются под влиянием поведения, манеры общения, интересов и стремления молодого поколения высказываться. В этом контексте молодой зритель закономерно ждёт появления своего героя.

– Не идеализированного героя, не надуманного, искусственного, гротескного, которых мы видим в комедиях, и не героя-мыслителя, которого предлагает, например, старшее поколение, а молодого, простого героя с улицы, с проблемами, но с необходимостью каким-то образом их решать. Молодое поколение живёт во время интернета – достаточно сложной, многоструктурной формы, множества пространств и объединения времён. Думаю, интерес и к сложной форме, и к современному времени, и к герою этого времени является ключевым моментом сегодняшнего дня, – рассуждает собеседник.

По ее словам, фильмы вроде «Братья» Дархана Тулегенова, «Схема» Фархата Шарипова, «Горный лук» Эльдара Шибанова показывают, как действуют современные герои и что их мотивирует. Важно, чтобы идеи и вопросы, которые они поднимают, были отражены на экране в визуальной форме, понятной молодому поколению, считает она.

Киностудий меньше, прозрачности больше

Несмотря на рост числа снятых фильмов, количество киностудий на рынке за последний год сократилось – с 98 до 80. Эксперты отмечают, что многие начинающие компании не учитывают рискованный характер кинобизнеса: больше 50% проектов проваливаются, и лишь небольшая часть собирает кассу.

С ростом объёмов производства в отечественной киноиндустрии растут и затраты на само производство. Вторые составы съёмочных групп (операторы, осветители) стали запрашивать более высокую оплату, так как заказов стало больше. В результате мелкие студии часто не выдерживают конкуренции.

Как отметили в ГЦПНК, в 2024 году правила конкурсного отбора были полностью пересмотрены. Кинопроекты развиваются по прозрачной схеме: публикуются приоритетные темы, сценарии на экспертизу подаются полностью, положительные получают зелёный свет для следующего этапа. Документы исправляют за 3 дня, а подача стала полностью онлайн.

Кроме того, чтобы исключить конфликты интересов и повысить прозрачность, члены экспертного совета теперь не могут голосовать, если имеют родственные или деловые связи с автором проекта. Также запрещено предоставлять платные услуги ранее профинансированным проектам.

С 2024 года конкурсный отбор фильмов направлен на формирование единой идеологической модели национального кинопроизводства. Приоритетные темы публикуются в начале года, что помогает выстраивать стратегический вектор отрасли, укреплять национальную идентичность и продвигать исторические и культурные ценности.

Приоритетными темами национального кинопроизводства стали: патриотизм и историческая память, сохранение языка и традиций, духовные ориентиры и закон, защита прав женщин и детей, а также история и выдающиеся личности.

– Центр ежегодно предпринимает активные шаги по поддержке дебютных фильмов, предоставляя молодым режиссерам возможность реализовать свои первые кинопроекты. Многие из тех, кто получил поддержку на дебютном этапе, сегодня стали востребованными режиссерами, продолжающими вносить вклад в развитие отечественного кинематографа, – рассказал заместитель председателя ГЦПНК Адилет Омаров.