Механизм возврата средств потребителям по антимонопольным делам планируют внедрить в Казахстане

Фото: Фото: СЦК

Внедрение коллективных исков — ключевой инструмент для подключения общественности к вопросам антимонопольного контроля. Об этом сообщил первый заместитель председателя АЗРК Рустам Ахметов, передает корреспондент агентства Kazinform.

Спикер напомнил, что в январе 2025 года на рассмотрение Мажилиса Парламента был внесен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции».

Законопроектом определены базовые направления. На товарных рынках с постоянной монопольной структурой — это усиление ценового контроля, повышение эффективности расследований, предупреждение нарушений.

В рамках демонополизации — совершенствование анализа товарных рынков и сделок по слиянию, сокращение государственного участия в предпринимательстве.

— Внедрение коллективных исков — ключевой инструмент для нас, обеспечивающий подключение общественности к вопросам антимонопольного и иного контроля за соблюдением законодательства. В частности, мы отмечаем, что за последние два года мы взыскали более 11 миллиардов тенге ущерба, к сожалению, ни одного тенге в адрес потребителя не поступило. Соответственно, поднимая эту проблему, внедряется институт коллективных исков, позволяющий людям объединиться и представлять в суде не только свои интересы, но и интересы других пострадавших лиц, которые не присоединились к иску, — сказал Р. Ахметов на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

По его словам, предлагаемый проектом закона механизм обеспечит возврат средств потребителям по антимонопольным делам и иным правонарушениям.

Рустам Ахметов также отметил, что в Казахстане более 5 тысяч товарных рынков, и охват антимонопольным контролем составляет менее одного процента субъектов предпринимательства. Поэтому очень важен институт предупреждения правонарушений. Для развития этого института предлагается внедрение антимонопольного аудита — по аналогии с налоговым аудитом, что позволяет бизнесу самостоятельно себя проверить и представить результаты проверки для утверждения и согласования с Агентством.