Казахстан стал четвертой страной, где выпускаются беспилотники
Адрес был выбран верно. Именно в Уральске действуют несколько машиностроительных предприятий, располагающих необходимым оборудованием и кадровым потенциалом. И уже вскоре при содействии управления был подписан меморандум о сотрудничестве с АО «Омега». Еще в советские времена это было огромное производство, работающее в составе военно-промышленного комплекса. С распадом экономических связей пришлось осваивать продукцию гражданского назначения. После конверсии здесь выпускаются установки «Таза су», мобильные вагончики для вахтовых городков и запасные части для железной дороги. Тем не менее, по словам директора «Омеги» Ербулата Абдулова, порядка половины производственных площадей пустовали. Теперь положение меняется. В одном из корпусов уже запускаются технологические линии трансформаторного завода. Определено место и для сборки беспилотников. Именно на «Омеге» и состоялась презентация инвестиционного проекта.
Как рассказал Абай Рыскалиев, сейчас БПЛА выпускаются только в трех странах мира: США, Израиле и России. Казахстан будет в этом списке четвертым. Налажены контакты с ОАО «Научный центр прикладной электродинамики», расположенным в городе Егорьевске Московской области. Для производства в нашей стране выбрана самая оптимальная модель, одинаково пригодная и для военных, и для гражданских целей. Она хорошо зарекомендовала себя в Казахстане во время обследования района падения ракеты-носителя «Протон-М».
Беспилотник может использоваться для мониторинга окружающей среды, аэрофотосъемки, состояния трубопроводов, лесных массивов. Полезен он и в сельском хозяйстве, поскольку способен определять степень эрозии почв и даже количество внесенных удобрений. Пригоден летательный робот для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, поиска автомашин или мониторинга наибольшего их скопления в пробках. Что касается силовых структур, то и здесь его применение имеет широкий спектр, поскольку аппарат практически невидим и не слышен. Большая протяженность казахстанской границы - тоже убедительный аргумент для его использования.
На борту в соответствии с целями и заданием устанавливается необходимая аппаратура. Взлет осуществляется с пусковой установки. Приземление не требует специальных условий. Посадочной полосой может быть обыкновенный асфальт. Причем весьма широк спектр приемлемых погодных условий. Беспилотник может взлетать и садиться даже тогда, когда вертолету это не по силам. Его вес - от 20 до 30 кг. К тому же он экономически выгоднее вертолета. Дальность полета в автоматическом режиме достигает 1 200, в радиоуправляемом - 70 км. Средняя скорость - 100 км/час. В форсированном режиме может достигать 160 км/час.
«Электроника - это наш профиль, - объясняет Ербулат Абдулов. - И если на начальной стадии казахстанская составляющая не будет превышать 30%, то в дальнейшем мы намерены ее наращивать. Сейчас планируем производить металлоконструкции, что также является работой, требующей микронной точности. А в дальнейшем непременно освоим и наукоемкую часть производства».
Первые шаги по увеличению казахстанского содержания уже предпринимаются. Так, Западно-Казахстанская машиностроительная компания выпустила опытный образец самолета Lancair IV. Сейчас изучается возможность применения уже разработанной машиностроителями технологии и материалов для изготовления корпусов БПЛА.
«Мы заинтересованы в производстве отечественных беспилотников столь широкого спектра применения, - говорит начальник отдела телекоммуникаций УМГ «Уральск» АО «Интергаз Центральная Азия» Михаил Жуков. - По территории нашей области проходит более 600 километров магистральных газопроводов. Это не считая различных ответвлений. Все они требуют постоянного присмотра и охраны. Беспилотники, вне сомнения, помогут нам выполнять эту задачу своевременно и качественно. И конечно, радует, что в период кризисных ожиданий в нашей стране создаются высокотехнологичное производство и новые рабочие места».
Людмила КОРИНА, «Казахстанская правда»