Канат Омарбаев: Нужно любить свою профессию и очень много работать
- Канат Нурмухамедович, мы поздравляем Вас с 75-летием и желаем Вам крепкого здоровья, творческого долголетия и благодарных талантливых последователей!
Канат Нурмухамедович, как началась Ваша музыкальная жизнь, и какие педагоги предопределили Вашу творческую судьбу?
- Мой путь к музыкальному искусству был извилистым: я родился в 1943 году в селе Коктал (ныне это Алматинская область). Во время Второй мировой войны и после ее окончания внимание музыкальному воспитанию в селах, совхозах и колхозах практически не уделялось - ни о какой музыкальной школе даже речи не было. Поэтому я совершенно не думал о профессии музыканта. Окончив школу с серебряной медалью, по настоянию своего отца я поступил в Казахский сельскохозяйственный институт на инженерный факультет.
Руководитель института Хайдар Арыстанбекович Арыстанбеков, будучи меломаном, дал указание организовать хоровой коллектив. Я также был выбран в хор благодаря музыкальным данным. Мой голос очень понравился хормейстеру Ди Николаевичу Шаронову, преподавателю музыкального училища (сейчас Алматинский музыкальный колледж имени П.И. Чайковского). Я полюбил хоровое пение (кстати, я тогда страстно был влюблен в пение величайшего Народного артиста Азербайджана Аршина Мал Алан Гаджибекова, Розы Баглановой).
Однажды мне предложили прослушаться в консерватории, считая, что у меня есть все необходимые данные для артиста. А я тогда и не знал, что такое консерватория! Но не мог идти наперекор воле своего отца, который был против моего ухода из института. Пришлось сначала окончить данный вуз. Но и далее, после поступления в Институт искусств имени Курмангазы в 1967 году, моя учеба не была безоблачной: меня переводили от одного педагога к другому, и я даже решил окончательно бросить учебу, пока не попал в класс Заслуженного артиста Казахстана, кандидата искусствоведения Виталия Николаевича Орленина. Закончив карьеру певца (а пел он на сцене Большого театра), Виталий Николаевич перешел на педагогическую работу в институт. Отмечу, что он успешно защитил кандидатскую работу об особенностях фонетики казахского языка при исполнении казахских опер в Ленинградской консерватории.
Я безмерно благодарен своему Учителю и по сей день! Виталий Николаевич помог мне обрести мастерство и уже в 1973 году, сразу после окончания института, меня прослушали в Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая и приняли солистом.
- Какие творческие принципы Вы переняли от своего педагога?
- Благодаря Виталию Николаевичу я освоил многие технические и приемы вокального искусства. Но, пожалуй, самым важным для меня стал пример его неисчерпаемого трудолюбия, которое я также ставлю во главу угла. Виталию Николаевичу я посвятил статью «Виталий Орленин: в служении вокальному искусству».
- Вы сделали блистательную карьеру оперного артиста. Скажите, пожалуйста, участие в какой из опер Вам запомнилось ярче всех?
- Взгляните на «стену почёта» в моем кабинете: неспроста там висит портрет Розы Джамановой (Канат Нурмухамедович заулыбался). 1973 год, опера «Биржан и Сара», дирижёр Тургут Османов. Я тщательно готовился к исполнению партии Биржана. Выхожу на сцену, пою громко. И когда настало время дуэта, Роза Умбетовна подошла ко мне и сказала: «Ты не Канат, ты Биржан, а я твоя невеста, и я люблю тебя. Пой с отдачей! А потом ты умрёшь, а я буду плакать». И мое волнение постепенно улеглось, и я успешно закончил оперу.
- Вы воспитали целую плеяду талантливых артистов...
- Азамат Желтыргузов, Заслуженный деятель Республики Казахстан, профессор Казахского национального университета искусств, ассоциированный профессор ВАК МОН РК, академик Европейской академии естественных наук (Ганновер, Германия); Айзада Капонова, кавалер ордена «Құрмет», солистка театра «Астана jпера»; Беимбет Танарыков, Заслуженный деятель Республики Казахстан, Талгат Галеев и Рамзат Балакишиев - солисты театра «Астана опера»; Юлия Лобыца, Айжан Айжанова, Бахыт Ильясов - преподаватели колледжей Караганды, Павлодара, Петропавловска.
- Как Вы оцениваете состояние современного национального оперного искусства?
- Спасибо нашему Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву за то, что он уделяет очень большое внимание развитию национальной культуры. До 1998 года существовал лишь один оперный театр на такую большую страну. С обретением независимости у нас теперь 4 музыкальных театра: не только в Алматы, но и в Караганде (Карагандинский академический театр музыкальной комедии), в Шымкенте, и, конечно же, в Астане.
Не всегда наши артисты принимают участие в премьерных постановках - приглашаются вокалисты из других стран. Я очень надеюсь, что репертуар музыкальных театров еще более расширится за счет национальных постановок, где главные партии будут исполнять отечественные солисты.
- В чем секрет Вашего творческого долголетия, и какой бы Вы дали совет молодым артистам?
- Я часто рассказываю своим студентам, что, когда человек рождается, Всевышний посылает ему ангела, он и определяет его будущую профессию. Безусловно, нужно любить свою профессию и очень много работать. И нужно постоянно заниматься саморазвитием, например, читать.
Я очень трепетно отношусь к выбору профессии моими детьми и внуками. Два моих внука выбрали путь музыканта, и я горжусь ими!
- Канат Нурмухамедович, спасибо Вам за познавательную и интереснейшую беседу!
Авторы: Акерке Акжолова, Сабина Ермакалиева, Айнур Туктасинова
Фото: kaznui.kz