Какие фильмы были сняты о жизни Абая

Коллаж: Kazinform; Pixabay

Жизнь и наследие духовного лидера казахского народа, великого поэта и мыслителя Абая Кунанбайулы неоднократно были показаны на киноэкране. Киновед и критик Дана Амирбекова подготовила для читателей Kazinform краткий обзор экранных работ о жизни Абая.

Три художественных фильма и два телесериала постарались всесторонне раскрыть личность Абая. Среди фильмов — «Абай әндері» режиссёра Григория Рошаля (1945), «Абай» Ардака Амиркулова (1995, к 150-летию поэта) и картина Досхана Жолжаксынова (2015, к 175-летию). В 2020 году на телеканале «Qazaqstan» вышел сериал «Абай» режиссёра М. Бидосова, а на телеканале «Хабар» — сериал «Абай жолы» режиссёра М. Есжана.

В историко-биографических фильмах и сериалах о нем показаны три периода формирования личности Абая.

В фильме «Кунанбай» (2015) он предстает подростком, с любопытством открывающим для себя мир. В картине «Абай» (1995) — уже молодой человек, оставивший детство позади и начинающий путь к мудрости. В фильме «Абай әндері» (1945) и сериале «Абай жолы» (2020) — зрелый мастер слова и гениальный мыслитель, умудренный жизнью. А в телесериале «Абай» (2020) показаны все три этапа его жизненного пути.

Рассмотрим художественные особенности каждого произведения, отдельно останавливаясь на уровне раскрытия образа гениальной личности.

«Абай әндері» 

Фото: Kazinform

Этот историко-биографический фильм о великом поэте и просветителе Абая Кунанбайулы занимает особое место в истории казахстанского кино. Он стал первым крупным творческим проектом киностудии «Алматы», созданной после закрытия Центра объединённых киностудий. Удачный дебют во многом совпал с периодом, когда Мухтар Ауэзов активно изучал жизнь Абая.

Авторы раскрыли образ поэта не через прямое перечисление событий его биографии, а через среду, в которой он жил, и образы людей, окружавших его. В начале сюжета — история любви Айдара и Ажар. Абай вмешивается, видя несправедливость, когда толпа пытается заставить девушку следовать обычаю аменгерства. Конфликт перерастает в межродовую распрю, став очередным испытанием для поэта. На этом фоне раскрываются его человеческие качества и духовная глубина.

Фото: Абай әндері фильмі

Картина, в основном снятая общими и средними планами, местами напоминает театральную постановку: ограниченное количество ракурсов, эмоциональная актёрская игра, отдельные несоответствия звукового ряда. Однако это не умаляет ни идеи, ни художественной ценности фильма.

Абай в исполнении Калибека Куанышбаева предстает мудрым и достойным человеком. Антагонист Шарип в игре Шакена Айманова — образованный и преданный Абаю соратник, готовый защищать его идеи любой ценой. Высокий уровень картины обеспечили также Амина Омирзакова, Капан Бадыров, Шара Жандарбекова, Серке Кожамкулов, Елубай Омирзаков и Камал Кармысов.

Фото: Абай әндері фильмі

Специально сшитые костюмы и орнаментальные изделия передали на экране подлинную красоту казахской одежды.

Фильм А.Амиркулова «Абай»

Премьера фильма состоялась 7 августа 1995 года. Картина была создана киностудией «Казахфильм» имени Ш. Айманова совместно с французской студией А.С.С (Франция) к 150-летию поэта.

Фото: Абай фильмі

Сюжет основан на первых двух частях романа-эпопеи «Абай жолы» и рассказывает о молодых годах Абая, периоде его становления как личности. Образ поэта раскрывается через конфликт человека и общества в казахской степи XIX века, а также через противоречия между отцом и сыном.

Кадр из фильма

Несмотря на историческую тему, фильм близок по эстетике к направлению «Новая казахская волна». Режиссёр, вдохновлённый западной манерой кинопроизводства, сделал ставку на визуальные образы, метафоры и символизм. Атмосфера картины, выдержанная в мрачных, серых тонах, создаётся не столько актёрской игрой, как в советском кино, сколько средствами «чистого» кинематографа.

Габиден Туракбаев, исполнивший роль Абая, внешне мало похож на поэта, однако справился с задачей на удовлетворительном уровне. При этом образ Кунанбая, отца Абая, в фильме заметно доминирует, из-за чего фигура главного героя частично уходит в тень.

Кадр из фильма

Неудачной оказалась и адаптация романа: по мнению киноведа Гульжан Наурызбековой, сценаристы дословно копировали сюжетные фрагменты, не прорабатывая их до конца. Эпизоды обрываются резко, внимание зрителя рассеивается, а драматургическая основа остается размытой. 

Фильм «Кунанбай»

Марина Цветаева однажды сказала: «Когда не умещаюсь в поэзии — пишу пьесы». Похожим путем пошел и Досхан Жолжаксынов: не уместившись в театре, он пришел в кино, а не ограничившись актерством — стал режиссером. В 2015 году, известный своим вниманием к теме национального самосознания, Жолжаксынов представил исторический художественный фильм «Кунанбай» о судьбе отца Абая — Кунанбая Ускенбаева. Сценарий он написал совместно с писателем Таласбеком Асемкуловым.

Фото: «Құнанбай» фильмі

Режиссер предложил иной взгляд на личность Кунанбая, который, хотя и не жил в советскую эпоху, стал жертвой ее идеологического восприятия. В романе Мухтара Ауэзова «Абай жолы» он предстает жестоким, грубым, фанатично религиозным и отсталым представителем господствующего класса. В версии Жолжаксынова Кунанбай — образованный, глубокий и тонко чувствующий человек, строгий, но не грубый, справедливый, твердый характером, но не склонный причинять вред. Это образ, который, по мнению автора, ближе к исторической правде.

В фильме показано, как Кунанбай повлиял на формирование личности сына. Абай здесь ещё подросток — неокрепший, с любопытством смотрящий на мир.

Кадр из фильма

«Кунанбай» стал значимым вкладом в казахское киноискусство — лентой, тонко прочувствованной режиссером и исполнителем главной роли. Для зрителей, ждавших отражения на экране казахского мировоззрения, традиций и национальных особенностей, этот фильм стал настоящим подарком. Он получил высокие оценки как от критиков, так и от публики.

Телесериал «Абай»

Фото: «Абай» телесериалы

Телесериал, снятый национальным каналом «Qazaqstan» к 175-летию Абая, стал одним из самых ожидаемых произведений. Образ поэта, созданный режиссёром Муратом Бидосовым на основе ключевых событий романа-эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая», передаёт дух эпохи, в которой жил Абай.

Главные роли убедительно исполнили известные актёры кино и театра — Болат Абдильманов, Бауыржан Каптагай, Досжан Жаботаев, Дулыга Акмолда. Высокую оценку заслужили оператор Айдан Максат и художник-постановщик Берикбол Шашубаев, а также гримеры и звукооператоры сериала.

Фото: «Абай» телесериалы

Однако в сериале, где приоритет отдан речам и диалогам, современная манера речи актёров не всегда сочетается с духом времени, что может вызывать недоверие у зрителей. Костюмы персонажей красивые, но возникают вопросы: насколько уместно носить тымак в тёплый день или зимний шапан? Платья героинь выглядят слишком новыми, без единой морщинки, словно только что из сундука.

К сожалению, это характерно не только этому сериалу, но и большинству современных отечественных исторических фильмов.

Сериал «Абай жолы»

После выхода телесериала «Абай» телеканал «Хабар» представил зрителям сериал «Абай жолы» (2020, режиссёр М. Есжан). Это произведение, нацеленное на раскрытие образа Абая через экранное искусство, отличается особой формой подачи.

Хотя сериал носит название «Абай жолы», он не основан напрямую на сюжете романа-эпопеи Мухтара Ауэзова, а рассказывает о жизненном пути писателя, который в трудные времена сделал великий шаг ради своей нации. Абай и Ауэзов — люди разных эпох, но их судьбы схожи, их объединяют общие заботы и цели.

Для того чтобы сблизить эти две личности, режиссёр использовал метод параллельного монтажа — приём, известный с фильма Дэвида Уорка Гриффита «Intolerance: Love’s Struggle Throughout the Ages» (1916). В казахском кино этот метод ранее применял только Сатыбалды Нарымбетов в фильме «Аманат».

Также в сериале удачно использован флешбек — редкий приём для отечественного кинематографа, который помогает глубже понять сюжет с разных сторон.

Таким образом, личность Абая раскрывается через образ Ауэзова, а Ауэзов — через Абая. Это решение позволило впервые показать в художественном произведении глубину и характер Мухтара Ауэзова.

Фото: «Абай жолы» сериалы

Фундамент любого произведения — хороший сценарий. Но даже лучший сценарий может пострадать из-за неубедительных диалогов и речи персонажей, не соответствующих эпохе. В этом сериале радует, что эпохи Абая и Ауэзова четко разделены, и язык, и колорит каждой из них переданы достоверно — это результат кропотливой работы сценаристов.

Отобранные актеры хорошо подходят своим типажам. Особенно выделяется Сакен Жаксылыкулы, сыгравший Мухтара Ауэзова: не только внешность, но и взгляд, манера говорить, походка и тембр голоса были максимально похожи на оригинал, что произвело сильное впечатление на зрителей.

Айдос Бектемир в роли Абая, Еркебулан Дайыров — в роли Кайыма Мухамедханова, Азат Сейитметов — следователь, Камшат Жолдыбаева — секретарша Галя и другие актеры избегают пафоса, сохраняют естественность и не нарушают доверие зрителя.

Несмотря на телевизионный формат, радует работа оператора: метафоры, аллегории и символы удачно подчеркивают настроение и смысл сцен. Например, остановка камеры на тающем льду и ярком солнце в голубом небе символизирует период оттепели после смерти Сталина. Без слов мощно звучит момент захода солнца на кровавом небе, совпадающий со смертью великого Абая.

Фото: «Абай жолы» сериалы

Видно, что создатели сериала тщательно поработали в архивах и изучили большой объем литературы по теме.

Однако, несмотря на все усилия, в фильме есть моменты, вызывающие недовольство. Ошибки в бытовых деталях — белоснежная рубашка Абая на жайляу, сверкающие шапаны, юрты без пылинки и другие несоответствия — вызывают сомнения у зрителей, хорошо знакомых с жизнью в степи.

Мастера кино пытались показать жизненный путь Абая, но полноценно раскрыть личность такого великого поэта — сложная задача, не каждому под силу. Познать Абая нельзя, лишь показывая его жизнь на экране.

Кинорежиссер Сатыбалды Нарымбетов в одном из последних интервью признался, что считает своим долгом каждый год перечитывать Абая:

— При каждом прочтении открываются новые грани Абая. Он — неисчерпаемое духовное море. Недавно заметил, что Абай пишет языком, очень близким к языку кино. Каждая строчка его стихов — как отдельный кадр: «Язык влюбленного — безмолвный язык, смотри глазами и чувствуй сердцем».

Действительно, каждое стихотворение Абая созвучно с духом японского хокку: каждая строка — живой образ, каждое четверостишие — завершенная сцена.

Близость наследия Абая к языку кино признает и кинорежиссер Дарежан Омирбаев. В 2013 году он снял видеоэссе на философское стихотворение Абая «Күз», подтвердив глубокое понимание режиссёра Сатыбалды Нарымбетова.

Действительно, «Күз» — это художественный образ в каждой строке. Видеоэссе стало попыткой уйти от заученного повторения стихов и оживить высокий дух произведения на экране, предложив новую интерпретацию и раскрыв глубокую тайну стиха через язык кино.

Это показывает, что простое воспроизведение биографии Абая недостаточно для раскрытия его глубины — это все равно, что достать горсть песка со дна моря. Чтобы по-настоящему узнать Абая, нужно погрузиться в его бесценное наследие, сохраненное в памяти нации, — в его произведения, проникающие в сердце.

Познать Абая — значит окунуться в его внутренний мир, понять трепет души, глубокие мысли и переживания. Это путь к познанию самих казахов, их национальной сути.