Как вашингтонское перемирие Баку и Еревана повлияет на Казахстан — эксперты

Коллаж: Kazinform / Freepik / Vladimir Zotov.

В августе в Вашингтоне Азербайджан и Армения подписали декларацию о движении к миру, нормализации отношений и восстановлению транспортных связей, что стало значимым событием для всего Южного Кавказа и Евразии. Повлияют ли они на ситуацию в регионе, в том числе на Казахстан и другие страны Центральной Азии, корреспонденту агентства Kazinform рассказали эксперты. 

Эксперты в Баку отмечают, что договоренности открывают не только политические, но и серьезные экономические перспективы, способные изменить конфигурацию взаимодействия на линии Европа — Кавказ — Центральная Азия.

Фарид Шафиев, глава Центра анализа международных отношений, назвал подписанный документ прорывным событием после тридцати лет конфликта.

— Оно открывает возможности не только для мира, но и для экономического сотрудничества, особенно в области транспорта и логистики. Данный процесс напрямую связан с развитием Среднего коридора, в котором активно участвуют Казахстан, Азербайджан и Грузия. В будущем, при сохранении мирной повестки, к этому маршруту может подключиться и Армения, — поделился Шафиев.

Фото: Личный архив

По словам эксперта, расширение транспортных узлов позволит Азербайджану органично встроиться в региональную платформу, которая все чаще рассматривается уже не как «5+1», а как «6+1», включая страны Центральной Азии.

Политический обозреватель Агиль Мамедов делает акцент на инвестиционной привлекательности региона.

— Мирное соглашение означает завершение многолетнего конфликта, открытие новых транспортных маршрутов и оживление экономики. Это благоприятствует интересам Центральной Азии, а Казахстан получает возможность нарастить доходы от транзита в рамках Среднего коридора. Цель Астаны — ежегодный доход в 5 трлн тенге от транзита — становится более достижимой, — отметил эксперт.

Фото: Личный архив

Он добавил, что Зангезурский маршрут (TRIPP или так называемый «маршрут Трампа») создает дополнительные возможности для перевозок из Китая в Европу и Ближний Восток, усиливая позиции тюркских государств в глобальной транспортной системе.

В данном контексте эксперт в области транспорта и логистики Рауф Агамирзаев подчеркивает, что Зангезурский коридор и Хиджазская железная дорога открывают для Центральной Азии новые транзитные маршруты в Европу, Африку и Ближний Восток.

— Открытие транспортной коммуникации через Зангезур (Сюникская область Армении — прим. автора) обеспечивает диверсификацию существующих маршрутов и дает странам Центральной Азии кратчайший выход к порту Мерсин в Турции. Это открывает возможность выхода на юг Европы, а также на Африканский континент, который представляет значительный экономический потенциал для стран региона, — считает эксперт.

Фото: Личный архив

Он отметил, что интеграция этого коридора с масштабными инфраструктурными проектами Турции усиливает стратегический эффект. В числе таких проектов — «Дорога развития Ирак-Турция» с выходом к порту Аль-Фаб на Персидском заливе и восстановление исторической Хиджазской железной дороги, соединяющей Стамбул с Меккой через Сирию, Иорданию и Саудовскую Аравию.

Агамирзаев пояснил, что подписание Меморандума о взаимопонимании между Турцией, Сирией и Иорданией предусматривает завершение 30 км железнодорожной инфраструктуры в Сирии, усиление роли иорданского центра по обслуживанию локомотивов, а также прямое соединение с Красным морем через порт Агаба. Это позволит интегрировать морские и сухопутные маршруты и ускорить грузовые и пассажирские потоки после 13-летнего перерыва.

— Для Казахстана и других стран Центральной Азии эти проекты открывают новые возможности в рамках Среднего и Зангезурского коридоров. Они обеспечивают дополнительные альтернативные маршруты, сокращают время и стоимость транзита, привлекают инвестиции в логистику и смежные отрасли, усиливают региональную экономическую интеграцию и расширяют торговые связи с Ближним Востоком, Южной Европой и Африкой, — резюмировал эксперт.

Доктор политических наук Эльшад Мирбашироглу рассматривает Вашингтонские договоренности прежде всего в контексте безопасности.

— Южный Кавказ исторически был зоной конфликтности. Сегодня благодаря усилиям Азербайджана создаются условия для формирования устойчивой системы региональной безопасности. Это напрямую затрагивает и Центральную Азию. Казахстан и Азербайджан уже имеют развитую систему сотрудничества, и заключение мира расширяет горизонты совместных проектов в транспорте, энергетике и логистике, — говорит эксперт. 

Фото: Личный архив

По его мнению, впервые за долгие годы появилась возможность создания новой архитектуры безопасности, которая объединит страны региона в единую систему эффективного взаимодействия.

Глава Бакинского аналитического центра Topchubashov Русиф Гусейнов выделил несколько практических последствий для Центральной Азии.

— Прежде всего, это снижение транзитных рисков и повышение предсказуемости Среднего коридора. Для инвесторов и логистических компаний это сигнал к ускорению проектов и повышению пропускной способности маршрутов. Кроме того, соглашение меняет баланс внешнеполитического влияния. Так, растет роль США и ЕС, но сохраняется интерес Турции, Ирана и Китая. Для Казахстана это требует гибкой дипломатии и повышения собственной логистической привлекательности, — признался политолог.

Фото: Личный архив

По его словам, региональная конкуренция за контроль над транзитными потоками неизбежна, и Казахстану важно использовать открывающиеся возможности для модернизации портов, железнодорожных перевозок и цифровой инфраструктуры.

В целом аналитики полагают, что Вашингтонские договоренности Баку и Еревана создают качественно новую ситуацию. Они, по их мнению, снижают риски эскалации на Южном Кавказе, открывают пространство для транспортных проектов и усиливают связку «Европа-Кавказ-Центральная Азия».

Что касается Казахстана и других стран региона, это означает рост транзитных доходов, повышение инвестиционной привлекательности и укрепление позиций в системе международных транспортных коридоров.