Как создается новый политический прецедент – политолог Газиз Абишев

Кадр с выпуска Jibek Joly

11 сентября на Международном форуме конституционного правосудия «Мир и будущее через право» Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что объединение двух палат Парламента направлено на укрепление институциональной базы политической системы. При этом курс на модель «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство» остается неизменным. Политолог Газиз Абишев в аналитическом обзоре телеканала Jibek Joly поделился своими идеями на этот счет, сообщает корреспондент Kazinform.

Как подчеркивает эксперт, политической наукой пока не доказано, какая именно форма правления является лучшей: президентская, президентско-парламентская или парламентская. Многие зависит от истории политической эволюции страны, менталитета ее народа, экономико-географических условий, геополитического контекста и других факторов.

– Лично я считаю, что в будущем в Казахстане можно будет попробовать построить парламентскую республику. Но на нынешнем историческом этапе делать это пока еще рано, – поделился мнением Абишев.

Политолог отметил, что если взглянуть на демографическую карту Казахстана, то на миллионах квадратных километров условно можно выделить три ядра – Юг и Юго-Восток, Центр и Север, а также Запад. Между ними раскинулись бескрайние степи. По его словам, в случае перехода к парламентской республике, при которой Парламент станет финальной политической инстанцией, основную роль начнут играть региональные политические группировки. Со временем они могут вступить в острые противоречия, ставя интересы своих территорий выше интересов других регионов и страны в целом, добавил эксперт.

– В сегодняшних волатильных геополитических условиях страна нуждается в крепком единоначалии в деле определения внешней политики. Без него нестабильный курс, подверженный влиянию внутри парламентского популизма, может вывести страну на, мягко говоря, не самую оптимальную траекторию, – уверен спикер.

В этом смысле, парламентская республика требует существования крепко спаянной расширенной элиты, представляющей большинство населения страны. У этой элиты, как отметил Абишев, могут быть разные взгляды на экономические и внутриполитические вопросы, но должно быть абсолютно единое непоколебимое понимание внешней политики.

– В Великобритании, Японии, Израиле такие элиты есть. И там парламентские республики. А вот, к примеру, в США и во Франции истеблишмент относительно расколот по дипломатическим вопросам – и только президентская власть помогает странам идти устойчивым курсом, – приводит пример политолог.

Около года, по его словам, – оптимальный срок для детального обсуждения предстоящей реформы. Такой подход, как он сказал, гораздо предпочтительнее прежних «спринтов», когда реформы объявлялись и в спешке реализовывались за считанные недели, а то и дни, усилиями ответственных чиновников.

– И третье. Корректировка ключевых разделов Конституции через долгие месяцы обсуждения и республиканский референдум создают прецедент. Если в будущем кто-то захочет снова поменять Основной закон, публика будет ожидать, что по этому поводу будет проведен плебисцит (референдум). А если он откажется это сделать, возникнуть соответствующие вопросы. В этом и заключается институциональное укрепление политической системы, – резюмировал Абишев. 

О цифровизации и развитии искусственного интеллекта в Казахстане – читать здесь