Как реставратор Руслан Шектибаев оживляет прошлое в диорамах и макетах
Инсталляции, созданные руками начальника отделения реставрации фондов и реконструкции оружия Военно-исторического музея лейтенанта Руслана Шектибаева с помощью муляжей и реплик, дополняют старинный образ, привлекают внимание к композиции, и заставляют посетителя возвращаться в музей. Подробнее о своей работе реставратор рассказал агентству Kazinform.
Выпускник Евразийского национального университета имени Л. Гумилева по специальности «Архитектура» Руслан Шектибаев работает в столичном Военно-историческом музее Национального военно-патриотического центра ВС РК с 2019 года. Прямо при входе в музей в атриуме посетителей встречает диорама «Операция «Берлин», приспособленная под фотозону. Ее Руслан Канатович создавал вместе со специалистами Отдела военно-исторических ценностей (военно-исторический музей „Боевой славы“ города Алматы) НВПЦ ВС РК Михаилом Шиловым и Евгением Брызгаловым.
Другой объект гордости начальника отделения реставрации фондов и реконструкции оружия — диорама, повествующая о событиях на территории Западно-Казахстанской области, где в годы войны села Жанибек, Сайхин и Шонгай стали стратегическим тылом Сталинградского фронта и подвергались методичным бомбардировкам. Ведь от города на Волге до ближайших казахских аулов было всего 180 км или 30 минут полета, по данным историков, в 1942 году на казахстанскую землю было сброшено больше 500 авиабомб. На территории Жанибекского района действовал Резервный штаб 8-й воздушной армии, здесь был построен запасной военный аэродром 3-й зенитной части, артиллерийские склады и хранилища продовольствия.
Особенно часто подвергалась бомбардировкам станция Жанибек, поскольку по железной дороге на фронт отправляли продовольствие и боеприпасы. До наших дней здесь сохранилась водонапорная башня. Это кирпичное здание было построено в конце позапрошлого века по проекту немецкого архитектора Отто Вальтера Куккука, и по иронии судьбы в крышу башни угодила немецкая авиабомба, на верхнем этаже начался пожар. Руслан Шектибаев изобразил строение горящим внутри, как архитектор, для того, чтобы добиться реалистичности, он изучал архивные материалы, составил проект, воссоздающий подлинный облик здания.
Внутренний диаметр башни, представлявшей собой полый кирпичный цилиндр, рассчитывался таким образом, чтобы оставить проход вдоль баков с водой для их ремонта или обслуживания. Башни возводились с заглублением фундамента не менее 1,2 м, с опорой на материковые породы, а фундамент строили из бутового камня на цементном растворе. Стены башни выкладывались из кирпича, их толщина принималась равной 0,5 сажени (около метра) для первого этажа и 0,33 сажени (66 см) для остальных этажей.
В настоящее время башня не эксплуатируется, не сохранились большая часть оригинальной расстекловки, деревянное заполнение дверного проема, прибор для измерения уровня воды в баке, купольная крыша, вертикальный оребренный подогреватель, заложена кирпичом часть оконных проемов.
С неменьшим воодушевлением Руслан Шектибаев рассказывает о работе над макетом мавзолея Шанышкылы Бердыкожа-батыра в зале «Древний мир». Это был выдающийся дипломат, сыгравший большую роль в становлении казахской государственности, без участия которого не проводилось ни одно собрание ханов. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками, по некоторым данным, это более 100 сражений. Он погиб в одном из походов и был похоронен в Каракаралинских горах, где и возвели ему мавзолей.
Величественный мазар, согласно преданиям, был сооружен в «долине батыров» в верхнем течении реки Дагандалы, сейчас это территория Темиршинского сельского округа Каркаралинского района Карагандинской области. Гробницу батыра установили на древней караванной дороге, связывавшей города Семиречья и Присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами казахской степи и Западной Сибирью. Место захоронения батыра было зафиксировано на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века топографами генштаба российской армии, и столетие спустя — на советской карте.
— К нашему времени сохранились развалины мавзолея, возведенного в конце XVIII века, — рассказывает Руслан Шектибаев. — Летом 2011 года Институт археологии имени Алькея Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая точно определила место захоронения славного батыра. По свидетельствам местных жителей, мазар, возведенный из сырцового кирпича, практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. Он имел основание квадратной формы с размером каждой стороны в 6,5 м, а толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемообразную форму, потому внушительный мазар походил на шлем исполина.
По признанию реставратора, его ждала трудоемкая работа. Восстановленный мавзолей сложен из кирпича желтого цвета. Руслан скрупулезно вырезал каждый кирпичик, имитируя каменную кладку. Макет сделан из поливинилхлорида, этот термопластичный полимер позволил создать очень реалистичную модель.
Работая над такими проектами, Руслан Шектибаев «перелопачивает» множество документов, перечитывает специальную литературу. Так он узнал, что ученые из Института этнологии и антропологии Российской академии наук Татьяна Балуева и Елизавета Веселовская, работая совместно с Институтом археологии им. А. Маргулана во главе с директором Бауыржаном Байтанаевым, реконструировали внешний облик батыра. Согласно данным тщательного исследования останков Бердыкожа-батыра в лаборатории Михаила Герасимова, осуществленного под руководством Татьяны Балуевой, рост легендарной личности был равен 177 сантиметрам, он был широкоплечим и хорошо физически развитым. К примеру, рельеф всех костей правой руки имел максимальное развитие, что говорило о постоянных физических упражнениях. А топография костно-мускульного рельефа свидетельствовала о том, что этот человек был опытным наездником. Рассказывали, что он владел всеми видами холодного и стрелкового оружия, и уже в детстве его называли «бала-батыром».
— Такие проекты всегда воодушевляют, — признается Руслан Шектибаев. — Я каждое утро с удовольствием спешу в музей на работу.
Бутафория, музейный реквизит и реплики пользуются популярностью в работе музеев. Муляжи и копии, позволяющие визуально создать нужный образ, точные реплики со свойствами реальной вещи реставратор создает как с самого предмета, так и с его изображения. Выполняет он их в любом масштабе, размере и любой сложности.
К примеру, макет немецкого пистолет-пулемета МП-38 с раскладывающимся прикладом, который у нас привыкли называть «шмайссером», в зале «Военная история ХХ века». Или диорама «Мероприятия по очистке воды в Ираке (2003-2008) личным составом инженерно-саперного отряда казахстанского миротворческого батальона «КАЗБАТ».
Руслан Шектибаев - талантливый специалист с художественным вкусом, интересующийся историей и продолжающий исследовать эту тему, работает с самыми разными материалами, создает масштабные модели с максимальной детализацией исторических объектов, самолетов, техники, оружия. Его работы в музейных экспозициях помогают посетителям глубже погрузиться в атмосферу прошлого, ощутить дух времени и понять контекст событий. Не будет преувеличением сказать, что созданные его руками аналоги зачастую выполнены с большей степенью детализации и реализма, чем хрупкие и требующие особых условий обращения и хранения оригинальные артефакты.
В 2021 году такие работы Руслана Шектибаева, как макеты осадных катапульт «Аррада» и «Маджаник» времен войн Шынгыс хана, а также комплекс вооружения казахского воина из пяти видов оружия XV–XVIII веков «Бес қару» были представлены на выставке в рамках Международных армейских игр «Арми-2021» в подмосковном Алабино, где в результате команда Национального военно-патриотического центра ВС РК заняла 1-е место.
Множество других предметов, созданных Шектибаевым, экспонируются в стенах Военно-исторического музея. Художественная имитация, то есть создание копий, макетов и реконструкций с помощью различных техник с целью показать посетителям оригинальный облик предметов, событий или мест, в совершенстве освоена героем нашего материала. Макеты, созданные им, становятся своеобразными рассказчиками, которые несут в себе важную информацию об истории, культуре и значимых событиях, и тем самым помогают нам лучше понять прошлое.