Как работал ГАТОБ имени Абая во время пандемии - фоторепортаж
По словам директора ГАТОБ Аи Калиевой, прошлый 86-й театральный сезон, несомненно, вошел в летопись театра как весьма необычный, потому что с марта деятельность театра полностью была переведена в онлайн режим. На протяжении полугода театр работал в напряженном режиме.
«Если первая половина 86-го сезона связана с успехами и достижениями, воплощенными в традиционном формате театральной деятельности, то вторая половина прошла в неожиданных и нехарактерных условиях существования театра. Период карантина, вызванного COVID -19, можно назвать серьезным испытанием на прочность всего коллектива. Эта ситуация не сравнима ни с какими событиями, имевшими ранее место в жизни театра - ни с трудными годами деятельности труппы в период Великой Отечественной Войны, ни с 90-годами построения независимого Казахстана, ни со сложным периодом в жизни театра во время длительного капитального ремонта, когда коллектив на более чем 6 долгих лет остался без сцены, и только благодаря огромным усилиям руководства и энтузиазму творческого состава сохранил золотой репертуар оперного и балетного наследия»,- рассказала она.
В начале октября, после длительного перерыва из-за пандемии, ГАТОБ открыл свой 87-й театральный сезон концертами, посвященными знаковым и знаменательным датам: в честь 175-летия великого казахского просветителя Абая был дан торжественный концерт «Ұлы Абайға тағзым», 250-летнему юбилею гения Бетховена посвящен камерный концерт «Beethoven.Eternity»,75-летию победы в Великой Отечественной войне - премьера монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк», концерт к 90-летию короля казахского вальса Шамши Калдаякова - праздничный концерт «Шәмші әлемі».
Кроме того, за период карантина артисты, менеджеры освоили множество смежных профессий, таких как режиссер, видео-оператор, видео-инженер, звукооператор, звукорежиссер, художник-дизайнер, сценарист, продюсер. Театр самостоятельно организовывал и производил съёмки, прописывал подводки, создавал сценарии проектов, монтировал, а затем размещал видео на официальных страницах в социальных сетях, youtube канале театра, продвигая новый интеллектуальный контент, делая его интересным зрителям.
«За время карантина в эфир вышло 250 видеопрограмм, концертов, роликов, которые посмотрели около двух миллионов зрителей не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Работа коллектива получила высокую оценку международного сообщества - КГАТОБ им. Абая по рейтингу, опубликованному порталом «ТурСтат», в 2020 году занял третье почетное место среди лучших оперных театров СНГ по популярности у зрителей и онлайн-трансляциям на сайтах театров и в социальных сетях, уступив только Большому театру России и Большому театру Беларуси. Также наш струнный квартет получил награду европейского уровня (первое место) за виртуальный концерт под названием «Приятный разговор на четверых» .
За время карантина наша зрительская аудитория выросла до трех миллионов человек»,- рассказала Ая Калиева.
Первым проектом, запущенным театром в онлайн эфир, стал «GATOB LIFE - один день из жизни театра» , в котором мы представили истории из повседневной жизни. В рамках проекта в онлайн режиме прошли такие программы, как «Урок классического танца для артистов балета», «Из жизни концертмейстера», «Разговоры о музыке», «Тайны театральных партитур», «По следам премьер».
«Большой интерес у зрителей вызвали концерты любимых солистов. Артисты выходили в эфир до 5, иногда 6 раз в неделю. Исполняли концерты из дома, давали мастер-классы и даже пели для зрителей на балконах своих квартир. Одобрение получил проект «Опера дома. Паяцы» Даны Таласбековой и Балуана Беркенова, в котором действие оперы перенесено в наши дни. Трагическая история семейной пары была разыграна на кухне в обычном доме. Большой отклик у зрителей вызвали видеоролики с участием солистов из стран ТЮРКСОЙ. Хорошие отзывы получил флешмоб - исполнение песен на языках братских народов. К примеру, песня в исполнении солистов «Мой любимый Тбилиси» набрала за несколько дней рекордное количество просмотров, до 300 тысяч. Несмотря на нехарактерные условия деятельности, наши артисты подготовили ряд проектов в рамках празднованиях юбилейных дат 2020 года»,- добавила директор ГАТОБ имени Абая.
Вспоминая дни после послаблений карантинных мер, Ая Калиева отметила непростые условия проведения первых репетиций, как для артистов, так и для администрации, ведь необходимо было максимально создать безопасные санитарно-эпидемиологической точки зрения условия труда.
Первыми репетиции стали проводить артисты балета, которые работали в масках и в перчатках, и это несмотря на дистанцию в два метра. Артисты посещали только класс-урок, это от 60 до 90 минут. Предоставить зал для полноценных репетиций было невозможно, так как групп много, и всем нужно было репетировать. Кроме того, необходимо было выделять отдельное время на кварцевание и дезинфекционную обработку зала.
По словам Аи Калиевой, для профессиональных артистов балета такие большие перерывы в работе, отсутствие полноценной нагрузки могут привести к потере профессиональной формы.
«Ведь в обычное время у артистов нагрузка до семи-восьми часов в день. Утром класс, потом репетиции, а вечером спектакль. Никогда ни один артист балета не брал отпуск больше 20–25 дней, и даже во время отпуска они приходили в класс для разминки», - пояснила она.
В настоящее время коллектив постепенно приходит в свое обычное состояние, артисты восстанавливают свою профессиональную форму. Однако репетиции проходят в том же режиме - малочисленные группы, четко выстроенное расписание, дистанция между артистами. В новых условиях поменялся и подход при формировании репертуарного плана первого полугодия 87-го театрального сезона, который составлен с учетом 3-х уровней деятельности в условиях санитарно-эпидемиологического состояния города Алматы.
Предпочтение отдается малым формам, мобильным вариантам спектаклей, а также демонстрации спектаклей в режиме антрепризного показа. В программе театра появятся балетные дивертисменты из спектаклей П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», будут показаны одноактные балеты «Кармен-сюита», «Шопениана», «Открывая Баха». Оперный репертуар будет представлен одноактными спектаклями, а также операми, в которых нет грандиозных массовых и балетных сцен. Вся программа занимает не более полутора часов без антракта.
Дополнительно были разработаны и новые правила посещения зрителями театра. Помимо масочного режима, социальной дистанции, зрители должны рассаживаться в зале в строгом соответствии купленным местам. В театре предусмотрено три варианта рассадки зрителей в зале в зависимости от санитарно-эпидемиологических требований. В настоящее время разрешена наполняемость зала в 50% с рассадкой зрителей через два кресла и в шахматном порядке.
«Сегодняшняя ситуация с пандемией неординарная, и требует от каждого из нас способности генерировать идеи, умение принимать конструктивные решения и оперативно реагировать на ситуацию, которая усугубляется своей неопределенностью и непредсказуемостью»,- отметила директор ГАТОБ имени Абая.
Фото Александр Павский