К чему могут прийти Россия и Украина на трехсторонней встрече

Коллаж: Kazinform; Wikipedia; ТАСС; Пресс-служба президента Украины

После встречи президента США Дональда Трампа с президентом России Владимиром Путиным в Анкоридже на Аляске главный вопрос состоял в том, насколько она повлияла на общую позицию американского президента по российско-украинскому вопросу. Естественно, что у Украины и ее европейских союзников это вызывало весьма серьезные опасения относительно возможных изменений в политике США, считает международный обозреватель Kazinform.

Каковы требования сторон

Когда же было объявлено, что президент Украины Владимир Зеленский летит в Вашингтон для переговоров с Трампом, то в Европе и Украине стали беспокоиться, что на него там будет оказано давление с целью согласиться на предложение России. Тем более, что сразу после встречи в Анкоридже широкой общественности еще не было известно, какие именно предложения были сделаны российской стороной. Трамп только сказал, что по некоторым из них удалось договориться, а по одному, весьма важному, пока нет.

Но уже 16 августа стали появляться некоторые детали сделанных предложений. В частности, речь шла о возможном обмене территорий. Россия вроде бы потребовала передать ей оставшиеся неподконтрольными районы Донецкой области — это примерно 6,5 тыс. квадратных километров. В обмен она готова была отдать занятые земли в Сумской и Харьковской областях — около 1,2 тыс. квадратных километров. При этом в остальном предлагает зафиксировать по линии противостояния. Кроме этого, в ее требование входили отказ Украины от вступления в НАТО, признание Крыма, права для русского языка и православной церкви, снятие части санкций с России. Еще одно условие связано с тем, что Россия считает, что необходимо подписать общее комплексное мирное соглашение, а не временное перемирие.

Конечно, главное внимание все уделяли вопросу об украинской части Донецкой области. В первую очередь потому, что это фактически самый укрепленный район в украинской обороне. Его создавали с 2014 года вокруг городской агломерации Славянска, Краматорска, Дружковки и ряда других небольших городов. Кроме того, это еще господствующие над местностью высоты. С учетом опыта этой войны штурм этих укреплений может потребовать от России еще многих лет войны и огромных потерь. Тем более, что отдельные города, вроде Часов Яра, российским войскам приходилось штурмовать от года до полутора лет. Если Украина отдаст эти территории России, тогда ей придется создавать новые линии укреплений на границе Днепропетровской области и делать это в открытой степи.

Естественно, что для Украины это была бы очень чувствительная потеря. После недолгой паузы Зеленский заявил, что Конституция Украины не позволяет ему отдавать территории. Это вызвало не слишком позитивную реакцию Трампа. В качестве аргумента американская стороны делала акцент на том, что Россия согласилась на гарантии Украины. В том числе назывались условия, близкие к пятой статье Североатлантического договора (НАТО), в которой предусматривается, что члены альянса должны прийти на помощь любому его участнику, если он подвергнется нападению. Хотя было не совсем понятно, каким будет юридический механизм реализации такого условия, но это уже выглядело как компромисс.

В целом по известным результатам переговоров в Анкоридже Россия пошла на довольно существенные изменения с учетом ее прежних позиций. Например, уже нет речи о неподконтрольных ей территориях Херсонской и Запорожской областей. Для нее это достаточно существенная уступка. Кроме того, в списке требований РФ больше нет тезиса о демилитаризации.

Как известно, в Стамбульских соглашениях 2022 года Россия настаивала на ограничении численности и вооружений украинской армии. Позднее весной 2025 года в том же Стамбуле она требовала прекратить военную помощь Украине. Так что отказ от требования демилитаризации — достаточно серьезный шаг в переговорном процессе. Стоит учесть и согласие на гарантии безопасности для Украины, очевидно, что они должны обеспечиваться в том числе Европой и в существенной степени США.

Фото: Ateo

Уязвимые вопросы

В данном случае для России это взаимосвязанные вопросы. Потому что обе стороны не раз выражали опасения, что противник использует время в случае перемирия для перевооружения и последующей попытки внезапного удара. Соответственно, сторонам придется длительное время содержать внушительные воинские силы вдоль линии соприкосновения. Для обеих стран это представляет серьезную финансовую нагрузку. Но для России это может быть даже большей проблемой с учетом сложностей в экономике и отсутствием доступа к кредиту.

Так что в таком контексте какая-то форма участия Европы и США служит гарантией не только для Украины, но и, как ни парадоксально, для России. С учетом взаимного недоверия сторон присутствие европейцев и, возможно, в каком-то качестве и американцев в Украине может быть лучшим решением в случае достижения договоренностей.

ЕС не в стороне

Собственно, этот вопрос был одним из ключевых во время встречи 18 августа в Вашингтоне. В ней, кроме Трампа и Зеленского, приняли участие лидеры Великобритании, Германии, Италии, Франции, Финляндии, а также руководители Евросоюза и НАТО. Подбор участников со стороны Европы был весьма любопытным. В частности, не совсем понятно, почему во встрече участвовал финский президент, но не была представлена Польша.

Скорее всего, европейцы исходили из необходимости выстраивания отношений с Трампом, который в этом вопросе весьма чувствителен. Между тем, финский президент Александр Стубб в марте этого года играл с Трампом в гольф во Флориде и с тех пор общается с ним. Хотя это выглядит несколько странно, но объяснимо чрезвычайностью ситуации и необходимостью для европейцев мобилизовать все возможные ресурсы.

Однако 18 августа все прошло на позитивной ноте для Украины и Европы. Главный момент, связанный с передачей России оставшейся части Донбасса, был переведен в формат возможных двусторонних переговоров Зеленского с Путиным. Украинский президент отметил, что вопрос территорий он оставит между собой и Путиным, и что неприемлемых решений на встрече с Трампом не произошло.

— Все деликатные вопросы, включая территориальные, мы обсудим на уровне лидеров на трехсторонней встрече, (между ним, Трампом и Путиным) — сказал Владимир Зеленский.

Так что, Европе и Украине удалось уйти от наиболее невыгодного для них варианта развития ситуации. Теперь основной акцент сделан на обсуждении гарантий безопасности. В частности, обсуждается вопрос размещения вооруженных сил из Европы на территории Украины, чтобы гарантировать возможные договоренности. По данным Bloomberg уже 10 стран готовы отправить солдат в Украину.

New York Times

США в выигрыше?

Причем, заметны явные изменения в позиции США. Первоначально американцы утверждали, что они не будут отправлять свои войска. Затем возникла тема, что США будут осуществлять командование европейским контингентом. 19 августа пресс-секретарь Белого дома Каролайн Ливитт заявила, что Вашингтон рассматривает воздушную поддержку, как один из вариантов предоставления гарантий Украине.

Помимо этого, на встрече 18 августа обсуждался вопрос о приобретении у США оружия для Украины на сумму 100 млрд долларов за европейские деньги. В этот список должны войти комплексы ПВО Patriot. 19 августа министр финансов США Скотт Бессент в интервью Fox News сказал, возможно, что наценка в 10% на проданное Украине оружие позволит профинансировать воздушную поддержку.

Все это уже очень похоже на практическую проработку деталей в вопросе вполне возможного заключения некоего соглашения. Хотя встречаются мнения, что Украина и Европа пока просто отыграли не слишком позитивный для них эффект от встречи 15 августа в Анкоридже. Теперь условный мяч в сложной игре интересов за внимание Трампа снова на стороне России. Ей надо принимать решение относительно встречи с Зеленским и Трампом, причем, не на слишком выгодных условиях. Тем не менее, переговоры за кулисами идут, и они явно учитывают также и новые обстоятельства. Характерно, что 18 августа Трамп прямо во время встречи в Белом доме звонил Путину.

Между строк

Можно также обратить внимание на некоторые утечки информации для масс-медиа по чувствительным вопросам. Например, госсекретарь США Марко Рубио 17 августа сказал, что Россия якобы потеряла 20 тыс. солдат за июль. Очень похоже, что упоминание о больших потерях связано с требованием Москвы передать ей оставшуюся часть Донбасса. Фактически Рубио говорит об условной цене этих территорий, о том, сколько усилий потребуется для их занятия военным путем. Следовательно, раз цена настолько высока, то Россия должна либо умерить свои требования по Донбассу, либо предложить более равноценный обмен.

Собственно, это уже очень похоже на торг. Каждая сторона маневрирует, уступает немного, потом не соглашается с постановкой вопроса противоположной стороной и т. д. В какой-то мере самый важный момент произошел все-таки 15 августа, когда стали говорить о заморозке всей линии фронта за исключением спорных территорий Донецкой, Сумской и Харьковской областей. Заморозка войны по сценарию Корейской войны — это практически единственный возможный вариант выхода из нее. Теперь надо договориться по спорным территориям, чем Зеленский и Путин, наверное, и должны заняться. В то же время с Трампом можно обсуждать частичное снятие санкций и т. д.

В общем уже есть некий предмет торговли. Конечно, всегда остается вопрос, что стороны могут и не договориться. Такое тоже возможно, например, российская сторона предложила Зеленскому приехать в Москву, от чего он естественно отказался. Но интенсивность происходящих консультаций на всех уровнях говорит о том, что за кулисами идет согласование спорных позиций.

Так, Украина может отдать России не 6,5 тыс. квадратных километров оставшейся под ее контролем Донецкой области, а, к примеру, 1,2 тыс. километров с тем, чтобы обменять их на части Сумской и Харьковской областей. При этом в эти 1,2 тыс. километров не войдут крепостные районы в Славянске, Краматорске и Дружковке. Это будет очень символический обмен, но он позволит сторонам не потерять лицо перед внутренней аудиторией.

Характерно, что 19 августа министр иностранных дел России Сергей Лавров в телеграмм-канале «Вестей» заявил, что Россия никогда не ставила целью «захватить территории». По его словам, «ни Крым, ни Донбасс, ни Новороссия как территории никогда не были нашей целью», и что «Россия стремилась защитить русских людей». Это вполне себе идеологическое заявление. В то же время с точки зрения практики это означает подготовку общественного мнения к тому, что далеко не все части Донецкой, Запорожской и Херсонской областей в итоге окажутся под российским контролем.

В общем переговорный процесс идет не без труда, но самые важные шаги уже сделаны, и сейчас больше оснований говорить о том, что мир ближе, чем кажется.