Из экологической катастрофы в Мексиканском заливе необходимо сделать самые серьезные выводы - академик Надир Надиров

None
АЛМАТЫ. 27 июля. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Главными причинами аварии, произошедшей в Мексиканском заливе, стало использование старого оборудования и отсутствие дистанционного управления аппаратурой при морской добыче, а также халатность управляющего персонала компании British Petroleum(BP). Об этом корреспонденту Казинформа заявил первый вице-

президент Национальной инженерной академии РК, академик НАН РК, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Государственной премии Казахской ССР, почетный нефтяник СССР Надир НАДИРОВ.

- В таких странах, как Норвегия и Голландия, где существует морская добыча нефти, применяются жесткие требования к технологическому процессу. Во-первых, наличие дистанционного управления, когда при первых признаках сбоя системы закрывается скважина. При возникновении неполадок береговая автоматика может с дистанции отключить на месторождении весь технический комплекс. То есть работа механического оборудования и электрических приборов контролируется операторами не только с платформы, но и с берега. Кроме этого, при морской добыче на нефтепроводе устанавливаются превенторы, выполняющие роль предохранительных клапанов и перекрывающие перекачку нефти на плавучие платформы в случае аварии. Работа без превенторов в этих странах запрещена законодательно. Видимо, подобный закон вскоре появится и в США. В европейских странах существуют очень строгие требования к оборудованию и персональная ответственность кадров. Эти элементы у компании ВР были слабым звеном.

Теперь из этой экологической катастрофы весь мир делает серьезные выводы, и прежде всего, менеджеры этой компании. Сегодня эта катастрофа обсуждается специалистами и учеными, европейские законодатели предлагают ужесточить меры по выдаче лицензий и условия разработки морских месторождений, повысив требования к оборудованию.

Очевидно, компания ВP сэкономила на дистанционном управлении. К сожалению, это характерно и для многих иностранных компаний, которые работают в Казахстане. Их больше интересует чистая прибыль. Но это не может не отразиться на технологическом процессе. Порой наши чиновники оправдывают это тем, что иностранные компании принимают участие в решении социальных проблем регионов. Но социальные программы - это другая статья, а замена устаревшего оборудования и другие вопросы касаются проблем соблюдения технологии добычи, сохранения биосферы, здоровья всей нации и будущих поколений.

У нас еще достаточно проблем в нефтедобывающем секторе. К сожалению, у нас сохраняется практика, когда нефть очищается в Казахстане, а ее переработка идет за рубежом. Мы до сих пор продаем лишь сырье, которое в несколько раз дешевле продуктов ее переработки.

Или проблема попутного газа, который добывается вместе с нефтью и является собственностью компаний. К примеру, в районе Карабатан Атырауской области планируется строить крупный нефтехимический комбинат, который будет работать на природном газе. Сейчас заключаются договора с «Тенгизшевройл» о продаже нам попутного газа для работы будущего нефтехимического комбината. Значит, мы будем зависеть от этой компании. Много лет говорится о миллионах тонн отработанной серы, которая лежит мертвым грузом. Хотя у отечественных ученых есть разработки по ее утилизации, эти вопросы не находят поддержки и, следовательно, решения. Отрадно, что недавно был принят новый закон РК «О недрах и недропользовании». В нем отражено много новых моментов. И один из главных вопросов в том, что попутный газ категорически запрещается выпускать в атмосферу, т.е. его надо полностью утилизировать. Внесен пункт о казахстанском содержании, который подразумевает и устройство отечественных кадров, использование научного потенциала и много других вопросов.

-Как вы считаете, в чем причина того, что компании ВP не удавалось локализовать аварию в течение трех месяцев?

- Во-первых, большая глубина -1,5 км, старое оборудование, отсутствие дистанционного управления и др. Только через три месяца удалось частично закрыть скважину саркофагом. В связи с этой аварией тревогу вызывает добыча нефти на Каспии. Об этом уже высказался и Глава государства Н.А. Назарбаев на последнем заседании Совета иностранных инвесторов. В случае подобной аварии устранять ее на мелководье, где до дна моря всего несколько метров, будет гораздо сложнее, чем это сейчас делается в Мексиканском заливе. Главная проблема в том, что не получится оперативно подогнать к месту аварии спасательную и ремонтную технику, окружить очаг возгорания нефти. Горючее вещество вытеснит морскую воду, в скважине разгорится небывалый пожар. В условиях закрытого моря - это будет настоящая катастрофа.

Но, кроме «Кашагана», у нас имеется и другой потенциальный источник опасности. Это - около 1450 скважин, которые заморожены еще со времен Союза, теперь они бесхозные. Сейчас они находятся в зоне затопления морем. Во время недавнего посещения этого региона Премьер - Министром РК Каримом Масимовым обсуждался и этот вопрос. Было сообщено, что сегодня капитально закрыто только 48 скважин. Остальные - представляют потенциальную опасность, потому что часть их действительно дала течь. Видимо, подземные полости наполнились нефтью, и она, под действием газов и высоких температур, давит на поверхность.

Думаю, что экологическая катастрофа в Мексиканском заливе - еще одно напоминание человечеству о необходимости более активного перехода на альтернативные источники энергии. Как известно, Киотское соглашение обязывает все страны, подписавшие его, ограничить использование углеводородного топлива. Россия и Казахстан присоединились к нему в 2009 году. И наши ученые предлагают больше использовать возобновляемые источники энергии. К примеру, энергию солнца, ветра, морских волн. Для начала использовать ее при добыче нефти. Кстати, у нас есть разработки экодомов для нефтянников, гелеомагистралей, гелеотеплиц, которые работают на альтернативных источниках энергии. Пока этими разработками никто не интересуется.

Недавно состоялся третий Астанинский экономический форум, на котором работала секция - возобновляемая энергетика. На нем я представил доклад «Повышение энергоэкологической эффективности использования углеводородного топлива». Речь о том, что топливо, применяемое в котлах, двигателях, на ТЭЦ, примерно на 20 % не сгорает и выбрасывается в атмосферу. У нас есть научное открытие, подтверждающее, что это топливо необходимо вначале рекомбинировать. В этом случае обеспечивается его полная сгораемость, что не только дает экономию топлива на 20-30%, но и исключает вредные выбросы в атмосферу. Но у ученых нет средств на создание экспериментальных установок, и поэтому это научное открытие, как и другие разработки, остается на бумаге.

- Вопрос востребованности разработок отечественных ученых - один из самых злободневных. И он обсуждался на самом высоком уровне...

-Это действительно так. К примеру, китайские компании привозят технологии и оборудование из своей страны, американские - из США, канадские -из Канады. Приведу конкретный пример. В Актюбинской области работает Жанажолский газоперерабатывающий завод, который принадлежит китайской компании. Труба завода ежечасно выбрасывает в воздух 200 тыс. кубометров вредного газа. Два года назад экологи начали бить тревогу. Компания объявила тендер на разработку технологического решения. Под моим руководством в Инженерной академии собрался хороший творческий коллектив. Мы нашли компанию в Санкт-Петербурге, которая разработала технологию по сжиганию газа на выходе из трубы. Вышли на производителей, выпускающих такие печи. Мы были готовы решить эту проблему. По подсчетам, для этого требовалось около 13 млн. тенге. Но заказ мы так и не получили. Со временем выяснилось, что специалисты компании нашли легкий выход из ситуации. Они просто распределили газ по нескольким трубам. То есть, создали видимость решения проблемы. Эта же компания каждый год составляет список научно-технических задач, которые необходимо решать. Ежегодно набирается около 20-30 проблем. При его прочтении я отмечаю более десятка задач, которые могут решить отечественные ученые. Но каждый раз выясняется, что все заказы выполняют китайские компании. Такова пока наша реальность.