ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА: Имея сильную стратегию, можно успешно преодолеть любые препятствия

Фото: None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В этом году мы отмечаем 25-летие Независимости Республики Казахстан и, в рамках празднования этого славного юбилея, по всей стране проводится большая работа по пропаганде национальной идеологии и воспитанию казахстанского патриотизма, популяризации и распространению историко-культурного наследия народа Казахстана, в том числе и сведений о новейшей истории нашего государства.

Общепризнанная роль Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в становлении новой казахской государственности делает особенно интересными восприятие и оценку событий прошедшей четверти века именно с точки зрения Главы государства, в контексте его стратегического видения перспектив развития страны, верность которого неоднократно подтверждена самой жизнью.

Международное информационное агентство «Казинформ» публикует серию статей для ознакомления читателей с основным содержанием ряда книг Первого Президента РК - Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, написанных в разные периоды становления нашего государства, а также книг, написанных о Главе государства другими авторами.
                                                                                                ***
В 2003 году вышла книга Президента Н.Назарбаева «Стратегия Независимости», в которой собраны такие важные документы, как «Стратегия «Казахстан-2030», то есть первое Послание народу Казахстана, Послание 1999 года, наиболее важные выступления Главы государства на различных форумах. Эти материалы, в целом, охватывают такие жизненно важные вопросы, как независимость, государственный суверенитет, идейная консолидация народа, внутренняя политика.
                                                                                                ***
Стратегия «Казахстан-2030» - первое Послание Н.Назарбаева народу, - достаточно известна старшему и среднему поколениям казахстанцев, но для тех, кто родился в 90-е годы, это - очень хороший источник сведений о новейшей истории нашего государства. Поэтому, возможно будет не лишним привести здесь наиболее интересные моменты из этого документа.
Первое Послание Главы государства называлось «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В нем Президент подвел итоги очень важного, с точки зрения становления новой казахской государственности, периода после обретения независимости до того момента, когда стало ясно, что мрачные прогнозы первых лет после развала СССР не оправдались. То есть, когда все - и казахстанцы, и зарубежные наблюдатели, - поняли, что государство под названием «Республика Казахстан» имеет все шансы на долгое существование. И встал вопрос о том, как сделать, чтобы это было не просто существованием, а полноценной жизнью полноценной страны, благополучного и процветающего народа, сильного и независимого государства.

«Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приведет к выбранной цели.

Правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энергии, времени и ресурсов.

Имея сильную стратегию и целеустремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути.
Трудные условия, в которых мы находимся сегодня, не должны лишать нас энергии и надежды. Ясное понимание наших перспектив, честное разъяснение трудностей и опасностей на нашем пути помогут мобилизовать всех граждан на решение этой общей задачи.

Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед будущими поколениями: ответственность отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми и внуками.

Какими мы хотим видеть своих детей и внуков в том далеком будущем, когда они достигнут нашего возраста?

Будут ли они жить в достатке, будут ли сытыми, здоровыми и образованными?

Будут ли они жить в хорошем и свободном обществе?
Будут ли они жить в мире?

Будут ли они спокойны за свою безопасность и безопасность своих детей, смогут ли свободно ходить по улицам и не беспокоиться за свое имущество?
Оставим ли мы им в наследство сильное государство и дружеские отношения с нашими соседями, близкими и далекими?

Мы должны ответить на эти простые, но важные вопросы уже сегодня», - так начал Первый Президент РК свое первое Послание народу Казахстана.

Как видим, постановка вопросов предельно четкая и не допускающая двойного толкования - как всегда у Н.Назарбаева.

Настоящий стратег, прежде чем что-то планировать, должен провести полную ревизию своих активов и пассивов, преимуществ и недостатков, проблем и возможностей. И Глава государства делает это - кратко, точно, честно перед собой и народом страны.

«В течение последних шести лет мы преследовали две главные стратегические цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным независимым государством. Многие сейчас готовы принять это, как должное, но казахстанцы должны помнить, как редко и с каким трудом это происходило в нашей истории.

Во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы. Указанные цели еще не достигнуты, хотя по отдельным направлениям имеются заметные результаты.

Теперь важно глубоко осмыслить ситуацию, проанализировать наше развитие с точки зрения мирового опыта и сравнить степень реализации наших реформ и формирования новых институтов с лучшим мировым опытом. Не менее важно трезво проанализировать свои сильные и слабые стороны и только после этого разработать свою собственную стратегию.
Начну с анализа наших внутренних сильных сторон и внешних возможностей, которыми обладает Казахстан, слабых сторон и внешних угроз, которые мы имеем. В активе нашей страны имеется восемь преимуществ.

Первое. Мы заложили основы нашего независимого суверенного государства. Все необходимые государственные институты уже имеются, и с каждым месяцем они нарабатывают опыт и знания.

Но строительство нашего государства еще далеко до завершения.

Второе. Мы окончательно отошли от старой политической и экономической системы, в условиях которой жили на протяжении семидесяти лет. Сегодня существует совершенно новое государство, работает совершенно иная политическая и экономическая система.

Третье. Под влиянием трансформации нашего общества, сами того во многом не осознавая, мы все изменились, привыкая к качественно иной системе ценностей и новому типу человеческих отношений. Вкратце - мы стали свободными. Замена государственно-коллективного мировоззрения на частно-индивидуалистическое изменила каждый аспект нашей жизни.
Конечно же, старая система предлагала более надежные минимальные социальные блага и имела достижения в ряде сфер. Однако мы не должны забывать, что эта система рассыпалась, поскольку с экономической точки зрения оказалась неконкурентоспособной. Она проигрывала в социальном плане, потому что уровень жизни большинства людей отставал от уровня жизни за рубежом. Она также проигрывала на уровне отдельного человека, потому что отказывала в свободе. С течением времени наш собственный опыт покажет, в какой мере рыночная экономика и демократически избранное государство смогут принести Казахстану процветание и свободу.

Во время переходного периода большинство наших граждан многое пережили и многим пожертвовали. Однако делаем мы это не только во имя нашего с вами блага, но, в первую очередь, во благо наших детей и внуков.
Четвертое. В числе главных наших активов - качество населения, или, говоря иначе, - человеческих ресурсов. У нас высокообразованное население с высоким уровнем научного и творческого потенциала. У многих стран этого нет, и достижение такого качества они считают одной из своих стратегических целей. Это - крупнейшее завоевание нашего народа и прежней системы. Мы должны всемерно развивать имеющийся бесценный капитал и создавать ему все новые и более цивилизованные условия для развития.

Пятое. Наши природные ресурсы являются огромным богатством. Но, как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных. Наиболее динамично развивающимися странами Восточной Азии стали те, которые не располагали природными ресурсами. Все это только лишний раз подчеркивает, что ведущий фактор - это сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания. Это тот самый «золотой ключик», который позволит нам открыть дверь к процветанию и независимости.

Надо учиться и на негативном мировом опыте. Он однозначно показывает, что отсутствие стратегии развития или неспособность ее реализовать перевешивают потенциал природных богатств. Поэтому, главный вывод, который мы все должны сделать, - необходимо разработать продуманную стратегию и претворять ее в жизнь, несмотря на все трудности. Богатство недр - это достояние всех последующих поколений. Оно не должно расслаблять. Напротив, все мы, включая Правительство, должны жить и работать так, как если бы им не обладали.

Шестое. Огромный потенциал представляют собой наши обширные земельные площади, сельскохозяйственные угодья. По многим параметрам мы схожи с Канадой и Австралией, за исключением одного - их уровня производительности и экспортного потенциала. И здесь, опять-таки, главное - реальная и эффективная стратегия, люди и капитал.

Седьмая сильная сторона заключается в нашей политической стабильности и единстве общества, Мы гордимся тем, что нам удалось избежать прямой конфронтации внутри общества и стабилизировать ситуацию, чего, к сожалению, не удалось многим развивающимся и посткоммунистическим странам. Но до сильной стабильности, а тем более консолидации и единства еще далеко, и предстоит большая работа, чтобы все мы чувствовали себя единой семьей, знали свои цели и двигались к ним согласованно.

Это - не достижение равенства в бедности и нищете, не построение новой системы уравниловки. Не может быть также и речи о том, чтобы какие-либо этнические или религиозные группы получали приоритеты по сравнению с другими. Наша стратегическая задача - единство многочисленных групп населения, разумное сочетание личностных и общественных начал, что дополняет консенсусно-иерархические традиции нашего общества.
Общество, в котором небольшая группа богатых сильно оторвана от большой группы бедных людей, никогда не выживет и не будет процветать.

Нет будущего и у страны, где различные этнические и религиозные группы имеют разные права, где одним предоставляются возможности, а другим -нет, где политические партии и движения «тянут» в прямо противоположные стороны, где имеются огромные дисбалансы между свободой и ответственностью средств массовой информации, либерализмом и демократией и силой государства. Одну крайность мы уже испытали, не впасть бы в другую. Я думаю, что понимание этих здравых вещей уже закрепилось в общественном сознании.

Восьмое. Я бы хотел особо отметить толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость. Это отмечают почти все иностранцы. Я благодарен своим согражданам за то, что они с пониманием и терпением переносят тяготы переходного периода, и считаю, что эти качества - серьезный залог нашего успеха, консолидации общества, привлечения иностранных инвестиций и вовлечения международного сообщества в решение наших проблем», - пишет автор.

Далее Президент отмечает, что наряду с этими сильными сторонами у Казахстана был - и сейчас есть, - целый ряд возможностей внешнего характера. Внешние возможности определяются в первую очередь географическим, геополитическим и геоэкономическим положением страны. Глава государства выделил три основные возможности для Казахстана.

«Первая возможность вытекает из нашего географического положения на перекрестке дорог в евразийском регионе. Процесс глобализации мировых экономических и политических процессов выдвигает этот фактор в число ключевых. Наши предки в составе единой семьи тюркских народов с выгодой для себя использовали этот важный стратегический фактор: по легендарному Шелковому пути был организован широкий канал торговли между европейскими и азиатскими странами. Сегодня мы начинаем его восстановление в сотрудничестве с другими странами нашего региона и при поддержке мирового сообщества. Безусловно, в будущем система торговли, финансовых потоков и миграции людей между Европой и Азией будет возрастать.

Именно по этой причине, не говоря уже о многих политически стабилизирующих факторах, я выдвинул и буду развивать идею евразийства, за которой, я убежден, стратегическое будущее.
Казахстану в одиночку, как и любой сопредельной стране, не реализовать выгодный транзитный потенциал. Это необходимо делать совместно, тесно и взаимовыгодно сотрудничая.

Располагаясь на таком перекрестке, мы имеем огромный потенциал крупных рынков сбыта нашей продукции по периметру наших границ. Близлежащие рынки емкостью около 2 млрд. человек способны принять, за редким исключением, любую казахстанскую продукцию, при, разумеется, ее конкурентоспособности и развитии соответствующих транспортных каналов. Эти соседи - Россия, Китай и группа исламских и центрально-азиатских государств, страны Ближнего и Среднего Востока, исторически являющиеся важными мировыми центрами. Установление мира и добрососедских, доверительных отношений на всем евро-азиатском континенте - необходимое условие для успешного развития. Страны, втянутые в войны, соперничество, конкуренцию и противостояние, будут непозволительно тратить ресурсы, время и энергию, обрекая себя на застой и отставание.

Второе. Поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций трудных процессов строительства государства и проведения реформ предоставляет нам дополнительные возможности. Целому ряду стран в этом смысле повезло меньше, чем нам. Этот фактор, особенно на начальных стадиях переходного периода, весьма важен, поскольку нам нужны финансовые ресурсы и знания извне.

Третье. Процесс глобализации и научно-технического прогресса, особенно в развитии новых информационных и телекоммуникационных технологий, представляет уникальные возможности для нашей большой, но малонаселенной страны. Однако ничто не гарантирует, что мы будем идти в ногу с этими процессами. Следовательно, крайне важно понимать эти технологии, добиваться их полной интеграции в наше общество, поддерживать научно-технические кадры», - подчеркнул Н.Назарбаев.
Президент также перечислил негативные черты постсоветского развития нашей страны, отметив, что многие из них носят временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского наследия и сложностей переходного периода.

«Первое. Наш менталитет сформирован несколькими поколениями людей, которые воспитывались в духе коммунистических принципов. Некоторые с энтузиазмом воспользовались недавними изменениями, но очень многие - нет. На людей влияют субъективные и объективные факторы, они медленно привыкают к происходящим переменам, по-прежнему ожидая помощи государства в решении своих проблем. Такие философия и взгляд на вещи мешают им справляться с новыми трудностями, лишают энергии и желания действовать самим.

Не секрет, что многие чиновники еще не понимают, что новая роль государства заключается теперь не в том, чтобы принимать решения за людей. Напротив, она состоит прежде всего в формировании условий, в которых свободные граждане и частный сектор смогут предпринять эффективные меры для себя и своих семей. Мы должны терпеливо трансформировать массовое сознание, опираясь при этом на молодое поколение, которое лучше адаптировалось к новой системе ценностей, имеет новый взгляд на будущее.

Государству не под силу изменить человеческие мысли в одночасье. Но государство способно ускорить процесс перемен путем разъяснения объективных тенденций, доведения важной информации до населения и, самое главное, путем реализации социально-экономической политики, направленной на самодостаточность. Потребуются десятилетия, пока у людей возникнет новое мировоззрение.

Второе. Осуществление экономических реформ, распад СССР и вхождение казахстанской экономики в систему мировых экономических отношений объективно не могли не сказаться на существенном снижении объемов производства, и, как следствие, - ухудшении социальной ситуации. Большая часть технологически отсталых и энергоемких производств, неподготовленный и не справившийся с новыми условиями хозяйствования менеджмент - вот основные факторы, приведшие к неконкурентоспособности и остановке многих предприятий, потере традиционных рынков сбыта, неплатежам и спаду производства. В результате за последние восемь лет в нашей стране более, чем вдвое сократился уровень производства, а бюджетные поступления сократились еще значительнее. Поскольку это произошло одновременно с высокими темпами экономического роста многих развивающихся стран, наша экономика отстала в относительном выражении более чем втрое. Этот факт заставляет нас действовать еще быстрее и энергичнее.

Третье. В результате экономического спада доходы и уровень жизни большинства наших граждан ухудшились. Ликвидация уравниловки и создание функционирующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными. При этом низка прослойка среднего класса - ведущей опоры государства и основного стабилизирующего фактора общества.

Четвертое. Увеличение национальных сбережений и накопление капитала, которые должны стать движущей силой экономики, происходят медленно. Из-за недостатка внутреннего капитала и сбережений Казахстан стал еще более зависим от иностранного капитала, как от частного, так и от международных финансовых институтов. Дальнейшее оздоровление экономики зависит от массивного притока инвестиций, что возможно в условиях серьезного улучшения инвестиционного климата.

Пятое. Болезненный переход от командной к рыночной экономике породил острые, доселе неизвестные нам в таких масштабах проблемы бедности и безработицы. Они создают питательную почву преступности, наркомании, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности. Высокий уровень безработицы в сочетании с несвоевременными выплатами пенсий и зарплат вызваны главным образом проблемами экономики, отсутствием финансового капитала и слабыми стратегиями в их решении. Отсутствие эффективных программ реформирования аграрного и социального секторов (здравоохранение, образование, наука и др.) и сокращение бюджетных ассигнований в критических условиях переходного периода привели к ухудшению состояния и стагнации этих жизненно важных сфер.

Этими процессами во многом определяется и наша шестая слабая сторона - демографическая депопуляция, которая опасна с любой точки зрения. Начиная с 1992 года, впервые за 50 послевоенных лет, наше население стало сокращаться.

В число наших пассивов следует отнести и седьмую слабую сторону - недостаточно подготовленное и плохо организованное государственное управление. Это опять-таки не только казахстанская проблема. С этим феноменом столкнулись абсолютно все постколониальные развивающиеся и посткоммунистические страны. Сегодня решение многих проблем упирается в этот фактор, и его быстро не преодолеть. Пока у нас крайне мало людей, способных на высокопрофессиональном уровне, патриотично и честно решать стратегические задачи.

Привычки к вмешательству во все дела, ненужный и вредный ореол таинственности, приводящий к укрытию информации от общества, ведомственность и местничество, кумовство и групповщина, коллективная безответственность, серость и безынициативность, неадекватное и многоступенчатое построение, коррупция - вот тот далеко не полный букет «качеств» нашей бюрократии, воспитанной прежним режимом, и явно проявившихся в последние годы, перешедших из скрытой формы в открытую.

Другой частью этой проблемы является крайне низкое качество корпуса менеджеров предприятий. Многое сделано по выправлению положения, в том числе порой «хирургическими» методами. Но то, что эта проблема в ряду приоритетных, - это очевидно.

Одно я должен, как глава государства, сказать. Время, которое мы могли выделить для адаптации чиновников к новым условиям, уже истекло. Больше нельзя быть добреньким за счет других людей, ставить под угрозу развитие страны. Необходимо самым серьезным образом подорвать потенциал воспроизводства этих вредных привычек, ускорить реформу правительственного аппарата и государственной службы.

И, наконец, нужно обратить внимание на неполноту и нестабильность нашего законодательства. Мало построить фундамент, необходимы этажи, стены и крыша. Это важный вопрос, связанный с улучшением инвестиционного климата, сокращением бедности, искоренением преступности, развитием социальной сферы

Я перечислил негативные факторы наряду с позитивными, чтобы обозначить задачи, с которыми нам придется столкнуться при реализации национальной стратегии. Выделив сильные стороны и возможности, а также слабые стороны и угрозы для нашей страны, следует иметь в виду, что они динамичны во времени и диалектически взаимосвязаны. Возможность может перерасти в угрозу и напротив. Сегодняшние сильные стороны могут стать слабыми и наоборот.

В какой мере мы используем возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы - зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов, своевременности и гибкости в их реализации», - так Президент сформулировал состояние страны в тот момент, указав на положительные и отрицательные стороны этого состояния, чтобы подготовить структурную основу для дальнейшего изложения программного документа.

Конечно, все мы знаем, что основные цели Стратегии «Казахстан-2030» были достигнуты досрочно, и поэтому в 2014 году была принята новая Стратегия - «Казахстан-2050». Тем не менее, каждому, кто хочет лучше понять сегодняшнюю ситуацию в стране, яснее видеть наши перспективы, будет полезно ознакомиться с первой национальной Стратегией - «Казахстан-2030».

Далее в книге отведено место и для Послания 1999 года, с которым также можно ознакомиться с познавательной целью.

Много интересного найдет читатель в выступлении Главы государства на днях памяти в местности Ордабасы 28 мая 1993 года. Это было время, когда нация только начала осознавать, что сбылась ее многовековая мечта и, наконец, пришла свобода. И вместе с тем, во многих умах в тот период царили растерянность, сумятица и неуверенность. Выступления Президента Н.Назарбаева, подобные этому, помогли казахстанскому народу успешно преодолеть несколько лет идеологического разброда и шатаний, успешно избежать множества опасностей - в том числе межнациональных конфликтов, которые создают множество проблем другим постсоветским странам.

«Мы знаем имена трех великих сынов народа, трех славных мудрецов - Толе би, сына Алибека, Казы бека би, сына Келдибека, и Айтеке би, сына Байбека. Они стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладели умами потомков как изречения священных книг. Их исторические заслуги перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить. И в том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному государству, что водрузили нынче знамя независимости, в том, что на священной земле предков проживаем в благополучии, мире и согласии, мы, нынешнее поколение казахов, всецело обязаны им и низко склоняем головы перед их бессмертной, благословенной памятью.

Можно много говорить о славной жизни этих трех великих людей, об их деяниях во имя чести, достоинства и священной славы народа, об их природном предводительском таланте, ораторском даре, безупречной справедливости. Из века в век, из поколения в поколение передавались и дошли до нас их мудрые суждения, образные изречения, проникновенные обращения, отточенные до изящества мысли, вдохновенные речи.
В связи с этим напомню яркий пример такого потрясающего бийского красноречия, являющегося своеобразным словесным ристалищем. Когда джунгарский хан Хунтайчжи грозно спросил: "Говори, с чем пришел?!" - Казыбек би звучным, как гусиный клекот, голосом ответил:

- Мы, казахи, скотоводы - сирый народ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем, мирный народ. Чтоб не покинуло нас счастье, чтоб миновали все напасти, мы пики грозные перьями филина украшаем, перед злым ворогом головы не склоняем, словом бранным уста свои не оскверняем. Дружбу верную почитаем высоко, добром отвечаем на добро, а коль потребуется - и с хана надменного спесь сбиваем. У отца родится сын - не быть ему рабом, у матери родится дочь - не быть ей рабыней1 Не загнать тебе детей, внуков наших в тенета неволи1 Ты - джунгарин, я - казах, схлестнемся - быть беде; ты - железо, я - огонь, расплавишься в огне. К тебе, в твой край я прибыл с распахнутой душой, к несчастью народ ведут вражда и разбой. Ты - леопард, я - лев, к чему кровавая сеча? Коль дружбы желаешь - верного друга найдешь, коль надумал враждовать - бурю пожнешь!

И от такого напора искрометных слов дерзкий Хунтайчжи, сказывают, растерялся и сник», - говорил Президент, стоя перед народом, который еще не был уверен, но хотел быть уверенным в том, что Республика Казахстан станет такой, как сегодня.

Эта речь Главы государства особенно уместно перечитывается в год 550-летия Казахского ханства. Приведем еще один отрывок, показывающий, насколько мудрый и прозорливый руководитель возглавил Казахстан на заре Независимости, указывая верный путь к единству и процветанию.

«Казахстан - общая родина для всех национальностей и народностей, проживающих на ее бескрайних просторах. Вот эта простая и основополагающая формула должна глубоко укорениться в сознании нынешних наших граждан, представляющих многие нации, и грядущих потомков.

Уверен, что пример подлинной дружбы и благородства всем другим нациям и народностям продемонстрируют, прежде всего, исконные обитатели этой земли - казахский народ, который, несомненно, явится надежным гарантом мира и межнационального согласия в республике.

Самая великая цель, самый священный долг каждого, кто воспринимает Казахстан своей Родиной, - крепко держать в руках знамя независимости. Лишь в том случае, если мы сможем неукоснительно соблюсти свойственную правовому государству и демократическому обществу законность, мы уверенно достигнем своей цели, честно исполним свой долг.

В уважении к Конституции, верности Закону я вижу первое и важнейшее условие строительства правового государства. Следует помнить о том, что расцвет казахского общества в эпоху хана Тауке обусловливался четким соблюдением его основных законоположений. Без знания законов, без уважения к ним и неукоснительного их соблюдения мы никогда не избавимся от трудностей ни в одной области жизни.

Наше будущее - молодежь. Мы должны приучить ее к условиям новой жизни. И я думаю, что досужие разговоры кое-кого из старшего поколения о невозвратности прошлой жизни, о мнимых ее преимуществах, о том, что казахи не готовы к переходу к рыночным отношениям, что они, мол, приведут нас лишь к разорению и обеднению, сбивают нашу молодежь с толку и ни до чего хорошего не доведут.

Мы видим, что сыновья и дочери казахов проявляют немалые способности во всех сферах практической жизни и уже сейчас успешно овладевают тайнами современного маркетинга, менеджмента, коммерции, компьютерной техники. Если долг старшего поколения - обучать молодежь законам, повсеместно привлекать к строительству правового, цивилизованного государства, воспитывать в духе ответственности перед народом и временем, то молодежи необходимо глубоко осознать, что основная тяжесть XXI века ляжет на ее плечи. Известно: орлы обучают своих птенцов полету ввысь. И лишь в полете они обретают силу и зоркость.

И мы должны своих потомков отучить от вялой, безвольной, созерцательной жизни, настраивать на дерзновенный труд, на инициативу, на здоровую конкуренцию, на риск и активную деятельность.

Как руководитель страны, хочу поделиться с собравшимися еще одной своей тревогой. Она связана с проблемой воспитания молодежи в духе высокого и благородного чувства патриотизма, любви к своей Родине, народу, земле.

Впервые в истории казахов мы создали свою регулярную армию. Это сделано из необходимости сохранить свою свободу, оберегать свою землю. Если мы хотим, как говорится, удовлетворить дух наших героических предков, которые во имя народа и родной земли собрались некогда здесь, в Ордабасы, готовы пролить кровь, отдать жизни ради великих целей, то мы обязаны считать защиту нашей Родины своим гражданским, сыновним долгом. Если не мы будем защищать свою независимость, свой суверенитет, то кто это будет за нас делать?

В результате явного и отнюдь не безобидного сужения понятия родной земли, многие до сих пор находятся в плену ложного представления, будто родной край ограничивается лишь «своей» областью или даже «своим» районом. Окончившая вузы молодежь по-прежнему норовит любой ценой возвратиться в родной аул, устроиться пусть даже и не по специальности, но поближе к родителям. Трудно мириться с такой психологией. Много в Казахстане земель, нуждающихся в сыновней любви и ласке, в крепких, умелых руках и беззаветном созидательном труде патриотически настроенной молодежи. Чем, скажите, плохо, если дети единого народа трудятся во всех областях производства во имя процветания и могущества Казахстана? И чем плохо, если потомков одного рода-племени встретишь во всех краях необъятной республики? Отныне мы все - дети одного, казахского народа. Отныне у всех нас единая колыбель, общая Родина - казахская степь. Отныне мы не должны обособляться, делиться, коситься друг на друга: где бы мы ни жили, где бы ни родились, у нас одни желания, одна цель, общие радости и горести. Таков завет наших предков, собравшихся почти три века тому назад в этой местности.

Казахстанцы решительно отмежевались от бывших неправовых норм жизни и принялись строить сильное суверенное государство на принципах рыночной экономики и новых общественно-социальных отношений. Высшей ценностью, золотым фондом нашего общества является человек, его права и свободы гарантируются законом, равноправие всех народов Казахстана обеспечивается Конституцией. Эти положения, закрепленные первой Конституцией независимого государства, являются курсом нашего движения по пути прогрессивного развития общества», - сказал Н.Назарбаев.

Прочитав следующие два выступления Главы государства, молодой читатель поймет, как выстраивалась внешняя политика Казахстана, которая сделала нашу страну уважаемым членом мирового сообщества, надежным партнером и союзником для всех, кто желает конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества. Огромный авторитет Н.Назарбаева в мировом политическом социуме помогает Казахстану вести взвешенную многовекторную политику, добиваясь таких результатов, какие все еще недоступны для многих других стран.

Выступая с трибуны ООН на Саммите Тысячелетия, прошедшем в Нью-Йорке в сентябре 2000 года, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что, во-первых, каждая страна должна четко и ответственно определить свои позиции в процессах глобализации, чтобы предусмотреть и максимально нейтрализовать возможные негативные проявления. Во-вторых, в рамках модернизации своей деятельности в качестве одной из приоритетных задач ООН могла бы взять на себя разработку модели глобализации, максимально учитывающей интересы всех, условно говоря, обделенных стран. Но одновременно она должна быть и более адекватной для большинства населения развитых стран, поскольку и внутри них неизбежно будет углубляться дифференциация населения.

В этой модели должны быть предусмотрены и меры по повышению эффективности существующих и созданию новых, отвечающих требованиям времени систем безопасности. Не секрет, что, несмотря на большие достижения, ООН не всегда успешно справляется с задачами поддержания мира и безопасности. В этой связи, наряду с усилением миротворческого потенциала ООН, и в первую очередь ее Совета Безопасности, весьма перспективным было бы использование возможностей региональных систем безопасности и налаживание взаимодействия с ними.
Не вызывает сомнения, что такие из них, как ОБСЕ, или уже принимающее конкретные очертания Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, или «Шанхайская пятерка» могут во многих случаях действовать весьма результативно.

«Мы считаем необходимым созвать специальное заседание Совета Безопасности, посвященное рассмотрению ситуации в Афганистане и Центральной Азии, для разработки практических мер по стабилизации ситуации.

В число обсуждаемых вопросов может быть включена и проблема распространения ядерной угрозы в связи с тем, что наметилось устойчивое противостояние некоторых стран, обладающих ядерным оружием. Ряд стран региона находится на пороге обретения этого оружия. После распада СССР Казахстан остался обладателем громадного потенциала атомного оружия. Наша страна впервые создала прецедент добровольного отказа от этого арсенала. Поэтому сегодня мы вновь призываем все ядерные державы перейти к конкретным шагам по ликвидации ядерного оружия», - заявил Н.Назарбаев, который является самым активным из политиков, продвигающих идею всеобщего ядерного разоружения.

На международной конференции «XXI век. Навстречу миру, свободному от ядерного оружия», прошедшей в августе 2001 года в Алматы, Глава государства напомнил, что военная машина распавшегося СССР в Казахстане оставила после себя 1216 боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и зарядов для тяжелых бомбардировщиков.

«Комплекс ядерных стратегических сил состоял из самых современных средств массового поражения и доставки ядерных зарядов, включая стратегические многоцелевые бомбардировщики Ty-95 MC и межконтинентальные баллистические ракеты CC-18. Это был четвертый в мире ядерный арсенал.

Помимо готового к боевому использованию ядерного вооружения, Казахстан обладал целой индустрией его производства и испытаний, включая научно-исследовательскую базу для создания и модернизации ядерного оружия.

Важнейшим стратегическим объектом был Семипалатинский полигон. В течение полувека здесь было произведено 456 ядерных и термоядерных взрывов. Суммарная мощность ядерных зарядов в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Казахстан обладал и обладает огромными ресурсами для производства активных компонентов ядерного оружия.

На долю страны приходится 25% всех мировых запасов урана.
На территории Казахстана находятся также крупные предприятия атомной промышленности по переработке и обогащению природного урана.
Таким образом, после распада СССР, Казахстан стал владельцем почти всей необходимой научно-исследовательской, добывающей и производственной инфраструктуры для создания собственного ядерного оружия.

Обладая таким потенциалом могущества и влияния, было невероятно трудно принять решение об отказе от него. Перспектива стать региональной сверхдержавой для части нашего общества казалась очень заманчивой.
Приводились реальные аргументы в пользу сохранения ядерного статуса.
Собственный ядерный зонт представлялся залогом безопасности страны, гарантией сдерживания потенциальных амбиций вероятного противника.
По мнению сторонников этого довода, сохранение ядерных сил должно было компенсировать количественные и качественные пробелы в обычных видах вооружений, существовавшие в то время в Казахстане.

Среди аргументов присутствовал и тезис о том, что ядерное оружие придаст Казахстану статус региональной сверхдержавы. Кроме того, отмечалась важность сохранения ядерного комплекса для развития научно-технического потенциала, фундаментальной и прикладной науки.

Одним словом, «ядерное искушение» имело под собой солидные обоснования и достаточно многочисленную группу сторонников.
Но Казахстан стал безъядерным государством по собственной воле. Делая этот исторический шаг, мы руководствовались рядом принципиальных моментов.

Первое. Это было решение, отвечающее интересам, прежде всего, самих казахстанцев. Почти пять десятилетий ядерных испытаний, проводимых в Казахстане, принесли невосполнимые потери здоровью нашего народа и окружающей среде.

Локальная зона экологического бедствия вокруг территории только Семипалатинского полигона занимает более 300 тысяч квадратных километров. Это примерно территория Германии или Италии.

Специалисты считают, что общее число казахстанцев, подвергшихся в той или иной мере облучению, насчитывает сотни тысяч человек.
Последствия ядерных испытаний подтачивают наше будущее - здоровье наших детей. И еще не одно поколение казахстанцев, которые родятся, не зная, что такое Семипалатинский полигон, все-таки будут испытывать на своем здоровье тяжелые последствия ядерных испытаний.

Страдают не только люди, но и сама земля. Испытания привели к разрушению ландшафта. На месте ядерных взрывов образовались целые озера, наполненные зараженной радиацией водой.
По оценкам специалистов, чтобы земля полностью восстановила свой продуктивный потенциал, необходимо как минимум 300 лет!

Терпение народа не беспредельно. В 1989 году в Казахстане образовалось широкое народное движение «Невада-Семей». Оно объединило людей самых разных национальностей, возрастов и профессий, выступивших за закрытие Семипалатинского ядерного полигона, за прекращение испытаний на других полигонах мира.

Выражая волю народа, заручившись его поддержкой, мы приняли решение навечно запретить испытания ядерного оружия на территории Казахстана, а затем объявили о безъядерном статусе страны», - сказал Глава государства.
Это было одно из многих выступлений Президента на ядерную тематику, призывающих народы мира к освобождению от ядерной угрозы.

Одновременно Н.Назарбаев сообщал мировому сообществу о своих личных позициях в этом вопросе, о том, что народ Казахстана, безусловно, способен на консолидацию, когда речь идет о безопасности для страны, для будущих поколений.

В заключение можно привести цитату из выступления Главы государства на первом форуме Парламентской Ассамблеи ОБСЕ «Трансазиатское измерение ОБСЕ: неразрывное звено безопасности» 7 июня 2003 года.
«Существовавшая вплоть до последнего десятилетия прошлого века глобальная политическая конструкция дает сбои не только потому, что изменился баланс сил, но и потому, что изменилось содержание процесса.

Ключевым фактором национальной и региональной безопасности становится уровень включенности в глобальные воспроизводственные циклы. Все более очевидным становится, что очаги напряженности будут возникать не только на линиях столкновения интересов региональных или глобальных держав, но и в своеобразных «зонах забвения» тех регионов мира, которые «выключены» из современности. Для того, чтобы Центральная Азия не стала «больным человеком» Евразии, есть только один рецепт - открытое общество и открытая экономика.

В закрытых обществах национальный вопрос решается очень просто по известной формуле - этнический геноцид или переселение целых народов. Распад большинства внешне стабильных государств на протяжении последних 12 лет произошел именно в силу этнических напряжений.

Пример полиэтничного и многоконфессионального Казахстана демонстрирует возможность мирного сосуществования этносов и религий на основе диалога между ними, инициированного и поддерживаемого государством. Важнейшим нашим достижением стало то, что мы не допустили политизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Высокую оценку наша национальная политика получила со стороны авторитетных международных организаций, в том числе ООН и ОБСЕ.

Мы убеждены, что источники современных угроз и вызовов заключены не в разных культурных платформах, а в социально-экономической сфере. Корни терроризма и экстремизма обусловлены рядом причин, но никак не особенностями той или иной религии. Это хорошо известные болезни транзитных обществ - бедность, безработица, низкая социальная адаптация. В этих условиях неизбежно происходит либо криминализация части общества, либо уход в политический радикализм.

Свой принципиальный выбор Казахстан сделал еще 12 лет назад: альтернативы открытому обществу и рыночной экономике нет. Другой вопрос - как проводить модернизацию. Механизм модернизации это ключевой вопрос внутреннего измерения национальной безопасности», - здесь Президент поставил очень важный и актуальный вопрос сразу и перед сообществом стран Европы, и перед казахстанским обществом.

В последующем Глава государства развивал и продолжал свои мысли, озвученные в этом выступлении. Активная работа Казахстана по линии ОБСЕ, важные инициативы Н.Назарбаева и стабильное развитие нашей страны, подтверждающее правоту Главы государства, настолько повысили авторитет нашего государства среди членов ОБСЕ, что первый после долгого перерыва Саммит Организации состоялся в 2010 году в Астане.

Листая эту книгу Президента, читатель вспомнит, а может быть, впервые узнает о многом, что сегодня уже ушло в историю, но остается очень важным для всех нас.