Исследователь-коллекционер из Шымкента мечтает открыть первый в Казахстане музей ковров
Двор четырехэтажного дома на улице Иляева в Шымкенте напоминает открытую галерею, неизменно притягивая своей оригинальностью. Здесь переплетаются мифы и сакральные смыслы, передает корреспондент Kazinform.
Блуждая в лабиринте загадочных орнаментов, забываешь о времени, погружаясь в детали ковров, которые мягко окутывают бетонные заборы и двери, превращая их в удивительные арт-объекты. Кажется, что двор оформлен не просто рисунками, а изделиями, сотканными руками мастеров различных эпох.
Уникальна и детская беседка, украшенная эскизами старинных сундуков. В бескрайних полотнах отражено все — от сотворения мира до современных обычаев.
- Все зависит от смотрящего, — говорит коллекционер, исследователь и автор проекта Дана Бектаева. На протяжении многих лет она пытается разгадать этот сложный феномен.
— Мои первые детские воспоминания связаны с коврами. Я часто ездили в аул, где прабабушка Тойшан тянула, окрашивала нити, а девушки ткали ковры на напольном станке. Интересный, надо сказать, был процесс. И мне 5-летнему ребенку разрешили провести по краю нить. Понравилось и навсегда отпечаталось в моей памяти, — рассказывает Дана о своем детстве, наполненном ремеслом и традициями.
Страсть к коллекционированию не возникла спонтанно. Стечение жизненных обстоятельств подтолкнуло ее на мысль заняться чем-то необычным.
— Я воспитываю особенного ребенка, сейчас ему 16 лет. Как любой родитель задумалась о его будущем. Пришла идея о создании фонда, чтобы после моего ухода, ребенок ни в чем не нуждался. В одной из сказок, написанных мной, была сакраментальная фраза: «Иди за своим сердцем». И я к нему прислушалась. Ответ пришел незамедлительно — ковры! Конечно, как иначе! Я люблю предметы, сделанные своими руками, они вызывают у меня особое чувство. Никогда не проходила мимо ковров, казалось, что они окутаны особенным теплом. К тому же ковры ценятся во всем мире, относятся к предметам антиквариата. Я подумала, что надо заняться коллекционированием с прицелом на перспективу. Уже тогда я мечтала о том, что когда-нибудь в нашей стране откроется музей ковров и в нем будут выставлены ковры из моей коллекции, — вспоминает Дана.
Собрать уникальную коллекцию оказалось делом затратным: пришлось продать квартиры и взять кредиты. Теперь в ее коллекции есть ценные экземпляры XVIII века, которые женщина называет жемчужинами.
— Мне сейчас сложно вспомнить, где я купила первый ковер, у кого. Точно в Казахстане! Я собираю только наши ковры. Один, правда, выкупила у коллекционера из Турции. Это «борчалы» – азербайджанский ковер, относящийся к казахской группе. По одной из версий, название происходит от одной из ветвей кипчаков – борлы, которые переселились на территорию нынешнего Азербайджана в XII веке. К сожалению, у нас толком никто не занимается подобными исследованиями и ковровому наследию должного внимания не уделяют, — отмечает коллекционер.
Сначала в ее коллекции появилось 1000 ковров, а потом свое неповторимое лицо приобрел и двор в Шымкенте. В нем она провела свое детство и вернулась в 2015 году, прожив много лет за границей.
— Я была поражена ужасным видом заброшенной территории, серыми бетонными стенами. Мне захотелось украсить двор, «написать» и здесь свою особенную сказку. В этот момент пришла идея перенести эскизы самых ценных и необычных ковров на стены двора в виде изображений, — вспоминает коллекционер.
Особенной оказалась не только придомовая территория. Подвал, который долгое время был пристанищем для бездомных, сырым и заброшенным, стал настоящей сокровищницей.
— Много работы проделано было. Подвал очистили, просушили от плесени. Сейчас в нем небольшой музей, с которого начинается экскурсия для желающих погрузиться в историю и мои исследовательские умозаключения. Здесь хранятся ковры ручной работы, изделия из войлока, корпе, сундуки, предметы быта. Кроме дорогостоящих экземпляров, конечно, которые хранить в подвале небезопасно, - рассказывает Дана Бектаева.
Сейчас азарт к коллекционированию ковров и предметов истории, по признанию Бектаевой, стал более осмысленным. Вначале она скупала абсолютно все. После того, как собралось около 400 ковров, коллекционер провела классификацию, разделила экземпляры по типам и группам, провела исследования. Говорит, что нашла много символов и знаков, открылся мир предков, их представления о Вселенной, неповторимая философия древности.
Сегодня женщина заявляет, что такой коллекции нет ни у кого в Казахстане. Она считает ее не личной, а общенациональной, и место ее не в подвале, а в отдельном уникальном музее ковров, которого в Казахстане пока нет.
— Я уверена, что когда-нибудь моя мечта воплотится в реальность. Причем, в ближайшей перспективе. Надеюсь, смогу добиться понимания чиновников из сферы культуры. И для меня не столь важно, в каком городе Казахстана осуществится задуманное. О чем я сейчас переживаю намного больше, чтобы коллекция не попала в частные руки и не была бездумно распродана. Поэтому надеюсь на открытие государственного музея ковров, первом в Казахстане, — с надеждой смотрит в будущее Дана Бектаева.
К сожалению, таких единомышленников и энтузиастов, пока не нашлось.