Инаугурационная речь как политическая декларация

Фото: None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – В современной истории Казахстана легитимная передача полномочий Президента произошла впервые. Для большинства это событие стало неожиданным поворотом в отечественной истории. Поэтому сравнивая мероприятия по инаугурации Нурсултана Назарбаева и Касым-Жомарта Токаева, многие обратили внимание на разницу в деталях мероприятий, но не все смогли оценить главное. А главное — это инаугурационная речь.

Инаугурационные речи являются всвоём роде продолжением предвыборной кампании, которая ставит финальную точку,и после которой от политика ждут какминимум исполнения своих обещаний. Эта речь призвана убедить граждан вправильности сделанного выбора, вдохновить их на новую жизнь, преподнести,обобщив, идеалы, которыми в будущем они будут руководствоваться.

Совершим небольшой экскурс в историю. В Советском Союзеинаугурационная речь прозвучала только один раз и её содержание вряд ли ктопомнит. Более запомнился уход с поста первого и последнего президента СССР М.С.Горбачева, который ассоциируется со спуском советского флага с башни Кремля ираспадом страны. Тем более, каквспоминал сам М.С. Горбачев, «никаких процедур проводов Президента СССР, какэто принято в цивилизованных странах, не было».

Инаугурационная речь нового президента в странах устойчивойдемократии считается самой главной для политика, победившего на выборах. На деле эта речь является политическойдекларацией нового главы государства и кратким изложением программы на ближайшие годы. Именно поэтому, например, в США инаугурационная речьшироко распространяется всеми средствами массовой информации. Президент Билл Клинтон стал первым главойСША, который в 1997 году распорядился создать особый сайт и организоватьонлайн-трансляцию церемонии его второй инаугурации.

Конечно, даже в самых серьёзных делах возможны сбои. Некоторыеинаугурационные речи вошли в историю в качестве необычных выступлений.Например, речь Джорджа Вашингтона состояла всего из 135 слов. Рекордсменом подлительности речи стал президент СШАУильям Харрисон, который в 1841 году говорил почти два часа, а его речьсостояла из 8 445 слов. Харрисон выступал под открытым небом, при минусовойтемпературе, под порывами сильного ветра, без пальто, шапки и перчаток. Врезультате, он переохладился, заболел пневмонией и через месяц скончался.

В ХХ веке, пожалуй, самой цитируемой стала речь Джона Кеннеди.

«Мои дорогие американцы! Неспрашивайте, что ваша страна может сделать для вас - спросите, что вы можетесделать для своей страны. Дорогие граждане мира! Не спрашивайте, что Америкадолжна сделать для вас, а что вместе мы можем сделать для свободы человека».

На Маргарет Тэтчер большое впечатление произвела инаугурационнаяречь президента Чехословакии Вацлава Гавела, который говорил о «жизни вразложившемся моральном климате... где такие понятия, как любовь, дружба,сострадание, милосердие и прощение, утратили свою глубину и значимость». (М.Тэтчер. Великая история «железной» леди. М;. АСТ, 2016, С. 571)

В инаугурационной речи Касым-Жомарта Токаева можно выделитьнесколько главных тезисов. По сути, он обращает внимание на то что будетпродолжателем курса Нурсултана Назарбаева в новых условиях. Фундаментальныеоснования государства, заложенные Елбасы, будут сохраняться и укрепляться сучетом новых условий.

Президент Касым-Жомарт Токаев формулирует десять основных задач, которые предстоит Казахстану решить вближайшие годы. Эти задачи охватывают все сферы жизни страны — политическоеустройство, экономику и социальные проблемы, внешнюю политику.

Кстати, не все обратили внимание на то, что, по сути, этореализация фундаментальных положений Конституции Казахстана - демократическоеобщество, рыночная экономика, социальное государство.

Президент К. Токаев заявляет, что «моя политическая платформа – это ответ на главные запросынаших граждан». Пока что это самый общий контур предстоящего реформированиястраны. А иначе и быть не может, поскольку смена власти произошла неожиданнокак для государственной элиты, так и рядовых граждан. Но инаугурационная речьпоказывает, что Президент К.К. Токаевпонимает преемственность курса не как нечто неизменное. Главное - этосохранение политической стабильности, межнационального согласия и другихзавоеваний, которые были заложены при Елбасы.

На этой прочной базе можностроить новые планы и осуществлять проекты, отвечающие духу времени. Поэтомууточнение и развитие некоторых основополагающих тезисов инаугурационной речи будет осуществляться всамое ближайшее время. И делать это необходимо при устойчивом и плодотворном диалоге общества и государства. Движениегосударства и гражданского общества друг к другу, по мнению К. Токаева, является залогом успеха. Как отмечает К. Токаев,«политическая надстройка должна отвечать преобразованиям. В другом случае этостанет препятствием для экономических реформ».

Президентподчеркивает необходимость достижения реальных значимых результатов реформ стем, чтобы «конкретно заняться решением острых социальных проблем, оказаниемпомощи наиболее нуждающимся». Необходимы быстрые и ощутимые результаты в социальнойполитике, в том числе, это касается повышения доходов населения. Президент поставил задачу открыть новыерабочие места и обеспечить достойные заработные платы, разработать единуюжилищную политику, осуществлять справедливую социальную политику.

Всоциальном блоке стоят конкретные задачи — повышение качества образования, статуса учителей и врачей, обеспечениекачественных медицинских услуг населению, обеспечение доступного жилья и т.д.

Всвоей предвыборной программе К. Токаев предлагает решение самых насущныхсоциальных вопросов, на решение которых планируется направить свыше 2 трлн тенге. Острая проблема жилья длямолодежи будет решаться путем введения в строй 40 тысяч арендных квартир для малообеспеченных и многодетных семей.Причем эта и другие программы будут осуществляться под жестким контролемобщественности.

Вырастутрасходы на здравоохранение до 5% ВВП. Это позволит решить вопрос о доступностисети первичной медико-санитарной помощи. Дошкольным образованием планируетсяохватить всех детей во всех регионах. В средней школе завершится переход на12-летнее обучение, а внедрение трехъязычия будет продолжено с упором наизучение казахского языка, преподавание общественных дисциплин на казахском ирусском языках и постепенное овладение английским языком. Кроме этого, будетсокращена нагрузка на детей, внедряться новейшие методики обучения. До 2022года будет решена проблема аварийных итрехсменных школ.

Всепрекрасно понимают, что результаты требуют определённого времени. Поэтому Президентом К. Токаевым принято неожиданноедля всех решение о погашении кредитов социально уязвимых слоев населения.Конечно, с точки зрения классического рынка, эта мера кажется спорной. Но вусловиях транзита и сложившихся реалий она означает не только понижение градусасоциального напряжения, но и начала своеобразной эры милосердия, которуюоткрывает новый Президент. Социальное партнёрство и взаимопомощь может проявлятьсяв разных действиях и К. Токаев сделал в этом направлении не просто важный шаг,но и шаг показательный. Он демонстрирует, что все казахстанское общество от рядовогогражданина до Президента должны быть связаны узами социальной гражданской солидарности.

Одна из ключевых проблем - развитие национального бизнеса,формирование среднего класса. Сейчас идёт интенсивный анализ состоянияэкономики с тем, чтобы в самое ближайшее время предложить новых подходы креализации экономической стратегии.

Развитие экономики должно быть основано на принципе нерушимостичастной собственности. Поэтому без создания системы твердых гарантий длясобственности казахстанского предпринимательства они не будут мотивированы квложению средств в общегосударственные: региональные и местные проекты. Предпринимательдолжен понимать, что может контролировать риски, а государство являетсягарантом его вложений. Иначе остановить «бегство капиталов» из страны простоневозможно.

Для решения этой проблемы необходимо резко снизить уровеньбюрократизации и решительно бороться с коррупцией. Дилемма проста - илиразвивать предпринимательство или иметь всепоглощающую коррупцию. И то и другое вместе невозможно.

К. Токаев понимает, что необходимо активно использовать опыт других стран в созданииконкурентной среды для развития разных сегментов экономики. Например, история СШАдемонстрирует, что широкое распространение избирательного права, системасдержек и противовесов в механизме центральной власти, возможность рядовымигражданами выразить свои политические предпочтения способствовали тому, что законодательные органы не имели другоговыхода, кроме как создать благоприятную нормативно-правовую среду, чтобыпривлечь капитал и рабочую силу.

Как отмечают западные авторы, единственные условия, способствующиепоявлению крупных и конкурентно структурированных банковских систем - этотакие, при которых власть и полномочия государственных чиновников ограниченыинституционально, и часть этих ограничений обеспечивает реально работающееизбирательное право. («Естественные эксперименты истории». М., АСТ, 2018,С.150).

Еще одна проблема - значительный долг государства. Правительстворасходует средств больше, чем собирает налогов. В период с 2014 по 2018 годыразмер правительственного долга увеличился в два раза - с 5,6 до 11,7 трлнтенге, в относительном выражении он достиг 20% ВВП. Государственный долг в целом вырос еще сильнее -с 5,8 до 16 трлн тенге. Соответственно, удвоились и расходы на обслуживаниегосдолга, которые в 2018 году достигли 586 млрд тенге, а их доля в расходахреспубликанского бюджета выросла до 6,3% с 3,6% в бюджете 2014 года. Этапривычка к необоснованным тратамосталась с «нефтяной эпохи», когда цены на сырье были значительными. Для тогочтобы остановить рост долга правительству необходимо не только снизить расходы,но и увеличить доходы. А это можно сделать только за счёт всестороннейподдержки бизнеса.

Правительство должно избавить себя от лишних функций, прежде всегоконтрольных. Необходимо не просто сокращение государственного аппарата, но иизменение его деятельности для всестороннего развития страны.

Не секрет, что в Казахстане развитие регионов крайненеравномерное. Естественно, что проблема имеет и серьезные объективныеоснования. Страна занимает девятое место в мире по территории. Причем регионынаходятся в самых разных природно-климатических зонах. Даже в самих областях, территория которыхпревосходит по размерам некоторые небольшие государства, можно встретитьпустыни, степи, горы. Они неодинаковы по своему сельскохозяйственному,экономическому и природному потенциалу. Поэтому в речи Касым-Жомарта Токаеваподчеркивается, что «конкретные задачи, волнующие казахстанцев, должны решатьсяна местном уровне. Мы укрепим систему самоуправления в регионах, населениепримет активное участие в решении накопившихся проблем в регионе».

К. Токаев как политик и дипломат, хорошо знакомый с ситуацией вмире, отчётливо понимает, что человечество вступило в новую эпоху, когда«меняются технологии, экономика и социальный порядок. Меняется мировоззрениелюдей, особенно молодёжи». На местостарых противоречий и конфликтов приходят новые - это торговые войны великих держав,новые региональные конфликты, нестабильность на фоне отрицания некоторымигосударствами прежних механизмов безопасности. Он констатирует, что некоторые страны и регионы оказываются не всостоянии угнаться за новой волной прогресса и избирают стратегию изоляции иагрессии. В то время как передовые страны уходят далеко вперёд, большинствооказывается на обочине. Это резко поляризует государства мира и являетсяосновой для новых и новых конфликтов.

Чтобы развиваться, необходимы комплексные решения. Нельзя добитьсяуспехов только за счёт экономики или социальной политики. Не все обратиливнимание на то, что Президент РК говорит о фундаментальных переменах: «экономический, социальный и политическийпрогресс – это наш единственно правильный ответ на вызовы современности». Такойподход должен быть основан на открытости, стремлении к лучшим достижениям,передовым технологиям. И здесь важнымявляется понимание того, что настало время, когда развитие экономики невозможнобез демократизации политической жизни страны.

К. Токаев твердо понимает, что «политическая надстройка должнасоответствовать глубоким экономическим преобразованиям, в противном случаеможет произойти торможение реформ». Именно в этой формуле видно понимание новымПрезидентом основных запросов общества — переход от формулы, которая сыграласвою положительную роль в прежние годы - «сначала экономика, а затем политика»,к полномасштабной реформе всех сфер жизни общества. Можно говорить о том, чтосильная власть сыграла свою роль во время переходного периода. Теперь наступиловремя усилить эффективность власти за счёт перераспределения полномочий ирасширения контроля со стороны общества.

«Политическая надстройка должна отвечать преобразованиям, в другомслучае это станет препятствием для экономических реформ. В политику и нагосслужбу должны приходить только самые образованные люди, должен работатьпринцип меритократии, - заявил К. Токаев. - Буду работать открыто итранспарентно. У нас одна Родина, одна судьба!»

Практически все отмечают возросший запрос общества на изменения.Но сами по себе эти изменения не произойдут. Необходимы люди, которые будутдвигать страну в нужном направлении. Эта задача настолько актуальна и важна, что К. Токаев заявляет о необходимостиеё решения уже в ближайшие дни. Не дожидаясь, когда будут созданы правовые,организационные и иные условия для решения этого вопроса по образцу продвинутыхстран.

Глава гсоударства отмечает, что «в систему государственногоуправления должны приходить только достойные, образованные люди на основемеритократии. Другого принципа подбора кадров быть не может». Для началапрезидент предлагает сформировать президентский кадровый список, в которыйбудут включены 300 лучших представителей из всех регионов страны.

К. Токаев обращает особое внимание на роль молодежи в преобразовании Казахстана. Но реформа должна опираться на богатейшее наследие предков. Поэтому в речи Президента РК особо отмечается, что «ценности программы «Рухани жангыру» остаются основным духовным нашим ориентиром. Уважительное отношение к истории, преданность Родине, стремление к науке и знаниям - всё это ценные качества нашего народа. Эти качества укрепляют единство и созидательную силу народа, усиливают конкурентоспособность страны».

Экономические реформы неизбежно ведут к политическойтрансформации. Если таковой не происходит, то начинается стагнация экономики.На это, в частности, обращает внимание Маргарет Тэтчер, которая писала, что «вкакой-то момент растущая движущая сила экономических перемен в Китае приведет кполитическим переменам. Сохранение открытыми торговых и информационных каналовпри твердом соблюдении прав человека в КНР - вот что является лучшим способомсделать эту великую военную державунакануне ее превращения в великую экономическую страну надежным и предсказуемымчленом международного сообщества».

Другая составная слагаемаяразвития — принцип диалога власти и общества. В инаугурационной речи Касым-ЖомартаТокаева подчеркивается необходимость последовательного и полноценного диалога,который должен строиться на признанииплюрализма мнений. Он понимает, что единство вовсе не означает отсутствиепротиворечий и разных мнений. Для него главным ориентиром в этом вопросе является формула «Разные мнения, ноединая нация».

Переход к демократическому стилю руководства страной — это процессмногоэтапный. Политическая трансформация, в случае накопления ошибок, можетпривести к опасным последствиям. Какпишет Ицхак Адизес: «Бюрократы привыкли все делать по-своему. Для того чтобыизменить их привычный образ работы и добиться сотрудничества, если это вообщевозможно, нужно приложить большие усилия».

Инструментом диалога должен стать Национальный совет общественного доверия, в который вошли представителивсего общества, включая молодёжь. Естественно, что создание этого органа недолжно подменять деятельность выборных органов государственной власти —маслихатов и парламента. Но время не ждёт. Политическая реформа должнаподкрепляться диалоговыми площадками уже сейчас. Эффективность деятельностиНационального совета будет определяться не только его составом, но и тем, что Президентнацеливает чиновников и государственные органы на сотрудничество со всемиинститутами гражданского общества.

Задачи перед Касым-Жомартом Токаевымстоят весьма трудные и фундаментальные. И их решение невозможно усилиями одногоПрезидента и государственного аппарата. Поэтому он предлагает обсудить основныепроблемы общества и общими усилиями сформировать предметный план реализациипредвыборной платформы. Как отмечает сам К. Токаев «лучшие идеи, предложения отнарода найдут своё отражение в этом документе».

Нужно помнить о том, что переход отобщества множественных ограничений к свободе и демократии всегда труднее, чемнаоборот. Такой переход означает формирование новой политической культуры,поведения и навыков, отказ от прежних запретов, которые прочно вошли в сознаниелюдей. Любое общество, желающее быть свободным, должно достичь того, что всеграждане могли разбираться в теории и практике демократии. Для этого необходимысоединенные усилия системы образования, средств массовой информацииобщественных организаций, партий и т.д. В транзитных государствах существуеттенденция упрощенного подхода к демократии, в которой люди видят толькогарантии личной свободы, а не сложный комплекс институтов, прав и обязанностей,взаимодействие идей. Нужно пониманиеважного обстоятельства - демократия не только предоставляет возможности, но инакладывает на граждан обязанности.

Предстоит решение важной задачи - формированиеу граждан новой политической культуры. Для того чтобы участие в общественнойжизни было плодотворным, люди должны быть хорошо информированы об общественныхпроблемах как на локальном, региональном, так и на общенациональном уровне,уметь сочетать личные и общественные интересы. Научно научиться толерантномуотношению к инакомыслию, уметь сотрудничать и идти на компромиссы. Они должныпроявлять уважение к закону, легитимной власти, частной собственности и правамличности.

Новые подходы к государственной политикепоказывают, что Касым-Жомарт Токаев продолжает политику интеграции общества сучётом новых веяний в экономике, политике, международных отношениях. Впереди большаяработа, но сам текст инаугурационной речи внушает большие надежды, посколькупоставленные в ней цели отражает мнение большинства граждан и предполагаютопору на поддержку народа Казахстана.

Можно предполагать, что основныеположения инаугурационной речи президента К. Токаева, а также итоги первыхмесяцев его деятельности на высшем посту государства будут обсуждаться иоцениваться долгое время. Нужно учитывать, что транзит власти в Казахстанеимеет собственные особенности, которые определяют сочетание разных методовуправления государством. Но уроки истории не случайно необходимы для пониманиясовременности и перспектив развития.

Неоднозначные оценки деятельностируководителей государств в период транзита или реформ, тем более,опубликованные во время этих событий, могут быть крайне противоречивыми.

Например,важный период в истории США как середина и вторая половина 30-х годов ХХ века,получивший название «новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта, отношение к которому было далеким от восторгов.Некоторые современники писали о том, что Ф.Д. Рузвельт проводит в жизнь СШАфашизм, другие наоборот, считали его реформы социалистическими. Иногда «новый курс» изображался как сочетание того идругого. Только к началу 60-х годовамериканская историография пришла к консенсусу о позитивном характере «Новогокурса», хотя противоположные оценки появляются до сих пор.

Оценивать «Новый курс» Президента Касым-ЖомартаТокаева можно с самых различных позиций - от националистических,коммунистических до либеральных. Все спектры политического многоцветиясуществуют в Казахстане. Но нужно помнить о том, что К. Токаев предлагаетобщенациональный консенсус в определении и достижении общенациональных целей.Патриотизм и совместное определение будущего должны объединить все слоиобщества. Более того, уже создаются политические и государственные институтыдля такого единства общества во имя будущего. И это самое важное.


Автор: Берик Абдыгали - кандидат политических наук

Сейчас читают