Год 2008-ой в деятельности Правительства: социальная сфера

None
АСТАНА. 9 января. КАЗИНФОРМ – Какими были главные приоритеты в деятельности Правительства в 2008 году? Каковы основные показатели социально-экономического развития страны в этот период? Казинформ предлагает вниманию читателей информационно-справочный материал о социальной сфере.
В соответствии с поручениями Главы государства социальная политика Правительства РК направлена на сохранение социальной устойчивости, повышение уровня жизни и создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала. В отличие от прежних лет реализация социальных приоритетов осуществляется в условиях воздействия на социально-экономическое развитие страны мирового финансового кризиса и определенного замедления темпов роста в реальном секторе экономики. В таких условиях особое значение приобрели вопросы сохранения занятости и поддержания доходов, оказания социальной помощи и поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Для выполнения социальных обязательств в соответствии с поручениями Президента РК в полном объеме сохранено финансирование социальных программ. Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение в 2008 году предусмотрены в объеме 622,9 млрд.тенге (503 млрд. тенге ? в 2007 г.). Благодаря мерам, принятым Правительством, удалось не допустить сокращения рабочих мест и массовых увольнений в реальном секторе экономики. Общая ситуация на рынке труда характеризуется достаточной устойчивостью и ростом экономической активности населения. В рамках реализуемых инвестиционных проектов и развития реального сектора экономики за десять месяцев 2008 года создано более 236 тыс. рабочих мест, из них более половины в сельской местности. С целью сохранения рабочих мест в условиях мирового кризиса Правительством были предусмотрены следующие меры:1) с крупными компаниями подписаны меморандумы, ориентированные на использование работодателями возможных мер, предусмотренных законодательством по сохранению рабочих мест. Всего подписано 110 меморандумов с предприятиями и 10 соглашений с объединениями работодателей. 2) стимулируется максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством: - введение режима неполного рабочего времени; - временный перевод работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной заработной платы по прежней работе. - выплата компенсации в размере не менее 50 % от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя. (К настоящему времени эти меры используются на предприятиях «Арселор Миттал Темиртау», АО «Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение», АО «Казхром», ТОО «Казахмыс», и др.).Работникам (участникам системы обязательного социального страхования) при наступлении риска потери работы в течение 4-х месяцев осуществляются социальные выплаты из Государственного Фонда социального страхования.Реализованы поручения Президента РК по повышению уровня социального обеспечения. С 2008 года повышены размеры пенсионных выплат, введены государственные специальные пособия по Списку № 2 и страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования по беременности и родам, по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года. С 3000 (2007 г.) до 4810 тенге повысился размер базовой пенсионной выплаты, составляющей сегодня 40% от прожиточного минимума.Средние размеры пенсионных выплат в результате проведенного с 1 января 2008 повышения увеличились примерно на треть и составляют 18 470 тенге (с учетом базовой пенсионной выплаты). Размеры государственных социальных пособий (по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту) в истекшем году в сравнении с 2007 годом увеличились на треть. С 1 января 2008 года в дополнение к существующим социальным рискам (потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы) введены новые виды социального страхования: на случаи беременности, родов и ухода за ребенком по достижению им возраста одного года для работающих женщин.В системе социальной поддержки одним из важнейших приоритетов оставалось развитие системы социальной поддержки семей с детьми. С начала 2008 года в 2 раза (до 35040 тенге) увеличен размер пособия на рождение ребенка, в 1,6 раза - ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года. Социальная поддержка семей с детьми привела к повышению рождаемости в стране. Так, за девять месяцев т.г. в Казахстане родилось более 270 тыс. детей, на 30,7 тыс. больше, чем в прошлом году.В миграционной политике Правительства особое место занимает регулирование этнической миграции. К настоящему времени на историческую родину вернулись более 687 тыс. соотечественников, из них более половины ? в трудоспособном возрасте. Ежегодно на переселение на историческую родину, адаптацию и интеграцию оралманов выделяется порядка 11 млрд. тенге.Изучение миграционного потенциала позволяет сделать вывод о возможном увеличении потоков этнической миграции в перспективе. Сегодня по различным оценкам в странах зарубежья проживают от 3,5 до 4,5 млн. казахов. Абсолютное большинство из них проживают в государствах, граничащих с Казахстаном (в Узбекистане проживают более 1 миллиона, Китае - 1,4 миллиона, России - 800 тысяч, около 40 тысяч в Туркменистане и Монголии).По поручению Главы государства в текущем году Правительством разработана Программа «Нұрлы көш», позволяющая осуществлять рациональное расселение и содействие в обустройстве этническим казахам, бывшим гражданам страны, пожелавшим вернуться в Казахстан, и внутренним мигрантам на добровольной основе.Данная Программа позволяет изменить механизм принятия семей, пожелавших вернуться в Казахстан: 1) Программа рассчитана на принятие порядка 60 тыс.семей мигрантов в год, которые будут целевым образом распределены равномерно в те регионы, где запланировано открытие новых предприятий в рамках программы «30 корпоративных лидеров». 2) Правительство выработало механизм для самостоятельного зарабатывания денег. 3) Данная Программа универсальная, рассчитана не только для оралманов, а также для поддержки внутренних мигрантов.В регионах распределения будет осуществлено строительство компактных поселений. Всего планируется построить 11 компактных поселений с числом проживающих не менее трехсот семей в каждом. При этом будет использован опыт строительства типовых поселений с непосредственным участием переселенцев. В компактных поселениях и в местах общего проживания участников Программы предусматривается строительство соответствующих объектов инфраструктуры. Предполагается построить 23 детских сада, 9 школ, проложить 334 км. дорог, ввести в строй около 400 км. водопроводных линий и 299,1 км. электрических сетей. Принимаются меры дополнительной социальной поддержки. В связи с ростом цен на хлеб и основные продукты питания на региональном уровне с учетом возможностей местных бюджетов, а также за счет спонсорской помощи осуществляются: - компенсационные выплаты; - обеспечение малообеспеченных семей мукой по сниженной цене; - предоставление льготного проезда в транспорте общего пользования.За счет средств местного бюджета и спонсорской помощи предпринимателей компенсационные выплаты получили более 200 тыс. чел. В областях при поддержке местных исполнительных органов открыты коммунальные рынки, создано 140 социальных магазинов, более 1,5 тыс. торговых точек, свыше 350 аптек, в которых по сниженным ценам пенсионеры, инвалиды и другие социально-защищаемые слои населения могут приобрести продукты питания и лекарства.