Долорес Умбеталиева: Балет – это отдельная жизнь
«Балет – это отдельная жизнь. Есть очень много нюансов, так как необходимо знать балетную французскую терминологию, положение тела, рук, ног. Все это нужно, чтобы чувствовать и комфортно работать. Помимо профессиональных знаний, необходимо учитывать умение играть балетный урок. У многих концертмейстеров с этим вопросом всегда возникают сложности. Кроме того, концертмейстер балета должен обладать хорошим чувством ритма, музыкальностью, грамотностью», - рассказала наша героиня.
Долорес Умбеталиева – ведущий концертмейстер театра оперы и балета «Астана Опера». После окончания Казахской национальной консерватории имени Курмангазы работала педагогом, концертмейстером, играла в ансамблях. «Пробовала себя везде, кроме балета», - рассказывает она.
«Как музыкант, пианист, необходимо хорошо владеть инструментом, потому что приходится играть балеты от начала до конца, от первой ноты до последней. По специфике балеты очень разные, к тому же у каждого композитора свой стиль. К примеру, если ты профессионально не подкован как пианист, то музыку Чайковского и Прокофьева играть очень сложно», - отметила концертмейстер.
«Когда идет подготовка к спектаклю, многое зависит от концертмейстера: как он будет играть, с душой ли он играет, знает ли балетный текст. На стадии игры оркестра бывают моменты, когда дирижер обсуждает детали с концертмейстером, потому что он ежедневно находится в зале и знает все нюансы спектакля. Концертмейстер – это тот человек, который в разных периодах выступает за главного, поэтому все дорожки сводятся к нему», - подчеркнула наша героиня.
Ведущий концертмейстер также рассказала о нехватке грамотных, опытных пианистов, которые могли бы работать в балетной труппе.
«Очень сложно найти грамотных специалистов, потому что их единицы. Поколение молодых музыкантов, которые заканчивают вузы, не всегда выбирают работу в опере или балете. В какой-то степени они понимают сложности, с которыми будут сталкиваться. Это большой минус, проблема, которую необходимо решать. Кроме того, в вузах столицы нет такой кафедры, которая подготавливала бы концертмейстеров для работы в оперных театрах. Хотелось бы, чтобы азам этой профессии обучались молодые пианисты», - поделилась своим мнением ведущий концертмейстер балета.
Долорес Умбеталиева подчеркнула, что работа концертмейстера балета – дело серьезное, требующее особых навыков.
«Мы не берем на работу просто так тех людей, которые к нам приходят. Человек проходит стажировочный период, ознакамливается, посещает уроки, потому что только после этого он осознает, в какую сферу попал. Конечно, выбор остается за ним: хочет ли он действительно работать концертмейстером балета или не хочет. Желающих единицы. И тем, кто выбрал это направление, я все подробно объясняю, показываю, стараюсь помогать. Ведь с белого листа все начинать очень сложно», - отметила ведущий концертмейстер балета Долорес Умбеталиева.
Музыкант должен чувствовать то, что он играет. Может поэтому слова известного концертмейстера Эммы Липпы «Балетный пианист – должен дышать балетом» не теряют свою актуальность по сей день.