Детское плавание в океане информации

None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Две главные ипостаси Аружан Саин - дети и телевидение. Ее продюсерский центр снимает шесть разных по тематике популярных телепрограмм, а первая в жизни программа " Разминка" - главный долгожитель отечественного телевидения. Усилиями основанного Аружан фонда «Добровольное общество милосердие» (ДОМ) спасены 1140 деток!

Напомним, на днях Глава государства Нурсултан Назарбаев встретился с Аружан Саин и передал ее фонду $300 тысяч, которые были получены им в качестве гонорара к Премии мира "Шелковый путь".

Наконец, она воспитывает двух очаровательных и одаренных дочек-двойняшек. Поэтому ее экспертное мнение о взаимоотношениях масс-медиа и подрастающего на гаджетах юного поколения особенно важно.

- Аружан, на днях Сенат РК принял закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Как вы считаете, насколько актуально сегодня принятие данного закона?

- Я думаю, что такой закон необходим, более того, он даже несколько запоздал по времени. С развитием телекоммуникационных технологий на человека обрушивается океан информации. С одной стороны - это свобода получения информации, новые знания и возможности для обучения, получение удобных сервисов, но есть и обратная сторона - негативная. Особенно это касается подрастающего поколения, формирование которого происходит под влиянием потоков информации извне. И она далеко не всегда полезная, а зачастую и попросту вредная для психики и нравственности детей. Прежде всего, это пропаганда культа жесткости, распространение порнографии и т.д. Любое общество вправе защищать свое будущее от подобного негативного влияния разумными способами. Как известно, подобные ограничительные правовые нормы давно действует в большинстве ведущих стран мира, в том числе и в США. Здесь главное соблюдать меру, чтобы не ущемлялись права человека на свободу получения информации, но в новом законопроекте я такой опасности не вижу.

- Согласно новому закону нежелательные для просмотра детей ТВ-программы будут маркироваться соответствующими графическими знаками. Насколько это поможет родителям для ориентации в смысле уберечь наших детей от просмотра «вредной» информации? В России уже ввели такие меры.

- Да, ввели, но я не думаю, что это эффективно, ведь запретный плод сладок, и такая маркировка только подвигнет детей пытаться увидеть то, "чего нельзя". Может быть, стоит указывать, что данный фильм или программа содержит сцены жестокости. Но, с другой стороны, сейчас такие сцены содержит практически любой фильм.

- Принято считать, что мультфильмы и кино выступают своего рода ориентиром, даже пособием по поведению для современных детей. Посмотрел, к примеру, ребенок фильм, где герой направо-налево убивает каких-нибудь монстров, и немедленно начал драться. Вы согласны с таким утверждением?

- Безусловно, для детей подражание - это первый принцип формирования и воспитания, понимания рамок дозволенного. Чем вредны вот эти всевозможные компьютерные игрушки? Тем, что там дозволено убивать! Это нарушение одной из главных заповедей всех религий - "не убий". Но подобная игра и создается для того, чтобы убивать и уничтожать как можно больше и быстрее. Это огромная проблема не только для Казахстана , но и для всего человечества. С моей точки это самая настоящая пропаганда, программирование самоуничтожения человечества как вида.

- Специалисты утверждают, что в странах, где первыми начали массово насаждаться подобные компьютерные игры, намного чаще происходили и происходят страшные вещи - школьник приходит в школу и расстреливает своих одноклассников. Как в своей любимой "стрелялке"...

- Действительно, ребенок, который поглощен исключительно компьютерными играми, проходит какие -то уровни, самоутверждается, у него появляется ложное чувство собственной значимости. А потом он приходит в школу, где другие дети занимаются своим развитием - спортом, танцами, искусством. И у этого игромана развивается не только раздвоение личности, но и комплекс социального аутсайдера, который не приспособлен к реальной жизни.

То есть, этими играми у детей формируется примитивное представление о человеческих ценностях - круче тот, у кого грубая сила, кто более жесток. И если родители не уделяют ему достаточного внимания, то такие ложные представления о добре и зле становятся у ребенка доминирующими. И это крайне опасно. Скажу больше - на мой взгляд, всплеск неонацизма, молодежного экстремизма в мире, вроде скинхедов, во многом связан с засильем подобных игр. Конечно, в основе подобных явлений лежат и иные более глубокие социальные причины, но нельзя недооценивать влияние видеопродукции такого рода, пропагандирующей агрессию, ксенофобию, жестокость, культ силы.

Люди, привыкшие быть крутыми в компьютерных играх, но не добившиеся успехов в реальной жизни, особенно из неблагополучных семей, сбиваются в стаи с себе подобными, избивают, унижают других людей. Чтобы быть успешными по критериям своих любимых компьютерных игр. Да, в нашей стране подобных явлений пока немного, но опасность тем не менее существует.

Подчеркну одну важную вещь - для современного юного поколения усилия государства, правительства в смысле идеологии и воспитания во многом проходят мимо. И вот по какой причине - сейчас доминирующие каналы получения информации совершено иные. Наши дети больше живут в виртуальном мире. Мне кажется, обсуждаемый нами закон в какой-то мере уже запоздал по той причине, что для детей телевидения уже не существует! Для них главный источник информации - интернет. Они смотрят , сидят в социальных сетях, кидают друг другу ссылки . Как правило, их интересует совсем не то, что пытается пропагандировать государство и общество.

Сразу оговорюсь, это не казахстанская, это глобальная проблема - новое поколение через 10-20 лет нас просто не будет понимать.

- Не хотите ли вы сказать, что идеологию и нравственные ценности пора продвигать через компьютерные игры?

- Да, именно так, точнее - таким способом тоже! Это забавно только на первый взгляд. Пришло время осознать, что государство должно отойти от привычных шаблонов идеологической и воспитательной работы, в новых условиях пора воздействовать именно через их любимое виртуальное пространство. Все знают, что это глобальный успешный бизнес, где работают множество талантливых людей - программистов, сценаристов, режиссеров, дизайнеров и др. Так вот государству надо "перекупать" этих людей, создавать такие игры, через которые детям можно доносить главные человеческие идеи и нравственные ценности. Нужно понимать, что мир с приходом высоких технологий сильно изменился и еще будет меняться. А потому необходимо быть ему адекватными.

Приведу такой пример - мог ли кто-нибудь представить еще лет 70 назад, что теле - и интернет проповеди во всех главных конфессиях станут привычным делом и одним из мощных рычагов обращения в свою веру?

То есть, пора продвигать идеологию и воспитание и таким способом. Необходимо создавать такие игры, которые были бы занимательными - скучные назидательные игры заведомо обречены - и в тоже время они должны пропагандировать доброе и вечное. Конечно, могут сказать, что это очень трудно, однако, вспомним что в традиционных способах подачи информации - книгах, драматургии, кино - удавалась сочетать увлекательность и гуманизм, от Марка Твена до Астрид Линдгрен.

Мне кажется, что в идеологическом аппарате должны работать люди, которые могут разговаривать с молодежью на одном языке. Я опасаюсь, чтобы реализация этой идеи не свелось бы исключительно к героизации наших батыров. Но мир уже не состоит из батыров и ковбоев. Не нужно зацикливаться на прошлом, даже если оно славное.

Мне кажется, никакой закон сам по себе не исправит сложившегося положения дел. Сейчас исчезла внешкольная работа - практически исчезли места для бесплатных занятий спортом, искусством. Например, насколько эффективно используются спортивные сооружения Азиады? Но это тема отдельного большого разговора.

- Вы сами создаете популярные телепрограммы. Как вы определяете, что разрешать смотреть или читать вашим детям, а что нет? По какому принципу вы выбираете полезный для их развития информационный контент?

- Во-первых, в нашем доме много книг. Спасибо родителям, моим и мужа, что они сохранили столько хороших книг. У нас дети читают книги, которые читали моя мама, сестры, я, а теперь и они. Начиная с книг Носова, издательства 1955 года. Мы им выставляли эти добрые книги по мере их взросления, и они спонтанно привыкли к чтению содержательных книг.

- Как сказал Френсис Бэкон, "Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить".

- Да, по этому принципу мы прививаем любовь к хорошей литературе. По мнению Вольтера , книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью. А еще мои дети занимаются балетом - шесть раз в неделю, а также дополнительно казахский язык. У них просто нет времени на всякие глупости, нет проблемы бесцельного времяпровождения.

Что же касается интернета, мы пока не можем найти такой тариф , где было бы, скажем, блокирован провайдером доступ к порносайтам.

- Всякий родитель выбирает полезный для развития детей информационный контент исходя из собственных представлений о добре и зле. Как это у вас происходит на практике?

- Нельзя сказать, что мы своим детям просто жестко запрещаем - не смотри то! Нет, мы их мягко направляем на, так сказать, путь истинный - "Не стоит смотреть этот фильм, потому что там жесткие убийства, грубость" и т.д. Мы объясняем, почему не стоит тратить время на подобную ерунду.

Кстати, увлечение литературой привело к тому, что мои дочки уже пишут собственные сказки. Они недавно вошли в сборник "Волшебные сказки", где одним из авторов является сам Олжас Сулейменов!

То есть, у наших детей насыщенная жизнь, но при этом они не одиноки, они хорошо общаются с друзьями. Ведь очень часто многие уходят в интернет именно от одиночества. Можно даже сказать, что все зависимые от виртуальной жизни дети - это результат их одиночества. Такое происходит и в материально благополучных семьях, но где нет духовной близости с родителями. И тогда роскошь человеческого обещания подменяется суррогатом обещания в чатах и пустыми компьютерными играми. Недавно встретился мне в Сети такой афоризм от Елены Ермоловой - "Не знаю, как вы, а я сижу в сети от ненужности: тем, кто рядом, нужна не я, а те, кому нужна я, не рядом"....

По роду своей деятельности, я часто встречаюсь с ситуациями, когда дети становятся сиротами в результате несчастных случаев. Так вот, мы готовим своих детей быть приспособленными и к суровым реалиям жизни. Мы говорим, что всякое может с нами случиться, и если вы по каким-то причинам останетесь одни, то с вашими умениями - шить, петь, танцевать, сможет себе зарабатывать на жизнь. Меня тоже воспитали в подобном духе. Я с согласия родителей начала работать с 13 лет, с 14 лет преподавала хореографию, потому что с детства занимались балетом. Потом появилась передача "Разминка".

Резюмируя тему, я хочу сказать, что оградить наших детей от негативного влияния информации только принятием запрещающих законов нельзя. Хотя ограничивать ее необходимо. Но прежде всего, мы должны дать казахстанским детям возможность гармонично развиваться - заниматься бесплатно спортом, музыкой, ходить на кружки, приобщать к лучшим достижениями культуры и литературы. Выражаясь языком медицины, это будет самой надежной вакциной против того негатива, который является неизбежной издержкой современной информационной эпохи.

Беседовал Марк Айсберг