Бисенгали Таджияков: Служить стране - служить людям
После завершения работы в Национальном банке Глава государства принял его и, предложив новую работу, напутствовал: «Учитывая, что я хорошо тебя знаю, направляю на пост председателя Комитета финансового мониторинга Министерства финансов РК». Так Бисенгали Таджияков в январе 2014 года был назначен на эту должность, а недавно в возрасте 69 лет завершил работу на государственной службе.
Он гордится тем, что не подвел Главу государства, достойно работал всю жизнь и достойно завершил свою профессиональную карьеру на госслужбе. В его профессиональном 49-летнем марафоне было много знаменательных моментов, связанных со становлением и развитием страны. Все они памятные и все происходили в переломные моменты истории государства.
Один из моментов - принятие в 1991 году Президентом Указа о создании Гохрана и формировании золотого запаса страны. Первые слитки золота и серебра поступили в республику 7 января 1992 года. В событии принял участие Глава государства и дал поручение Правительству и Национальному банку принять меры по развитию золотодобывающей отрасли. Единственным покупателем производимой продукции «золота и серебра» был Национальный банк. В это время Бисенгали Шамгалиевич работал первым заместителем председателя правления Нацбанка РК и исполнял обязанности председателя, поэтому активно участвовал в организации этой работы.
Это было сложнейшее время: со второй половины 1991 года в республике ощущалась нехватка наличных денег, приходилось периодически выезжать в Москву для встречи с руководителями Госбанка СССР для решения проблемы. Одновременно рассматривались вопросы взаиморасчетов с Госбанком СССР, так как некоторые республики начали вводить свои квазивалюты. Можно отметить, что Госбанк СССР начал постепенно терять полномочия по централизованному управлению денежным обращением в стране. Президент постоянно интересовался обеспечением республики наличностью, и при встречах с руководством СССР этот вопрос был в повестках дня.
Со второй половины 1992 года начались подготовительные работы по введению национальной валюты. Были разработаны и приняты соответствующие законы. В сентябре подписали договор об изготовлении банкнот с одной английской фирмой. Обозначенный срок завершения договора - 30 марта 1993 года. Изготовленные банкноты были доставлены из Англии в Казахстан к этой дате в полном объеме. Об этом знали считаные люди.
После введения тенге 17 декабря 1993 года в Национальный банк приехал Президент и представил нового председателя банка - Даулета Сембаева. В своем выступлении Нурсултан Абишевич отметил, что из присутствующего в зале правления НБ РК знает только Таджиякова, а новому руководству дал поручение обеспечить финансовую стабильность и поднять имидж Национального банка страны.
Глава Национального банка суверенного Казахстана привел новую молодую команду. В нее входили Ораз Джандосов, Григорий Марченко, Кадыржан Дамитов. А из прежней команды остался только Бисенгали Таджияков, которого переназначили первым заместителем председателя. Коллеги и руководство характеризовали его одним из наиболее профессиональных и честных руководителей. Можно отметить, что ни один документ Д.Сембаев не подписывал, если не было визы Таджиякова. Бисенгали Шамгалиевич оставался первым заместителем председателя НБ РК и при следующем председателе О.Джандосове - до середины июля 1997 года.
Другим случаем, когда доверие Президента вновь изменило жизнь Бисенгали Шамгалиевича, стало его назначение председателем Налогового комитета Минфина РК в июле 1997 года. Как вспоминает юбиляр, его пригласил заместитель Премьер-министра - министр финансов Александр Павлов и сообщил, что по поручению Президента его назначают на этот пост. «Вопрос уже обговорен», - заключил министр. А через день уже состоялась встреча с Президентом, который тут же подписал распоряжение о его назначении. С этим документом Б.Таджияков поехал в Правительство. Это был период предстоящего переезда комитета в столицу. Бисенгали Шамгалиевичу поручалось организовать передислокацию своего ведомства, обустроить его на новом месте, а главное - выстроить работу комитета. Поручение было успешно выполнено: Налоговый комитет переехал в город Акмолу 7 декабря 1997 года.
- Я не перестаю удивляться дальновидности и мудрости Президента, - говорит Бисенгали Шамгалиевич. - Бывает трудно, когда из одной квартиры переезжаешь в другую, а тут целую столицу надо было передислоцировать и отстроить. Но это было интересное время! Когда переводили Налоговый комитет из Алматы в Акмолу, мы работали ежедневно, не считаясь со временем. Тогда были и бытовые трудности: питаться негде, некоторые жили в советской тогда еще гостинице «Турист» с примитивными удобствами. Большинство специалистов проживало в общежитиях. На весь комитет было всего два телефона. Мало кому подходили климатические условия Акмолы. Но, несмотря на все трудности, присутствовал энтузиазм, который помогал нам преодолевать эти проблемы. Президент, зная о предстоящих временных сложностях при создании столицы, принял это смелое и дальновидное, как показало время, решение для страны. Меня всегда поражают принятие Главой государства неординарных решений и умение убеждать, вести за собой людей, преодолевать трудности. Поэтому для меня всегда было важно доверие Президента, я всегда считал и считаю себя членом президентской команды.
Бисенгали Шамгалиевич вспоминает, что тогда они работали с позитивным настроением. Это позволяло легче переносить и решать бытовые трудности, налаживать работу комитета. Самый трудный период - период становления - комитет прошел с Бисенгали Таджияковым.
Мы помним 90-е, когда своевременно не выплачивались заработные платы, пенсии, возникали большие суммы взаимных задолженностей. Комитету вменялись ежедневный мониторинг проблем и отчет в Правительстве, а еще - поиск решений: как развязать неплатежи, как собрать налоги, если нормальный товарно-денежный оборот заменил бартер. Об этом и информировал Правительство Бисенгали Шамгалиевич.
Как бы ни было трудно, но сменившему его новому председателю достался работоспособный, активный коллектив с налаженной структурой комитета. А в карьере Бисенгали Шамгалиевича произошел новый этап. В октябре 1998 года было создано Министерство государственных доходов. Президент страны назначил его исполняющим обязанности министра, а в последующем - вице-министром этого ведомства. Но, будучи профессиональным банкиром, Таджиякову хотелось вернуться в банковскую среду, и это желание осуществилось в апреле 1999 года. Он вернулся в Национальный банк в качестве заместителя председателя, что было закономерно для профессионала высокого уровня. На этой позиции он проработал до начала 2014 года.
...Вряд ли в далеком детстве Бисенгали мог мечтать о такой профессиональной карьере. Родился он в послевоенном 1946 году в Туркмении. Сюда семья его родителей - уроженцев Актюбинской области - переехала в голодные времена 30-х годов.
- Своего дедушку я не помню, у нас была бабушка, - рассказывает Бисенгали Шамгалиевич. - Она воспитала двоих сыновей одна. Оба они - мой отец Шамгали и его брат Шамсутдин - участники Великой Отечественной войны. Дядя воевал в Сталинграде, а мой отец защищал блокадный Ленинград. Они оба выжили, но отец, получив тяжелое ранение, потерял ногу. В 1959 году старший брат отца вернулся в Казахстан, в родной район. А в 1961 году наша семья вернулась в Актюбинск. Родители были образованные, оба они нашли достойное место в мирной жизни как в Туркмении, так и в Казахстане. Дядя работал управляющим отделением банка, а отец - заместителем начальника районного отделения связи. После Туркмении отец проработал в Актюбинске начальником отдела облсвязи до середины 1982 года.
Бисенгали Шамгалиевич всегда вспоминает свой город, школу и друзей. И с особой теплотой - своего друга Марата Оспанова, с которым сидели за одной партой.
- Марат все время мне рассказывал про город, где на улицах росли яблоки, - улыбаясь, вспоминает друга Бисенгали Шамгалиевич.
Тогда же его заинтересовала Алма-Ата, и по одобрению отца он поехал на учебу в город-сад. В 1967 году он, окончив учетно-кредитный техникум, был направлен на работу в родной Актюбинск. Бисенгали сам изъявил желание поехать работать молодым специалистом в районное отделение банка, хотел с азов на практике постичь профессию. Он отработал чуть больше года кредитным инспектором.
- Мне всегда везло на хороших, мудрых людей, - продолжает Бисенгали Шамгалиевич. - Так получалось, что в важные моменты жизни я получал от них доброе напутствие или хороший совет. Помню, когда окончил учебу, управляющий областной конторы мне сказал: «Бисенгали, ты поступаешь на государственную службу. Имей в виду, хоть ты и молодой кредитный инспектор, но уже обладаешь небольшой властью. И когда к тебе приходят люди, то они идут не со своими личными проблемами, а с проблемами коллектива, которые ты должен помогать решать». Это напутствие стало моим профессиональным кредо на всю жизнь. До сих пор, когда люди обращаются ко мне, я никогда не отказываюсь помочь в решении их вопросов.
...Из района его отозвали в областную контору на должность ревизора, затем, работая уже старшим ревизором, его призвали в армию. Служил на Южном Сахалине. Вскоре его профессия и здесь оказалась востребованной: Бисенгали определили в помощники начальника финансовой части полка. Он мог бы остаться работать в армии, но отказался. Вернулся домой, вскоре женился. И живет в счастливом браке со своей супругой Гульзиной Сарсенбаевной почти 45 лет.
Вместе они переезжали из города в город - куда направляли Бисенгали Шамгалиевича: Актюбинск - Атырау (Гурьев) - Кызыл-Орда - Алма-Ата. В свое время, в возрасте 28 лет, он стал самым молодым начальником отдела Актюбинской областной конторы Госбанка Казахской ССР. Ему удалось в возглавляемых им областных конторах Госбанка Гурьева и Кызыл-Орды за несколько лет работы поднять их в рейтинге банков на более высокие места. Не случайно после этого его пригласили в Алма-Ату на должность первого заместителя председателя правления Госбанка Казахской ССР. Руководители областей понимали, что перспективный банкир в регионах долго не задержится.
Так, когда стало ясно, что из Кызыл-Орды Бисенгали Таджиякова переводят в Алма-Ату, Еркин Ауельбеков, на тот момент первый секретарь обкома, грустно напутствовал: «Мы здесь воспитываем кадры, а они потом в столицу уезжают. Наш прокурор уехал в Генеральную прокуратуру, первый заместитель облисполкома уехал заведующим в ЦК, и вот Бисенгали Шамгалиевич тоже на большую должность идет в Госбанк РК». А потом уже при личной встрече он сказал: «Ты почти три года у нас работал. Я твоей работой доволен - ты стоял в резерве обкома на высокую должность... Но ты, работая в столице, не забывай про область».
Вскоре, 18 декабря 1987 года, решение о назначении Б. Таджиякова первым заместителем управляющего Казахской республиканской конторой Госбанка было подписано в Москве. Практическая работа началась сразу: шла реформа в банковской системе, где на базе Госбанка и Стройбанка были созданы дополнительно три специализированных банка с государственным участием. Это было нелучшее решение, что доказала практика. Но это была еще история советского периода.
Вскоре же Б. Таджиякову вместе с коллегами и молодой финансовой «порослью» предстояло строить независимую банковскую систему Казахстана. В тот период вместе с коллегами приходилось решать непростые задачи обеспечения устойчивости национальной валюты, которой суждено было стать краеугольным камнем всей финансовой системы страны. Ведь только с введением тенге Казахстан получил полную независимость и возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную и экономическую политику, подчеркивает банкир.
Многие из нас помнят, через какие испытания, через какую «трепку» мировым финансовым кризисом прошли наша финансовая система и экономика в целом, какие непростые решения приходилось принимать Правительству и Нацбанку. Бисенгали Шамгалиевич помнит все эти этапы и все меры так, словно это было вчера. Он может и сегодня объяснить мотивацию, дать расклад того или иного принятого решения. Как говорится, бывших банкиров не бывает. Он видит риски, видит угрозы и вызовы, но считает, что нынешней команде центрального банка удается грамотно контролировать ситуацию и управлять ею.
Он гордится тем, что сегодня финансовой системой управляют специалисты, которые начинали свой профессиональный рост в непростые времена становления национальных финансов, когда он был в числе тех, кто принимал решения и реализовывал исторические задачи. Нынешние банкиры прошли немалые испытания и научились принимать решения на опережение - этому очень рад Бисенгали Шамгалиевич.
- Национальному банку удается поддерживать стабильность на финансовом рынке, - подводит юбиляр итог разговору. - Я вижу, что наш пусть и небольшой исторический опыт в управлении финансов принят новым поколением банкиров как историческая эстафетная палочка, уроки усвоены и служат будущему росту отечественной экономики.
В преддверии юбилейной даты хочется отметить, что Бисенгали Таджияков продолжает свою трудовую деятельность, работая в страховой компании генеральным советником. Бисенгали Шамгалиевич смог состояться не только в профессии, но и воспитать с супругой достойных детей, которые продолжили династию банкиров, а общий стаж профессиональной банковской деятельности семьи и его близких составляет на сегодня около 150 лет.