Айтыс, как направление культурной политики Казахстана
Корни айтыса - в древности, в обрядовых, свадебных песнях, в хоровых исполнениях, в словопрениях между жигитами и девушками, во всевозможных увеселениях. Айтыс постепенно совершенствовался, развивался. Тексты многих больших и малых поэтических состязаний передавались из уст в уста.
Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей - батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны, без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Айтыс проходил под сопровождение таких музыкальных инструментов, как домбра, гармонь и кобыз. Айтыс проходил в публичной форме. Присутствующие своими возгласами определяли победителя. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества. В них также затрагивались вопросы любви, разоблачения отживших некоторых обычаев и обрядов, вопросы равноправия женщины.
В настоящее время айтыс, как уникальное явление казахской культуры, приобретает актуальность в культурной политике государства.
Можно с полным основанием сказать, что айтыс как явление публичной культуры обладает мощным потенциалом, который либо будет использоваться в конструктивном русле, либо, в противном случае, неизбежно окажется деструктивным орудием. В этом отношении айтыс подобен любому идеологическому оружию.
Поддержка со стороны государства данного жанра народного творчества как одной из сферы культуры страны позволяет успешно решать задачи на двух стратегически важных направлениях. С одной стороны, это способствование становлению казахской этнонациональной идентичности, удерживая данный процесс в русле, принципиально совпадающем с национальными интересами в целом. C другой стороны, через айтыс можно осуществлять программирование общественного сознания, успешно донося до целевой аудитории принципиально важные установки государственной политики.
Учитывая эти факторы, развитие айтыса как жанра народного творчества в настоящий момент является перспективной сферой государственной политики, требующей активных вложений - как материального, так и экспертного обеспечения.
Айтыс, как уникальный жанр казахского устного творчества, стабильно сохраняет популярность в широких слоях населения и его развитие само по себе будет вкладом в развитие культуры и национального самосознания государствообразующего казахского этноса.