Автономия без независимости: каким будет государство Новая Каледония
12 июля 2025 года в Буживиле, пригороде Парижа, было подписано соглашение по вопросу о судьбе Новой Каледонии, колонии Франции в Тихом океане. В политических тонкостях этого соглашения разбирался международный обозреватель агентства Kazinform.
Статус государства в составе Франции
В результате долгих переговоров представители сторонников независимости из числа коренных жителей канаков и французские поселенцы-лоялисты договорились о компромиссном, но все еще спорном решении создать новое независимое государство, которое, тем не менее, останется в составе Франции. Соответственно, у местных жителей будет два гражданства – французское и каледонское.
Новая Каледония сможет иметь внешнюю политику, но не идущую вразрез с французской политикой. Париж сохраняет контроль над силовым блоком: обороной, полицией, судами, но Новая Каледония получает право на формирование собственной местной полиции. Валютой остается тихоокеанский франк (франк КФП). Одновременно, предусматривается экономическая и финансовая поддержка со стороны Франции, в том числе для производства никеля. В Новой Каледонии содержится 21% мировых запасов этого металла.
Теперь это соглашение должно утвердить Национальное собрание Франции, а в Новой Каледонии должен быть проведен референдум. С первым особых вопросов не должно возникнуть. Соглашение в Буживиле уже поддержали одновременно и крайне правые из Национального объединения (Марин Ле Пен), и крайне левые из Непокоренной Франции (Люк Меланшон). Но вот проведение референдума наверняка столкнется с определенными сложностями.
Причем, это не касается собственно исхода референдума. Потому что сторонники Франции - лоялисты - все равно поддержат соглашение в Буживиле. Даже при выраженном недовольстве некоторых из них, они не могут не понимать, что без всякого сомнения останутся в выигрыше.
Так, к примеру, недовольство выразил вице-президент Южной провинции, где проживают преимущественно лоялисты, Филипп Блез. Он сказал, что «боролся 40 лет, чтобы оставаться французом», и создание государства Новой Каледонии — это своего рода «красная черта», которую перешли авторы соглашения в Буживиле. Но такая эмоциональная реакция в большей степени отражает менталитет французских поселенцев в этой последней колонии Франции.
С практической точки зрения Париж сделал все, чтобы закрепить за своими поселенцами возможность удержать власть на острове и помешать любой попытке канаков изменить ситуацию. Так, французам удалось обойти проблемный момент, связанный с правом голосования для тех, кто 10 лет прожил на острове. В мае 2024 года именно это стало причиной массовых протестов, которые привели к беспорядкам и столкновениям с полицией.
Потому что до 2024 года в Новой Каледонии действовали правила, предусмотренные в так называемом соглашении Нумеа от 1998 года. Согласно ним голосовать могли только те, кто проживал на острове до этой даты. В первую очередь это касалось французов. Канаки опасались притока мигрантов из Франции, Французской Полинезии и других стран, что сокращало их численность в составе населения. В Новой Каледонии канаков всего около 40% населения. Они, итак, уже проиграли три референдума о независимости острова – в 2018, 2020 и 2021 годах. Последний вообще бойкотировали. Поэтому в мае 2024 года они выступили против предоставления права мигрантам голосовать на выборах и референдумах.
Теперь же в подписанном в Буживиле соглашении такое право предоставляется всем, кто живет на острове 10 лет. После этого правом голосовать будут только те, кто получит новокаледонское гражданство.
Соответственно, профранцузские лоялисты получат возможность блокировать любые решения, которые могут потребовать в будущем передачи островному правительству полномочий в области валюты, обороны, судебной системы и безопасности. В соглашении указывается, что любой такой вопрос решается только через референдум. С учетом лоялистского большинства населения это становится нереальным. Причем, решения в конгрессе по этим чувствительным вопросам должны будут приниматься квалифицированным большинством в 36 депутатов из 56.
Франция также предусмотрела усиление позиций профранцузских лоялистов в системе местного самоуправления. Самая богатая Южная провинция, где расположена столица Нумеа, получит пять дополнительных мест в островном парламенте - конгрессе. У нее будет 37 мест из 56. В то время, как две провинции с преимущественно канакским населением – Северная провинция и острова Лояти потеряют мандаты: первая - 1, вторая - 2 мандата.
Так что, фактически Париж сделал все, чтобы оставить реальную власть у французских поселенцев. Для этого французское правительство договорилось с умеренными партиями сторонников независимости, предложив им фактически условную независимость Новой Каледонии и программы экономического восстановления.
В Париже рассчитывают, что смогут таким образом погасить волну насилия на острове, которая дорого обходится французской казне. Беспорядки 2024 года обошлись ей в 2,2 млрд евро. Франция вынуждена содержать на острове 7 тысяч жандармов и военных для контроля положения. В то же время для Франции Новая Каледония очень важна не только из-за месторождений никеля, но также вследствие своего выгодного стратегического положения в Тихом океане.
Чем интересен опыт Новой Каледонии
В данном случае опыт Новой Каледонии обращает на себе внимание тем, что эта одна из последних в мире колониальных историй происходит в рамках демократического общества и соответствующих процедур. Богатый опыт французской демократии нашел свое выражение в сложной политической структуре общества Новой Каледонии. Многие местные партии опираются на поддержку из Франции. Канакский социалистический фронт национального освобождения в некоторой степени связан с социалистическими движениями. Есть среди канаков центристы. Но все-таки большая часть канакских партий и движений выступает за левые взгляды и независимость.
В то же время местные французские поселенцы в основном голосуют за правые и центристские партии, которые ориентируются на соответствующие французские политические силы. По сути, вопрос о независимости, который поддерживают канакские политики, обычно вынуждает остальных выступать против этого. Собственно, несмотря на все разнообразие политического спектра и связи с Францией, именно вопрос о независимости разделил общество Новой Каледонии на два лагеря.
Естественно, что у них принципиально разные подходы к истории французского присутствия и характере оказанного Францией влияния на общество Новой Каледонии. Лоялисты делают акцент на позитивном влиянии, которое европейский прогресс оказал на местное меланезийское общество. Канаки говорят о потере местной культуры, о несправедливости системы собственности, которая сложилась в годы колониального правления, об ассимиляции.
Подобные дискуссии активно велись и еще ведутся во многих обществах Азии и Африки, которые оказались в похожей ситуации. Но специфика Новой Каледонии заключается в том, что европейские поселенцы составляют внушительную часть населения. Европейцы в состоянии в рамках демократической процедуры блокировать любые попытки перехода к реальной независимости. Тем более, что они могут рассчитывать на поддержку выходцев из других стран, в основном из Французской Полинезии, Вьетнама, Филиппин и Индонезии. Для них Франция более предпочтительна, чем канакская Новая Каледония.
Соглашение в Буживиле — это попытка Франции расколоть канакское политическое движение. Однако, движущей силой протестов 2024 года была канакская молодежь. Многие ее лидеры были арестованы и находятся в тюрьмах во Франции. Некоторые уже отметили, что при подписании соглашения их не было. Многие осудили это подписание и сказали, что чувствуют себя обманутыми. Поэтому процесс юридического оформления соглашения в Буживиле в самой Новой Каледонии явно не будет простым. Любые юридические тонкости и лучшие демократические процедуры не всегда могут убедить радикально настроенную часть молодежи в справедливости принятых решений.