Американскому бизнесу пока сложно понять, как начать торговлю с Казахстаном

Фото: Фото: Kazinform

Администрация Трампа 2 апреля опубликовала список стран, на которые будут распространены новые торговые пошлины, среди которых и Казахстан. Как это повлияет на торговые отношения двух стран, в интервью собственному корреспонденту агентства Кazinform рассказал президент «Global New York Chamber of Commerce» Самат Умирзаков.  

— Расскажите о Глобальной торговой палате Нью-Йорка: какие компании сотрудничают с Казахстаном?

— Это некоммерческая организация, членами которой являются 55 крупных бизнес-компаний. Она фокусируется на двух направлениях: помогает американским компаниям выйти на международный рынок по экспорту своих товаров и услуг, а также оказывает содействие зарубежным фирмам по организации бизнеса в Соединенных Штатах, особенно в штате Нью-Йорк.

Я хочу, чтобы мы внесли свой вклад для казахстанских компаний. С помощью Генерального консульства РК в Нью-Йорке мы пытаемся оказывать консультативные услуги всем, кто в этом нуждается. В настоящее время холдинговая компания «UMI Capital Holding» рассматривает возможность импорта из Казахстана потребительских товаров и создания оптового хаба для казахстанской продукции в США.

— Какие маршруты доставки товаров рассматриваются, и какова роль Среднего коридора?

— В настоящее время одна компания намерена закупить первую партию казахстанской муки для рынка США в количестве около 50 тонн. В качестве маршрута выбран Транскаспийский международный транспортный коридор, или так называемый Средний коридор. В частности, мука будет загружена в два 40 футовых контейнера в Алматы, откуда по железной дороге направится в порт Актау, затем морем в порт Баку в Азербайджане, дальше в морской порт Поти в Грузии и уже оттуда в Нью-Йорк. Весь путь займет около 60 дней.

Также рассматривался альтернативный маршрут из Казахстана по железной дороге в морской порт Риги через территорию России. При условии одинакового срока доставки и стоимости, маршрут через Латвию не был принят по одной причине — отсутствие возможности контроля погрузки груза из железнодорожного состава в морские контейнеры в Балтийской стране, в то время как в Алматы загружается товар в контейнер, который следует в США.

— Как 27%-ные пошлины Трампа могут повлиять на торговые отношения США и Казахстана?

— В настоящее время 27%-ный тариф не ударит по бизнесменам, потому что объем торговли потребительскими товарами небольшой между США и Казахстаном. Поставки в США нестабильны — примерно 1-2 контейнера в квартал, поэтому сложно сказать об убытках от тарифной политики Трампа.

При этом, казахстанская продукция не конкурирует с другими производителями, имеет свою особую нишу и спрос среди соотечественников и выходцев из стран СНГ, которые готовы покупать, например, шоколад «Казахстан» или конфеты «Рахат» даже с наценкой 27%.

Однако, неопределенная ситуация с американскими тарифами в будущем будет негативно влиять на намерения американских компаний расширять торговые связи с Казахстаном в несырьевом секторе экономики.

В настоящее время в США действует 10%-ный тариф на ввозимую казахстанскую продукцию. Американские бизнесмены имеют чистую выручку от торговли с нашей страной 10-20% в среднем. В текстильной отрасли еще меньше — 5% (полотенце, ткани и т. д.), что связано с сильной конкуренцией с Турцией, Египтом и Бангладеш. В этой связи, повышение тарифа на 27% ударит по доходу бизнесменов и сделает их бизнес с нашей страной нерентабельным.

Неважно, что на 90 дней поставили на паузу введение пошлин, бизнес-план готовится минимум на 5-10 лет. Приходится переосмысливать, как мы будем торговать.

Еще как минимум пять американских компаний также пересматривают свои планы по ведению бизнеса с нашей страной в несырьевом секторе экономики.

— Какие сложности встречаются при доставке грузов из Казахстана в США?

— Существуют более серьезные проблемы, чем повышенные тарифы США. Самой главной проблемой для бизнесменов двух стран является неурегулированность ставки тарифов по маршруту Транскаспийского международного транспортного маршрута. В частности, стоимость переправки одного контейнера из Казахстана в США может меняться в течении нескольких недель от $6 до $15 тысяч. Отсутствие четкой стабильной пошлины препятствует формированию долгосрочных бизнес- планов.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо стабилизировать рынок транспортировки. Потому что одну неделю контейнер может стоить $10 тысяч, другую неделю — $6 тысяч, а может и все $15 тысяч. Я даже сейчас не могу сказать, сколько стоит перевозка контейнера. Отсутствует стабильность, на которую могли бы опираться бизнесмены.

Другой проблемой является порт Актау, где отсутствует ясность по срокам загрузки контейнеров на корабль. В казахстанской морской гавани это может занять по времени от 1 до 3 недель без объяснения причин задержки.

Последняяпо значимости сложность связана с многочисленными посредниками и отсутствие возможности работы напрямую с глобальной транспортной компанией «MSC Central Asia LLP» в Алматы, что также отражается на удорожании товара. В итоге сложности по транспортировке контейнеров из Казахстана в США влияют на снижение привлекательности нашей страны для американского бизнеса.

— Что, на Ваш взгляд, нужно предпринять двум государствам для укрепления и расширения бизнес-связей?

— Во-первых, устранить вышеизложенные препятствующие факторы. Во-вторых, надеюсь, что обе страны смогут достичь договоренности по применению более приемлемых тарифов по отношению друг к другу. В-третьих, необходима ясная экономическая и инвестиционная политика для иностранцев по открытию бизнеса в Казахстане по образцу Объединенных Арабских Эмиратов или Ямайки. Зарубежным бизнесменам нужна четкая информация, какой перечень документов им необходим для открытия бизнеса в Казахстане, куда и что отправлять, время ожидания, стоимость услуг и обратная связь. На данный момент для стандартной американской компании очень сложно понять, как начать торговлю с Казахстаном.