Алматинцы тратят на товары повседневного спроса более 600 долларов в месяц, астанинцы - чуть меньше
Согласно исследованию, концентрация на розничном рынке Казахстана очень мала: на совокупную долю тройки лидеров приходится порядка 5% продаж в стоимостном выражении, в то время как в Украине и Белоруссии доля лидеров составила 10% и 12% соответственно. В России этот же показатель и того выше - 23%.
В 2011 году, по сравнению с 2010, рост продаж товаров повседневного спроса в Казахстане на душу населения составил 36% в стоимостном выражении. При этом розничный рынок развивается неравномерно в зависимости от региона. Если по стране количество торговых точек выросло на 3%, то в западной ее части общий рост составил 14%, а на востоке количество торговых точек сократилось на 4%; в Алматы динамика рынка составила +11%.
По развитию отдельных каналов розничной торговли бесспорным лидером стали открытые рынки (+13%). Появление новых магазинов у дома сказалось на снижении популярности киосков: их количество сократилось на 17%. Супер- и гипермаркеты не продемонстрировали значительного роста в 2011 году.
«На сегодня казахстанский розничный рынок отстает от показателей Европы по количеству гипермаркетов на 1 млн. жителей, поэтому, на наш взгляд, развитие ритейлерами именно этого канала представляется наиболее логичным и вероятным. Значимость гипер- и супермаркетов в стоимостном выражении в Казахстане пока еще не очень высока (10%) даже в сравнении со странами Восточной Европы, где от 30% до 66% всех продаж в деньгах приходится именно на эти каналы», - заявил генеральный директор Nielsen в РК Дмитрий Швецов.
Исследование выяснило, что большинство респондентов (91%) положительно относятся к шоппингу. В отличие от России, где самая значительная группа покупателей (33%) находится в возрасте от 50 до 65 лет, в Казахстане - это молодежь до 24 лет (31%). Основная часть потребителей (60%) посещает магазины для закупок впрок. Ключевыми факторами выбора магазина являются доступность, ассортимент, низкие цены на большинство товаров, соотношение цены и качества. В случае повышения цены, 46% будут покупать только самое необходимое и откажутся от свежего мяса, овощей и фруктов. При этом жители Алматы и Астаны не готовы заменить свой привычный бренд на его аналог.
Nielsen Holdings N.V. (NYSE: NLSN) - публичная глобальная информационная и исследовательская компания, работающая в 100 странах мира, со штаб-квартирой в Нью-Йорке.