АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ: Четыре рычага Договора о создании ЕАЭС, гарантирующие суверенитет страны-участницы
член совета Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев рассказал, какие рычаги договора гарантируют сохранение суверенитета странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Выступая сегодня на заседании Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2050», он отметил, что в обществе нередко задают вопросы о сохранении государственного суверенитета в связи с интеграцией Казахстана с Россией и Белоруссией. Звучат также мнения о некоем воссоздании СССР.
«В этой связи важно понимать следующее. Первое - Евразийский экономический союз не является политическим объединением. Предметом договора являются вопросы исключительно экономического сотрудничества. В ходе переговоров мы отстояли позицию о недопустимости политизации союза и обсуждения в его рамках вопросов, затрагивающих национальные компетенции и государственный суверенитет», - подчеркнул вице-премьер.
Несмотря на предложения партнеров, сообщил Бакытжан Сагинтаев, не были рассмотрены нормы о сотрудничестве сторон в неэкономических сферах: здравоохранении, образовании, науке, культуре, гражданстве, правовой помощи, охране границ, общего парламента, общей миграции, обороне и безопасности.
«Это было четкое поручение Главы государства. Этих вопросов в проекте договора нет», - добавил вице-премьер РК.
Во-вторых, четко подчеркнул Бакытжан Сагинтаев, с образованием ЕАЭС возврата к СССР не будет. По его словам, в договоре обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов сторон.
«В пункте договора заложен четкий механизм консенсуса при принятии стратегически значимых решений на всех уровнях, что исключает наряду с другими мерами всякую возможность доминирования какого-либо государства», - уточнил он.
Например, в коллегии Комиссии, которая, по сути, является наднациональным органом, заложен механизм принятия решения консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам, которые будут утверждаться Главами государств, по остальным - квалифицированным большинством в две трети голосов.
«Более того, любой вопрос, который принимает коллегия, может быть блокирован советом Комиссии, где решения также принимаются только консенсусом. Но даже эти решения Комиссии, в случае их несоответствия интересам отдельного государства, могут быть пересмотрены в Межправительственном совете на уровне глав правительств и в Высшем совете на уровне глав государств. Также любой вопрос может быть оспорен в создаваемом Суде союза. Таким образом, обеспечивается принцип обязательного учета интересов всех стран-участниц при принятии решений», - рассказал Бакытжан Сагинтаев.
В-третьих, сообщил вице-премьер, согласно подписываемому договору ничто и никто не запрещает Казахстану заключать договора с третьими государствами и международными организациями.
«Важнейший принцип многовекторной внешней политики, проводимой Казахстаном, сохраняется, и возможность ее самостоятельного проведения или изменения в дальнейшем остается неоспоримой», - добавил заместитель Премьер-Министра.
В заключение вице-премьер сообщил, что Казахстан на должном уровне будет представлен в органах союза. В союзе будут два постоянно действующих органа - Евразийская экономическая комиссия и Суд, в которых также будет обеспечено равенство сторон, это конкретно прописано в договоре.
«Комиссия состоит из двух уровней - совета и коллегии. Совет представлен тремя заместителями премьер-министров, в коллегию входят по три представителя от каждого из государств «тройки». То же и в Суде союза, куда назначаются по двое судей от каждого из государств», - заключил Бакытжан Сагинтаев.