65 исторических моментов Великой Отечественной: О фронтовой жизни вспоминает актюбинский ветеран Ахмет Бисеналин

None
АКТОБЕ. 4 мая. КАЗИНФОРМ /Самал Ендибаева/ - В рамках нового эксклюзивного проекта АО «НК «Казинформ», которому исполняется 90 лет, к 65-летию Великой Победы открыта рубрика «65 исторических моментов в жизни ветеранов Великой Отечественной войны-казахстанцев». Сегодня о своем военном прошлом рассказывает актюбинский ветеран Ахмет Бисеналин.

***

«Меня призвали 18-летним юношей, в 1942 году из Карабутакского нынешнего Айтекебийского района Актюбинской области. О войне мы услышали в конце июня, тогда в селе не было ни телевидения, ни радио, а почта приходила раз в неделю. Сначала призвали кадровых военнослужащих, а через год и нас», - вспоминает он.

В полковой школе для подготовки сержантов проучился 9 месяцев, а в 1943 году Ахмет попал на Воронежский фронт. Прошел он в составе 2-го Украинского фронта через Днепр, освобождая Молдавию, Румынию, а затем попал в составе 1-го Белорусского фронта в Польшу.

«Много было опасных моментов на войне, но меня словно Бог берег, - говорит ветеран. - Помню, как освобождали город Яссы в Румынии. Нас перевели из другой части. Прибыли в город, подвергшийся бомбардировке, уже ночью, не успев расположиться, залегли на месте. Утром смотрю - рядом бомба неразорвавшаяся лежит - чудом, оказывается, тогда жив остался».

Четыре раза сдавали и брали этот город советские солдаты. Погибших не успевали хоронить, приходилось складывать трупы в траншеи...

Был еще один опасный эпизод в жизни Ахмета Бисеналина. 1944 год. Яссы. Вечером войсковую часть Ахмета вывели на передовую, готовились идти в атаку. В 6 утра должна была быть артподготовка, а через 2 часа - ракетная команда «В атаку».

«Мы поднялись в атаку, начали стрелять и вошли в укрепление врага, в траншеи, противник не ожидал нападения, немцы только-только выходили из блиндажей. Последовала команда войти в тыл врага, в ходе перестрелки нам, четверым бойцам, пришлось спрятаться в воронке, образовавшейся от бомбы. Тут неожиданно один из фрицев кинул в нас гранату: разорвавшись, она унесла жизни двоих товарищей, мы, двое, выскочили из укрытия. Благо, туман и дым помогли нам скрыться от приближающихся врагов. Вскоре мы добежали до группы советских солдат, подполковник приказал держать круговую оборону, и тут на помощь нам, пехоте, пришли танки. Вы не представляете, какая это сила - танки и пехота. Нам, как раненым, приказали оставаться на месте».

На этом стычки не закончились. Как только Ахмет и его товарищ остались одни, показались около 30 вражеских солдат, которых они уложили автоматной очередью.

«Затем мы пошли в тыл. Вдруг впереди из тумана показался пеший, вроде наш, а оружия при себе нет, нет и погон. «Контрразведка», - шепнул мне друг. Посмотрел тот человек на нас и говорит: «У вас есть оружие (а тогда без оружия нельзя было возвращаться к своим), можете идти к нашим, они недалеко», - рассказывает собеседник.

В санбате им оказали медицинскую помощь только к вечеру, в первую очередь медики помогали тяжелобольным, хоронили умерших. И тут прибыли машины, передали приказ начальства - фронт уходит вперед, санбат должен следовать за ним, сейчас же.

«Погрузили в три машины раненых и персонал, а меня и еще около 40 солдат не взяли, мол, завтра за вами прибудет машина. Я просил взять меня с собой. Но нет. Оказывается, не судьба была. На завтра мы узнали, что санбат вместе со всеми ранеными попал к врагу, оставшемуся в окружении. Немцы никого не пощадили. Я тоже мог бы быть среди них, - вспоминает Ахмет ага. - Утром нам приказали идти пешком и присоединиться к первой попавшейся воинской части, что мы и сделали».

После войны Ахмет Бисеналин вернулся в родной Бугетсай. Работал завскладом Карабутакского заготзерно, секретарем районного народного суда, счетоводом колхоза, бухгалтером совхоза им.Сталина. На пенсию вышел главным бухгалтером совхоза. Имеет 7 детей: 5 дочерей и 2 сыновей. 2 внуков и 2 правнуков. «Мы считаем только потомков сыновей», - добавляет ветеран.

«Самое лучшее время для меня сейчас, - считает Ахмет Бисеналин. - Пусть наши дети и их потомки не видят того, что видели мы. У казахов есть пожелание «Жас кезінде бейнет, үлкейгенде дәулет» - «В молодости испытай трудности, а в старости - довольствие», такая была у нас жизнь.