25 полигонов ТБО из 130 имеют разрешительные документы в Акмолинской области

Фото: pexels

Как будут решаться проблемы несанкционированных свалок и отсутствия мусороперерабатывающего завода в Акмолинской области, корреспонденту Kazinform рассказала руководитель управления коммунальных отходов департамента управления отходами Минэкологии и природных ресурсов РК Назгуль Алимсурина.

— Как много насчитывается полигонов ТБО в Акмолинской области? Все ли они имеют разрешительные документы? 

— В целом по итогам 2024 года по Акмолинской области насчитывается около 130 полигонов ТБО. Из них разрешительные документы имеют только 25. Это говорит о том, что не все полигоны соответствуют экологическим требованиям.

— Какое число полигонов положено на количество населения региона?

— У нас нет такого регламента, что в таком-то населенном пункте должно быть столько-то полигонов. Это зависит от населения и от объема образования отходов. В целом министерство придерживается такой политики, что полигоны нужны не во всех населенных пунктах. Они должны быть централизованы. Ближайшие населенные пункты можно объединить и сделать там один полигон.

— С чем связано, что полигоны не могут оформить разрешительную документацию?

— Получение разрешения на полигоны — процедура очень емкая и требует много финансов. Во-первых, чтобы получить экологическое разрешение, нужны проектные документы на этот полигон. А у нас по стране есть полигоны, которые работают еще с 90-х годов. И на данные полигоны получить разрешение, согласно действующему Экологическому кодексу, трудно, так как у них проектных документов просто нет. Чтобы сделать новые документы и привести в соответствие сами полигоны, требуются большие вложения. Местные исполнительные органы (МИО) таких средств не имеют.

— Какой выход видит министерство в сложившейся ситуации?

— Мы, как министерство, видим выход в упрощении требований к полигонам, находящимся в малых населенных пунктах. Там, где большие города, останутся действующие требования. Изменения коснутся именно малых населенных пунктов. В ходе разработки таких требований мы столкнулись с тем, что нужно внести соответствующие изменения в Кодекс. Данные поправки уже рассмотрели в рабочих группах Мажилиса, и сейчас они находятся на одобрении в Правительстве. Если все этапы согласования пройдут, то мы ожидаем в конце года, что эти требования войдут в Экологический кодекс. После того, как данный нормативно-правовой акт мы примем, МИО приступят к работе.

— Как много мест несанкционированных свалок определено в Акмолинской области путем мониторинга? Как осуществляется их устранение?

— С начала этого года по Акмолинской области определено 89 мест несанкционированных свалок. К сожалению, на сегодня мы имеем сведения, что они пока еще не ликвидированы, о чем будет оповещение акимату Акмолинской области, чтобы они предприняли необходимые меры, потому что вся компетенция по реализации управления отходами экологическим законодательством закреплена за МИО.

— Привлекаются ли к ответственности акимы и должностные лица населенных пунктов, на территории которых есть такие свалки?

— Да, ответственность существует. Если несанкционированная свалка не убирается или есть со стороны правоохранительных органов или со стороны населения нарекания к этим работам, тогда территориальные органы департамента экологии совместно с департаментом полиции могут привлекать акимов районов и должностных лиц к административной ответственности.

— Планируется ли в Акмолинской области строительство мусороперерабатывающих заводов?

— В целом, с прошлого года, согласно поручению Президента, для улучшения инфраструктуры в этой сфере Правительством принят механизм льготного кредитования. Так, в рамках механизма в Акмолинской области планируется проект по приобретению 12 машин спецтехники, сортировка, переработка органических и строительных отходов. Инвестор — ТОО «ЭКО-DUMP». Он прошел первый этап согласований, сейчас находится на втором этапе. Вместе с тем, помимо данного проекта, в регион уже приобретена спецтехника — мусоровозы. Мусороперерабатывающий завод планируется как раз этой компанией. Если все будет хорошо, то уже в конце этого года или в начале следующего проект начнет реализацию в Кокшетау. Также сортировка будет охватывать рядом стоящий Зерендинский район.

— Кстати, о Зерендинском районе. Местные жители были против соседства с полигоном. Будет ли реализован этот проект, несмотря на недовольство местного населения?

— Нас извещали об этом. Эта политика закреплена за МИО, в том числе и выделение земельных участков под строительство объектов управления отходами. Но в Экологическом кодексе, а также в санитарных нормах указано, что при строительстве полигона должны придерживаться СЗЗ — санитарно-защитной зоны. Если там есть нарушения законодательства, то, конечно, там нельзя строить. Полигон — это явно не тот объект, который необходимо размещать рядом с населённым пунктом, потому что, сами понимаете, оттуда будет идти неприятный запах, а если не будет соответствовать экологическим требованиям, то, возможно, будет постоянное горение. Данный вопрос должен оставаться за акиматом Акмолинской области. Согласно Экологическому кодексу, проводятся общественные слушания, если общественность против, то в любом случае там не могут реализовываться никакие проекты.

— Часто строительный мусор и мебель к мусорным контейнерам или за город вывозят сами местные жители. Из-за этого контейнеры переполнены, а мусоровывозящие предприятия жалуются на поломку техники. Как Вы считаете, какие меры необходимо принять, чтобы люди перестали это делать? 

— Да, действительно такая проблема есть. Мусоровозы не предназначены для перевозки данного типа мусора — крупногабаритных отходов. Для этого типа мусора нужно нанимать отдельно или Камаз, или Газель. Для строительных и крупногабаритных отходов акиматы должны предусматривать отдельные площадки, чтобы его собирать. Главой государства еще в 2022 году давались такие поручения, чтобы акиматы предусмотрели отдельные площадки и отдельный вывоз этого мусора на отдельные полигоны. Даже на обычных полигонах такие вещи принимать запрещено Экологическим кодексом. У Астаны есть специальный полигон, где строительные отходы принимаются, дробятся, и из них делают щебень. Соответственно, они отдельно и собирают мусор у населения.

Для решения проблемы в прошлом году приняты поправки в Экологический кодекс — ст. 319, где предусмотрен особый статус городов Алматы и Астаны. Им дали полномочия разрабатывать отдельные правила по управлению всеми видами отходов. Это у нас древесные, строительные, медицинские отходы и другие.

К сожалению, у нас некоторые виды отходов находятся в компетенции разных госорганов. Медицинские — Минздрав, древесные и органические — Минсельхоз. Поэтому в прошлом году пилотный проект дал возможность акиматам Алматы и Астаны разработать в рамках этих поправок отдельные правила.

Астана в этом году уже утвердила свои правила по строительным отходам — как они должны собираться, транспортироваться и т. д. Если проекты дадут свой положительный опыт, мы будем рассматривать их масштабировано по всем регионам Казахстана.