Странам СНГ пора пересмотреть миграционное законодательство – эксперт

Денис Бердаков
Фото: nazarnews.org

Наблюдаемое усиление мер по контролю за мигрантами в Российской Федерации в связи с произошедшим терактом в «Крокус Сити холле» с пониманием воспринято Кыргызстаном. Таким мнением поделился в беседе с корреспондентом агентства Kazinform кыргызский политолог, автор Telegram-канала «Бердаков Online» Денис Бердаков.

Эксперт отметил, что в Кыргызстане с пониманием относятся к введению со стороны Российской Федерации дополнительных мер безопасности и режима усиленного контроля пропуска через государственную границу в отношении иностранных граждан.

— Вышла рекомендация министерства иностранных дел Кыргызстана, в которой призывают граждан, не имеющим веских оснований для выезда в Российскую Федерацию, временно воздержаться от поездки на ее территорию до снятия усиления, — сказал Д. Бердаков.

Отвечая на вопрос, как может подмосковный теракт отразится на странах Центральной Азии, эксперт видит несколько периодов последствий.

— В ближнесрочной перспективе до трех месяцев с территории России будут высылаться все нелегальные мигранты. Тут есть много моментов, некоторые заключаются в том, что более 1,5-2,5 млн человек, которых в России считают мигрантами, на самом деле давно уже российские граждане. Причем многие из них во втором поколении. И это никак не решается, ни визовым режимом, ни высылкой людей. Говоря о перспективе более 3 месяцев, то скорее, как ни парадоксально, все забудется, так как наблюдается колоссальная нехватка рабочей силы. Если брать период 1–1,5 года, то многих иностранцев придется обратно возвращать поскольку имеется высокий дефицит рабочей силы. При рассмотрении перспективы свыше 1-1,5 года, все будет зависеть от экономического состояния в России и происходящих событий в мире, — считает Денис Бердаков.

По его мнению, выходцы из Центральной Азии, которые хотели остаться в России, сделали это давно, получили гражданство. Многие вошли в гражданство в начале 2000-х годов. Там у них родились дети, которые отслужили в российской армии, получили высшее российское образование, в том числе военное, некоторые трудоустроены на государственную службу и в правоохранительные органы, имеют ипотеки от Сбербанка.

— Трудовые мигранты, приезжающие в Россию исключительно на заработки, постараются перестроиться на рынки Турции, Великобритании, Южной Корее, где наблюдается дефицит рабочей силы, как квалифицированной, так и разнорабочей. Ситуация очень динамичная, — считает он.

В случае принятия новых ограничительных мер в отношении трудовых мигрантов из Центральной Азии, эксперт видит несколько путей развития.

— Первое последствие. Те трудовые мигранты, которые захотят, окончательно войдут в гражданство РФ, потому что видят в этом единственный выход. По моим подсчетам, за последние 12 лет российское гражданство приняли более 500 тысяч этнических таджиков. В Кыргызстане и Узбекистане этот процесс тоже идет, но на порядок меньше.

Второе. Другая часть трудовых мигрантов, которых ограничения не устраивают, поедут искать другие рынки труда.

Третья часть трудовых мигрантов, имеющих специальности, согласятся на наем в рамках трудового договора. Если у трудового мигранта есть специальность ему без разницы как его будут нанимать на работу. К примеру, сварщик 6 разряда востребован как в РФ, так и Венгрии, Южной Корее, Восточной Европе, Германии. Такие специалисты понимают, что их квалификация — это пропуск на рынок труда, — считает эксперт.

Сам политолог выступает за организованную трудовую миграцию. Он считает, что создание прецедента в России с введением ограничения срока заключения трудовых договоров с мигрантами до двух лет, по факту станет одной из трещин в механизме Евразийского экономического пространства.

— Если серьезно рассматривать, то ЕАЭС создавался из-за двух вещей — рынка труда и рынка ГСМ. Рынок услуг, образовательный и финансовый рынки, по большому счету, серьезно не работают. Если треснет рынок труда, Кыргызстан, как и Казахстан будет находиться в ЕАЭС, но уже значительно в меньшей мере. Рынок ГСМ, с каждым годом наоборот интересен Кыргызстану, — сказал эксперт.

— Странам Центральной Азии для того, чтобы грамотно выстраивать торговую логистику, нужно иметь хороший союз, включающий торгово-экономические, инвестиционные отношения и с Астаной, и с Москвой, — убежден политолог.

По мнению Дениса Бердакова, российская политика будет строиться на том, чтобы принимать в свое гражданство новых «этнических соотечественников», а также посредством организованного набора привлекать специалистов.

Учитывая сохраняющиеся угрозы безопасности в регионе, по мнению эксперта, странам ЦА необходимо максимально укреплять военно-политическую интеграцию, приграничное сотрудничество, взаимодействие по линии спецслужб, а также торгово-экономическое сотрудничество в формате тройки — Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.

— Необходимо четко усиливать компетентный, сильный общегосударственный аппарат, включая силовой. При сильном госаппарате никто не сможет свергнуть власть, хотя попытки, очевидно, будут. Мы это наблюдали в разные годы в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане. Странам необходимо укреплять государственность. Как показывает практика, самая большая проблема таких объединений как ОДКБ — это наличие в странах внутриполитической розни, внутриэлитного конфликта. Если внутренние силы не справляются, внешнее вмешательство только усугубит процесс.

Также главной проблемой ЦА является нехватка рабочих мест, дефицит воды и перенаселенность. С учетом численности населения региона около 80 млн человек, странам тройки требуются очень тесное совместное экономическое взаимодействие по воде, электричеству, коммуникациям, — считает он.

Политолог также отмечает необходимость налаживания мощнейшего торгово-экономического пути из Китая в Россию и Китая в Европу и Ближний Восток.

— Более тысячу лет назад на Шелковом пути, который проходил через Самарканд, Бухару, юг Казахстана, шло процветание. Сейчас мы наблюдаем возрождение этого пути. Если посмотреть на объем инвестиций за последние 2 года, которые Европа предложила Китаю, Катар — Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану, то это примерно в 30-50 раз больше, чем было предложена за все годы независимости стран.

Государственная система должна быстро воспринимать деньги, инвестировать, помогать, поддерживать. Если все в регионе будет развиваться и процветать, сложно будет проникать деструктивным элементам, так как ключевая деструктивная идея в наших обществах — это социальная несправедливость и хроническая бедность. Если два эти момента устранить, при этом сохраняя жесткую вертикаль власти, то такой расклад всех будет устраивать. Бизнес будет удовлетворен, люди будут иметь свою работу, элиты будут иметь деньги с идущего потока и смогут развивать менеджерские компетенции, начнут управлять всем этим потоком, — заключил эксперт.

Сейчас читают