ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ: Подготовка качественных специалистов не мыслима без толковых учебников, идущих в ногу со временем - проректор КазНУ им. аль-Фараби Г.Балакаева

АЛМАТЫ. 28 февраля. КАЗИНФОРМ - Современное общество требует профессионалов, способных к продуктивному труду в различных сферах  социально-экономического развития. Об этом Казинформу 
None
None

сказала проректор по учебной работе КазНУ им. аль-Фараби, доктор физико-математических наук, профессор Гульнар Балакаева.

По ее словам, гарантом востребованности, успешной адаптации выпускников вузов является постижение главного требования, предъявляемого к специалисту, - умение применять научные знания на практике в соответствии с запросами рынка труда. Высшая школа должна ориентироваться не на подготовку «функционеров», а на становление познавательной активности и, прежде всего, перестройку мыслительной деятельности студентов, в основе которой лежит обучение интеллектуальным умениям, привитие навыков креативного мышления.

За свою многовековую историю высшая школа пережила не одну реформу. Но какой бы она ни была, подготовка качественных специалистов не мыслится без учебников.  Многое изменилось в отечественной системе образования за последние 20 лет, неизменным осталось одно - потребность в самой разной, но качественной учебной литературе.

Вузовскому учебнику, разработке и изданию качественных учебников на казахском языке было посвящено заседание учебно-методической секции Казахского национального университета имени аль-Фараби, прошедшее в январе этого года.

Учебно-методическая секция КазНУ является самой крупной в Казахстане. В ее состав входит 22 ведущих вуза страны,  председателем является ректор КазНУ Галым Мутанов.

Деятельность учебно-методической секции КазНУ наглядно демонстрирует, что не отдельные вузы, а только достаточно крупные объединения учебных заведений обладают необходимым потенциалом, чтобы выступать в качестве полноценных партнеров по всему спектру учебных  проблем. Благодаря объединению в учебно-методическую секцию вузы способны внести заметный вклад в модернизацию образовательных программ, развитие международной академической мобильности, трудоустройство выпускников.  Разработка и издание учебной литературы - проблема того же порядка.

Качественный вузовский учебник - это серьезная  тема, волнующая сейчас все высшие учебные заведения страны. Резкое повышение требований к качеству обучения, перевод системы образования на значительное количество самостоятельной работы студентов, появление в образовательных программах новых дисциплин, естественно, требуют учебников, учебных пособий, учебно-методических разработок, позволяющих студенту при минимальном участии  преподавателей самостоятельно «добывать» знания.

Можно сразу определить несколько уровней проблемы: моральное и физическое устаревание вузовских учебников, издание учебников на казахском языке, издание учебников по новым дисциплинам,  разработка электронных учебных изданий.

Да, многие учебники советских времен устарели, они отражают ушедшие в прошлое мир и идеологию. Старые книги вследствие не только морального, но уже и чисто физического износа постепенно выпадают из оборота. Дорогие переводные учебники по новым дисциплинам тоже не слишком пригодны, потому что отражают реалии другого мира. Новое поколение студентов ждет своих, казахстанских учебников, доступных каждому, и имеет на это полное право хотя бы потому, что многие из них платят за свое обучение. И, если современный вуз не обеспечивает своих студентов полным комплектом учебно-методической литературы, то студент, серьезно думающий о своей будущей карьере, вправе усомниться: а сможет ли такая alma mater сделать его полноценным специалистом?

Проректора КазНУ поддерживают многие коллеги. Так, декан высшей школы экономики и бизнеса КазНУ им. аль-Фараби Баян Ермекбаева заявила, что благополучная на первый взгляд ситуация с выпуском учебников  по экономике и бизнесу при более детальном анализе показывает, что из  десяти книг, поступивших на экспертизу, положительную оценку получила только одна. Практика представления рукописей  по экономическим специальностям убеждает, что нет необходимости в очередном  учебнике по маркетингу или менеджменту, гораздо важнее обеспечить учебно-методической литературой новые дисциплины, включенные в учебные планы в последние годы. Задачей экспертов является квалифицированная проверка точности формулировок экономических понятий и категорий, соответствие учебника или учебного пособия образовательному стандарту по специальности, научная корректность излагаемого материала, доступность текста для студента. Этим и занимаются эксперты по экономическим специальностям под руководством учебно-методической секции.

Проректор по учебной работе Павлодарского государственного университета имени С.М.Торайгырова Нелли Пфейфер отметила, что по каждой специальности  существуют фундаментальные учебные издания, по которым училось не одно поколение студентов и которые до сих пор востребованы в учебном процессе. Такие книги стоит перевести на казахский язык и использовать в учебном процессе в качестве основной литературы.

По мнению Н.Пфейфер, учебно-методическая секция должна инициировать и контролировать все виды и формы издания учебной литературы. Надо хорошо продумать процедуры издания, перевода и переиздания востребованных учебников. Во избежание появления пиратской литературы следует создать юридическую службу для обеспечения правовой основы книгоиздательства. Отдельным направлением деятельности секции должна стать подготовка и выпуск электронных учебников - самое эффективное направление учебно-методической деятельности вуза.

Но электронный учебник - не альтернатива, а скорее, дополнение к традиционным формам обучения. Он не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений. Скорее это «электронный  лектор», призванный  не только сохранить все достоинства учебника, но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. При этом  важно в правовом формате перейти к масштабному изданию электронных учебников, создав рабочие группы ученых и программистов, считает представитель павлодарского вуза.

Проректор Северо-Казахстанского государственного университета имени М.Козыбаева Лаура Каиржанова отметила, что оптимальный срок жизни учебной книги - 4-5 лет. После этого требуется или новый тираж, или новый учебник. На практике в наших вузах они обновляются через 6-7 лет. Для сравнения: в США учебник уже через два года считается устаревшим.       

«Проблема  издания переводных учебников по новым дисциплинам в вузах является сегодня особенно актуальной. Поэтому необходима творческая работа тройственного союза  (переводчик - издательство - учебно-методическая секция) по отбору предложений, подготовке к переизданию и экспертизе учебных книг», - заявила Г.Балакаева.

 Существуют минимальные требования к учебной литературе, несоблюдение которых автоматически исключает выдачу «грифа». К обязательным требованиям относится достаточно полное изложение материала, отвечающее программе дисциплины. Второе требование к учебной литературе заключается в особой требовательности к качеству текста: доступность, точность формулировок, ясность графического материала и т.д.. Третье обязательное требование - методическое: четкая последовательность изложения материала по принципу - от простого к сложному; пояснение трудноусвояемых положений с обязательной ссылкой на литературу и  приведением примеров, расчетов, поясняющих этот постулат; наличие контрольных вопросов по наиболее сложному содержанию текста и  заданий для самостоятельной проработки вопросов; выводы в конце каждой темы, заключение в конце учебного пособия.

Выполнив эти основные требования к написанию учебника или учебного пособия,  автор  может быть уверен, что его работа проведена не напрасно, а студенты получат толковый учебник, позволяющий как самостоятельно, так и под руководством преподавателя эффективно усвоить материал по соответствующей дисциплине, отметила проректор КазНУ.

Сейчас читают