В рамках Таможенного союза перспективы могут появиться у любой отрасли нашей экономики - первый заместитель председателя НЭП «Союз Атамекен» Е.Никитинская

None
None
АСТАНА. 29 марта. КАЗИНФОРМ /Серик Сабеков/ - В последнее время тема Таможенного союза стала очень актуальной и одной из самых обсуждаемых не только у нас, но и во всех странах - участницах. Если одни говорят, что вступление в ТС - это, прежде всего, экономический вопрос, другие видят в нем только политическую составляющую. Иные экономисты и предприниматели пессимистически оценивают создание такого

интеграционного объединения, другие - только положительно. Своим мнением по этому вопросу в интервью с нашим корреспондентом поделилась первый заместитель председателя НЭП «Союз Атамекен» Екатерина Никитинская.

-Екатерина Сергеевна, как вы считаете, вступление в Таможенный союз это все-таки больше экономическая или политическая тема?

-Поскольку мы говорим о создании единого торгового и таможенного пространства - это, конечно, прежде всего, вопрос экономический. Потому что целью создания Таможенного союза является устранение всех барьеров торговли, создание единых гармонизированных систем налогообложения, единого таможенного пространства, а также создание единой экономической территории. Но, если говорить о соотношении экономики и политики в этом вопросе, вы сами знаете, что в основе любой политики - лежит экономика. То есть, такое экономическое соглашение между тремя государствами приведет к определенным общественным сдвигам, это тоже надо учитывать. Поэтому практическая реализация этого союза требует определенной политической согласованности и консолидации, но оно будет производным от экономического объединения.

-С началом этого года мы уже вступили в Таможенный союз, хотя переговорный процесс все еще продолжается, понятно, что эта работа не одного дня и нам еще предстоит пройти несколько этапов в этом направлении. Можно ли сегодня говорить об определенных плюсах или минусах, которые уже ощутили предприниматели?

-Сейчас мы подключены к тому, чтобы обсуждать Таможенный кодекс Казахстана, который приводится в соответствие с Единым таможенным кодексом (Таможенного союза), подписанным главами трех государств. В этом вопросе есть определенные сложности. Когда разрабатывалось национальное таможенное законодательство, в ходе дискуссий, переговоров с Правительством мы достигли определенного прогресса, то есть были учтены наши пожелания. Теперь же мы работаем над этим же законодательством, но уже с учетом нового Таможенного кодекса, и поэтому я не могу сказать, что эта работа завершена и насколько однозначно все наши проблемы будут учтены. Это можно будет сказать только по завершении этой работы.

Сейчас вот идут обсуждения темы таможенных пошлин и их гармонизации. В этом направлении будут предусмотрены переходные периоды, и говорить, что нам всем стало плохо или хорошо, я думаю - еще рано.

-Чего вы ожидаете в связи с введением единых таможенных пошлин?

- По предварительным прогнозам, для Казахстана будет повышение по транспортной группе пошлин, по древесине, по холодильному оборудованию, по бытовой технике. Ждем понижения по отдельным видам инструментов и аппаратов, отдельным видам сельхозпродукции. Но надо помнить, что это пока только ожидания, потому что переговорный процесс еще не закончен. Поэтому для того, чтобы точно сказать, какие будут плюсы или минусы, опять повторюсь, нужно дождаться окончательного решения и сделать расчеты. Национальная экономическая палата такие расчеты делает на базе входящих отраслевых ассоциаций и в отношении отдельных предприятий, а в масштабах страны эти прогнозы и расчеты должны производиться Правительством, с учетом баланса и статистических данных в целом по экономике. Бизнес-сообщество весьма заинтересовано в подобном анализе.

- Принимаете ли вы участие со своей стороны в переговорах по Таможенному союзу?

- В переговорах участвуют только представители Правительства. С нашей стороны начата работа с отдельными российскими ассоциациями. К примеру, с ассоциацией масло-жировой промышленности РФ. Ее представители обратились к нам по вопросам возможного взаимодействия, со своей стороны, мы рекомендавали им для совместной деятельности одного из членов «Союза Атамекен» - ассоциацию пищевой промышленности. В настоящее время между ними заключено специальное соглашение трех стран-участниц Таможенного союза. Теперь предлагаемые отраслевые тарифы в рамках Таможенного союза прорабатываются одновременно и консолидированно бизнес-ассоциациями наших стран, которые находят взаимосогласующиеся позиции. Мы планируем подписать такое же соглашение сРоссийским союзом промышленников и предпринимателей и Белорусским объединением предпринимателей. Это необходимо, чтобы вырабатывать консолидированную позицию по таможенным пошлинам, по снятию административных барьеров и иных торговых препятствий, а также для согласования технических регламентов и стандартов. Со стороны казахстанского бизнеса мы готовы занимать самую активную позицию в данном процессе. Но это будет не просто. Пока не было опыта такой работы, и все нужно выстраивать заново. Поначалу в такой совместной деятельности может быть не все гладко. Но двигаться в этом направлении необходимо, так как в противном случае мы получим только правительственное решение. Для бизнеса такое положение далеко не всегда оптимально.

-Много ли корректировок вносится в Таможенный кодекс Казахстана, и с какими предложениями в этой связи выступает «Союз Атамекен»?

- Предложений у нас много, нами подготовлена целая таблица, где детально проработаны все вопросы, которые нас не устраивают. В целом, по нашему мнению, для некоторых наших фирм, занимающихся предоставлением услуг, установлены в рамках Таможенного союза достаточно высокие требования по страховым обеспечениям, по уставному фонду. Мы предлагаем найти какой-то выход из этой ситуации для того, чтобы наши компании могли все-таки продолжать работать в данном секторе экономики. Чтобы данная сфера услуг не была потеряна для казахстанского бизнеса. Мы подали эти предложения в рабочую группу при Министерстве финансов, и в данное время они прорабатываются.

- С какими проблемами на практике могут столкнуться наши предприниматели?

- Главное для нас - учесть в таможенных тарифах специфику нашего реального производства, прежде всего обрабатывающего сегмента. Правительству нужно активней привлекать бизнес-сообщество, сделать обязательной систему консультаций для выстраивания точной позиции в переговорном процессе, особенно по тарифам. Наша обрабатывающая промышленность менее развита, чем российская, у них более крупные предприятия, иные финансовые потоки, это надо обязательно учитывать. Некоторые изменения в тарифах могут быть не существенны для российского бизнеса, а для нас они пусть даже в 3 или 5 % - могут оказаться губительными. Поэтому для нас очень важно отдельно самостоятельно просчитывать последствия подобных изменений.

Далее, в рамках Таможенного союза могут де юре отсутствовать какие-либо административные или экономические барьеры на территории стран-участниц, но де факто они будут продолжать существовать. Когда казахстанский предприниматель входит на территорию России он нередко сталкивается с барьерами, которые созданы на базе специфических территориальных нормативных актов. Россия - это же федерация, и в каждом регионе существует своя законодательная база, порой она бывает труднопреодолимой. Это может нанести непоправимый ущерб, особенно когда речь идет о поставках пищевых продуктов, поскольку срок хранения их ограничен. В этой связи очень важно создать эффективные механизмы, при помощи которых мы могли бы, либо через Правительство, либо через Комиссию Таможенного союза максимально оперативно решать возникающие вопросы.

-Если говорить о долгосрочной перспективе, что даст Таможенный союз нашему бизнесу?

-Если будет создана та идеальная модель, которая презентуется, она, безусловно, должна ускорить многие процессы. В частности, ее реализация снимет барьеры и позволит более интенсивно интегрировать товарные и финансовые потоки в едином таможенном пространстве. Это же очень удобно, когда ты можешь в другую страну транспортировать товар точно так же, как в соседний город своего государства. Концептуально это должно привести к снижению издержек для бизнеса. Однако, в конечном итоге, все будет зависеть от того, как быстро и насколько эффективно мы сможем урегулировать все вопросы.

-Какие отечественные отрасли экономики, по вашему мнению, наиболее перспективны в рамках Таможенного союза?

-Если мы на самом деле сможем организовать эффективные переговоры и реализовать все запланированное, перспективы могут появиться у любой отрасли нашей экономики.

- Как вы считаете, станет ли программа «Дорожная карта бизнеса -2020» хорошей помощью для предпринимателей в условиях Таможенного союза?

-Эта программа формировалась по семи направлениям, которые были указаны в одном из Посланий Президента, но, как сказал министр индустрии и новых технологий, в принципе она будет открыта для внесения других приоритетных отраслей. Я думаю, у нас еще появится два-три предложения в отраслевом разрезе.

Видите ли, эта программа нацелена в основном на повышение производительности труда, на интенсивное техническое обновление предприятий. Если эта составляющая будет материализована в конкретных производствах, то она, конечно, поможет. Наша проблема заключается в том, что у нас очень плохо обновляется техническая и технологическая часть на действующих предприятиях. Кроме того, в рамках программы планируется создать около 150 новых производств. Будем надеяться, что это будет реализовано. Предприниматели изначально готовы внедрять новые технологии. Мы считаем, что было бы правильным в рамках этой программы предоставить поиск новых технологий для своего предприятия - самим предпринимателям, а не государственным органам. Каждый предприниматель, если он работает в том или ином сегменте рынка, лучше любого чиновника знает, какие новшества ему нужны и где их приобрести. Нужна также очень простая процедура прохождения и утверждения проектов.

Сейчас читают