«У всех нас должен быть дух единой нации» - руководитель ассоциации «Вайнах» А.Мурадов о трех составляющих Доктрины национального единства

АСТАНА. 31 мая. КАЗИНФОРМ /Аскар Бимендин/ - У нас одна страна и одна судьба, в Казахстане живут люди разного происхождения, и они должны иметь равные возможности, у всех нас должен быть дух единой нации - вот три составляющие Доктрины национального единства, это три наши
None
None

точки опоры, которые не могут быть оспорены, сказал член Ассамблеи народа Казахстана Ахмед Мурадов на прошедшем международном форуме историков.

Накануне Дня памяти жертв политических репрессий, член Ассамблеи народа Казахстана, руководитель ассоциации «Вайнах» Ахмед Мурадов вместе с участниками международного «круглого стола» «Общность истории и судеб как фактор консолидации Евразийского пространства» посетил Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР) и прокомментировал важность прошедшего мероприятия:

- Что такое день 31 мая в жизни нашего государства?! Я так скажу: одним из первых законов, который принял суверенный Казахстан, был Закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Ведь это большая боль каждого казахстанца, вне зависимости от нации: от системы сталинского режима натерпелись все - и казахи, и русские, и остальные нации и этносы республики, которые попали под пресс не только репрессий, но и депортаций.

Тогда же встал вопрос - в каком формате всех собрать, так, чтобы было понятно и чтобы мы могли воспринимать это как единый для всех день памяти и скорби? Наш Президент - очень дальновидный человек, тогда, на заре суверенитета было принято решение днем памяти определить 31 мая. Это последний день весны, в это время года обычно тепло, и людей можно собирать на улице, проводить ритуалы поминовения. Считаю, что это удачный день для обращения к духам предков, ведь каждый разумный человек должен помнить тех, кого раздавила та система. Это особо важно здесь, в Казахстане.

Как сказал однажды Олжас Сулейменов, Казахстан был всеобщей каторгой, на которой одни умирали, другие рождались. То, что было облечено в форму каторги, осталось в прошлом. На этом месте сегодня мы, умиротворенные и одухотворенные, проводим акции поминовения, и, в то же время, опираясь на научные, исторические данные, создаем новую модель, при которой такие проявления уже невозможны по определению - ни в политических, ни в нравственных координатах.

Это были страшные явления, когда абсолютно невинных людей, только за то, что они были детьми и женами, за то, что они были с кем-то одной нации, ссылали в степь, чтобы ликвидировать саму человеческую суть. Если говорить о нас, все чеченские и ингушские города и аулы буквально в один прием были вычищены, полмиллиона сосланы в Среднюю Азию в феврале и марте. А что творится здесь в марте, вы знаете: это страшные бураны, пурга...

Но мы попали на землю людей единой веры, единой судьбы. Мы, обреченные на смерть, оказались среди казахов, у которых человечность и честь оказались сильнее, чем сталинская пропаганда. В нас они видели людей, которые нуждаются в поддержке. У казахов вообще на генетическом уровне заложено стремление к помощи страдающим. Они не дали умереть нашим предкам с голоду. Приняли, согрели, подняли. Мы, наверное, еще не сполна воздали казахам за тот нравственный урок, который они дали не только нам, но и другим народам. Вспоминая о тех временах, мы постоянно благодарим Бога, за то, что в лихое время были люди, которые оказались рядом и поддержали нас.

Сегодня в с.Акмол, по прошествии многих лет, мы видели слезы людей, которых когда-то детьми приносили сюда на руках ссыльные матери, мы знаем воспоминания чеченцев, это тяжело вспоминать, но и нельзя забывать. Именно поэтому мы - Ассамблея народа Казахстана - проводим такие мероприятия во всех городах и селах Казахстана.

То, что мы участвуем в конгрессе историков, можно назвать первым и важным опытом. Он нужен для того, чтобы, говоря об известных событиях 1937-1938 годов, мы не перехлестнулись с пониманием этой проблемы в других странах. Высказываясь о тех событиях, некоторые договариваются до того, что «раз решения принимались из Москвы, значит - во всем виноваты русские». Понятно же, что это не так. Тем не менее, такие мнения могут привести к новым конфликтам.

Поколение, которое на себе испытало репрессии и депортации, по моему мнению, должно передать лишь эмоциональную сторону произошедшего, а не политическую, юридическую или экономическую. Нынешнему, интеллектуальному поколению надо понять, что это было, признать объективно итоги событий и поставить для себя красный флажок, за который не следует заходить. Мы в превентивном порядке должны сказать новым поколениям, что будет так же, как было, если не сумеем жить вместе, понимая общие интересы, жить единой судьбой и целью на одной территории, здесь я имею в виду нашу страну - Казахстан.

Ну и потом, в условиях интеграционных процессов, нам следует не искать себе врагов, а искать сторонников, искать факторы для консолидации в интеллектуальной, гуманитарной сферах, и тогда мы сумеем выстроить чистые, ясные, человеческие взаимоотношения со всем миром. Большая роль в этом принадлежит ученым-историкам, которые должны найти точки соприкосновения и выработать нужные рекомендации. Лишь так мы получим логику следующих шагов к смягчению отношений между государствами, народами и конфессиями.

Сегодня у нас толерантная ситуация в стране, где полная свобода самоопределения, свобода деятельности, и, самое главное, у нас в Казахстане появился документ, который вобрал в себе чаяния очень многих казахстанцев - это Доктрина национального единства. Она поистине выстрадана и рождена интеллектуальным потенциалом представителей многих национальностей Казахстана, и, надо сказать, весьма радикальных людей.

В дискуссиях и размышлениях они пришли к простому выводу: у нас одна страна, одна судьба, и в этой стране люди разных происхождений должны иметь равные возможности, и все это должно быть подкреплено духом единой нации - вот три составляющие этой доктрины. Это три точки опоры, которые никто не может оспорить. Если их не будет, ни один человек не сможет состояться как личность. Это тоже очень важно помнить.

Хочу добавить, что наш опыт очень конструктивный и положительный. Сегодня его перенимают и создают собственные ассамблеи народов в странах СНГ. В Российской Федерации есть Ассамблея народов Татарстана, Чеченской Республики. Это очень важный и полезный институт.

Сейчас читают